Святослав Бирюлин: «Получение госзаказов через GR никак не способствует развитию рыночной экономики»

Эксперт по стратегическому менеджменту о том, нужно ли лоббировать интересы компании во властных структурах и можно ли получить госконтракт без GR

Почему крупный бизнес без GR-функции — это нонсенс? Как гендиректора современных компаний превратились в «толкачей», продвигающих нужные решения или заказы через запутанные коридоры власти? Почему получение заказов через «джиар» не способствует развитию рыночной экономики? Приноровились ли наши частные компании грамотно выстраивать отношения с властными структурами? Какие деньги готовы платить «джиарам» в России? На эти вопросы в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», ответил директор компании Sapiens Consulting, эксперт по стратегическому менеджменту Святослав Бирюлин.

«Однажды я спросил, почему за все время я ни разу не увидел на месте генерального директора...»

Недавно мы проводили обязательный аудит стратегии (точнее, на государственном языке — долгосрочной программы развития) крупной государственной компании. Во время аудита мы, конечно, очень много общались с сотрудниками компании, и однажды я спросил, почему за все время я ни разу не увидел на месте генерального директора.

Сотрудники объяснили мне, что он вообще редко бывает в офисе, но не потому, что ленив, а потому что его основная работа — взаимодействие с Росимуществом (это основной акционер, хотя и не единственный), с профильным министерством, которое курирует компанию, с госбанками, которые ее кредитуют и так далее. В этом и заключается его работа, пояснили нам. За операционное управление компанией отвечают замы, а задача генерального директора — представлять компанию в эшелонах власти и обеспечивать ей нужную помощь или преимущества там, где это требуется.

В советское время люди, умевшие проталкивать нужные решения или заказы через запутанные коридоры власти, назывались «толкачами». Они знали, к кому и когда нужно пойти и что «занести», чтобы предприятие получило желаемое. Мой отец, к примеру, в последние советские годы работал на предприятии, принадлежащем Всесоюзному обществу слепых. Генеральный директор этого предприятия был отличным «толкачом», умело обеспечивая завод нужными заказами или оборудованием. В современных госкомпаниях эту роль часто выполняют генеральные директора.

«Де-факто их работа — обеспечивать компании выход на нужный уровень взаимодействия с властью, на котором они могут представить свои проекты и предложить свои услуги. Причем речь не обязательно идет об «откатах» — задача «джиаров» просто обеспечивать нужный уровень диалога». Фото gr-news.ru

«Без GR сделать бизнес на госконтрактах очень сложно»

Но это — госкомпания, а, как известно, госкомпании живут по своим законам. Однако недавно по заказу другого клиента, совершенно частной компании, мы проводили конкурентную разведку — выясняли, как его крупнейший конкурент (тоже сугубо частная компания, да еще и с иностранным капиталом) добился такого успеха. Компания частная, но работает в нише госзаказа. В ходе разведки мы выяснили, что так называемые «директора направлений» в компании-конкуренте — это, на самом деле, специалисты в области GR. Они плохо разбираются в специфике компании и являются руководителями только формально. Де-факто их работа — обеспечивать компании выход на нужный уровень взаимодействия с властью, на котором они могут представить свои проекты и предложить свои услуги. Причем речь не обязательно идет об «откатах» — задача «джиаров» просто обеспечивать нужный уровень диалога.

Ни для кого не секрет, что без GR сделать бизнес на госконтрактах очень сложно. Конечно, можно участвовать в тендерах и даже выигрывать их, но личные отношения играют слишком важную роль, чтобы их не использовать. А поскольку госзаказ, в явной или опосредованной форме, занимает все большую долю в ВВП, то умение получить его становится чрезвычайно важной компетенцией.

Та частная компания искала специалистов даже через открытые и широко известные сайты поиска сотрудников. Согласно описаниям вакансии, соискателям обещали весьма щедрую заработную плату (от 400 000 рублей) в обмен на опыт работы во властных структурах и соответствующие связи. Согласно собранным нами данным, будущим «джиарам» обещают также весьма щедрые бонусы за выигранные тендеры и полученные заказы. Но справиться с такой работой человек без соответствующей подготовки не сможет — нужно знать, как устроена внутренняя механика принятия решений в соответствующих организациях, а это не узнаешь, пока в них не поработаешь.

«Уже само название термина GR — government relationships — указывает на его иностранное происхождение, а это, в свою очередь, говорит о том, что сама идея влияния на власть с целью получения выгод существует далеко не только в России». Фото nacsonline.com

«Респектабельные компании, как Siemens, также попадают в скандалы с получением заказов»

Уже само название термина GR — government relationships — указывает на его иностранное происхождение, а это, в свою очередь, говорит о том, что сама идея влияния на власть с целью получения выгод существует далеко не только в России. В героях, скажем, трилогии Теодора Драйзера «Финансист», «Титан», «Стоик», дело которой происходит в США в начале XX века, легко разглядеть черты современных российских чиновников и бизнесменов, выстраивающих компании на тесных отношениях с ними. Герои книги не совсем честно получают подряды на строительство «конки» или вывоз мусора и делают на этом состояния.

В современном западном мире GR (или, как его еще называют, лоббизм) — тоже отнюдь не редкое явление. Время от времени весьма респектабельные компании, такие, как, например, Siemens, оказываются втянуты в скандалы с сомнительными способами получения заказов. Крупные российские компании тоже применяют подобные методы. К примеру, можно вспомнить недавний материал об огромных тратах лоббистов «Газпрома» в ЕС.

Точных цифр, наверное, ни у кого нет, но интуитивно кажется, что каким бы ни был объем подобного теневого рынка в развитых странах, его доля в ВВП западных стран относительно невелика. В России, кажется, она существенно больше — поскольку и госзаказ занимает бОльшую долю в ВВП, и получение господрядов без GR существенно менее вероятно. Отсюда и спрос на такого рода специалистов. Однако получение заказов через «джиар» никак не способствует развитию рыночной экономики и, будем надеяться, со временем эта деятельность как минимум уменьшится в объемах, хотя прямо сейчас можно, скорее, наблюдать обратный тренд.

Святослав Бирюлин

Новости партнеров