Белое золото Ильшата Фардиева: «апгрейд» «Заинского сахара» обойдется «Агросиле» почти в 3 млрд рублей

В холдинге рассказали, что не будут в ближайшее время покупать «ваминовские» активы и не планируют увеличивать свой земельный банк

Сегодня ОАО «Заинский сахар», входящее в структуры «Агросилы» Ильшата Фардиева, показало успехи своей модернизации, таким образом отчитавшись за вложенные «Агросилой» же средства. Корреспондент интернет-газеты «Реальное время», побывав на предприятии, пообщался с новым директором завода Андреем Трошиным и гендиректором холдинга Светланой Барсуковой, которые рассказали о планируемых вложениях в 2,2 млрд рублей до 2023 года и уже совершившихся в 2016 году в размере 400 млн рублей. Из нашего материала вы узнаете, как компания подготовилась к ценовым играм на мировых торговых биржах. И справилась с экологическими неурядицами — жители Заинского района, уверяют в компании, перестали жаловаться на сахарный завод. Справился ли сам Ильшат Фардиев с проблемами упавшего ему в руки бывшего сахарного актива обанкротившегося агрохолдинга, и смог ли он сделать то, что когда-то не смог сделать «Золотой колос»?

Как украинский кризис ударил по сахарному бизнесу

Показывал журналистам сахарный завод недавно назначенный директор Антон Трошин (проработавший здесь с 1999 года). Почему ушел прежний директор, Шамиль Мингазов, в компании не сообщают — из открытой информации известно, что Мингазов попрощался с коллективом в апреле этого года.

Трошин, севший в кресло директора 3 марта 2017 года (до этого он три года отвечал за развитие бережливого производства на заводе), встретил журналистов на забетонированном кагатном поле, где обычно хранят свеклу. Он рассказал, что в этом году планируется переработать 1,3 млн тонн сахарной свеклы, выработав около 200 тыс. тонн сахарного песка. Чтобы этого достичь, пришлось прилично вложиться. Во-первых, появилась бетонная площадка площадью 17 гектаров, где свеклу хранят в течение нескольких месяцев — одновременно это поле может принять до 450 тыс. тонн. Во-вторых, для складирования и укладки свеклы была закуплена почти за 50 млн рублей буртоукладывающая машина — так как к настоящему моменту машинно-тракторный парк завода «довольно устаревший». Производительность машины — 400 тонн в час, она способна укладывать кагаты высотой до 11 метров (старая машина делала это на 4 метра ниже — соответственно поле было неукомплектовано).

Валерий Уразайкин, начальник производства жома и хранения сахарной свеклы, комментируя покупку, озвучил любопытные вещи — как оказалось, большая политика аукнулась даже на сахарном производстве. Дело в том, что раньше такие БУМы делали в Украине, пришлось переориентироваться на отечественный продукт: покупать машины на ульяновском заводе ООО «Техника — Технология — Конструкции» (бывшее оборонное производство). Но и этот продукт оказался возможен лишь потому, что сотрудники предприятие изучили аналоги американских машин, и уже после этого начали производить свое. Произвели уже семь машин, одна из них отправилась в Заинск.

«Заинский сахар» подготовился к ценовым играм на мировых товарных биржах, построив склад в 200 млн рублей

В-третьих, приобрели систему активной вентиляции (на «Липецком заводе инновационных технологий») для охлаждения сахарной свеклы, чтобы та находилась в сонном состоянии, не потребляла сахар и не гнила. Всего, по словам Уразайкина, было куплено три комплекта вентиляции. Каждый стоит 30 млн рублей (итого получается 90 млн рублей). Срок окупаемости — три года. Система вентиляции позволяет уменьшить потери сахара в свекле почти в 10 раз.

В-четвертых, «Агросила» вложилась в строительство нового склада, по размерам похожего на авиационный ангар, площадью 5,4 тыс. кв. м (построен за год, открылся в сентябре 2016 года). Склад позволит хранить 27 тыс. тонн гранулированного жома (используется в качестве корма) или 41 тыс. тонн сахара-сырца. На склад ушло еще более 200 млн рублей.

— Площадей не хватало для жома гранулированного в тех объемах, в которых мы его производим, — объяснил необходимость больших трат Трошин. — Как показывает рынок: сразу с колес жом гранулированный продавать нецелесообразно, так как цены на этот продукт меняются в зависимости от времени года. Теперь у нас появился буфер, и мы можем ждать выгодного для нас времени продаж.

— Сколько таких складов у вас? — поинтересовались мы.

— Один мы построили. Второй уже был. Нам обоих складов пока хватает. Рынок по жому, кстати, настолько еще не насыщен (в отличие от сахара), что мы можем его продавать с легкостью еще больше. Это рынок сахара переполнен. А жом легко покупают, готовы брать. Как Россия, так и зарубежье. Продаем мы в Европу, Марокко. Берут жом вагонами за хорошие деньги.

— А цена сейчас на мировом рынке какая на жом?

— Цена — 6 тыс. рублей за тонну.

— В прошлом году столько же?

— Ну, немножечко больше, немножечко меньше. Я говорю, цена играет. Для этого нам и нужны склады, чтобы играть на ценах: пошло повышение цены, значит можно продавать! Пошел спад — можно притормозить продажи и дождаться выгодной для нас цены.

В «Заинском сахаре» уверяют, жители перестали жаловаться на плохую экологию из-за работы завода

При этом часть жома (сырой жом) компания отдает бесплатно местным фермерам. Да, жомо-сушильный комплекс на 6,5 тыс. тонн был построен еще в 2008 году. Но сейчас в компании производительность выше: в итоге «Заинский сахар» вынужден часть жома в сыром виде, который она не способна сегодня обработать, отдавать фермерским хозяйствам «за спасибо». Трошин объяснил: задача на сегодня — расширение мощностей, в будущем производить 100% гранулированного жома. План довольно амбициозен, учитывая, что в прошлом году «Заинский сахар» смог «загранулировать» 4,52% жома («лучший показатель в России»). Но для осуществления этого плана «Агросила» опять же не скупится. И это в-пятых. Валерий Уразайкин заметил, что в рамках масштабной модернизации компания уже поменяла в прошлом году один пресс, в этом году — второй. В последующие три года «Заинскому сахару» необходимо заменить все пять прессов.

— Сколько стоит один пресс? — уточнили мы, желая знать порядок цифр.

— Около 50 миллионов…

— То есть, более 200 млн рублей надо вложить в новые прессы?

— Да, а эти вложения оправдывают себя! Сегодня посмотрите, куда девать сырой жом? Экологи сейчас очень злые! — эмоционально заявил Уразайкин.

Трошин печально подтвердил существовавшие «еще недавно проблемы»:

— Поэтому давным-давно была поставлена задача по строительству жомо-сушильного комплекса. И вот уже много лет как экологический вопрос мы сняли!

— То есть, жители Заинска больше не жалуются на вас? — осторожно спросили мы.

— Нет, не жалуются! — твердо заявил директор завода. — Потому что мы и сами готовы продавать гранулированный жом на экспорт, а не складывать его в яму!

— Буквально в течение трех лет мы должны исключить попадание жома в сыром виде в жомовую яму, — отметил Уразайкин. — К складам у нас есть удобные подъезды как для поездов, так и для автопоездов. Есть и мелкая фасовка — народ берет этот продукт. 32 тыс. тонн жома мы можем хранить, остальную часть за сезон надо продать.

В-шестых, «Агросила» вложилась и в строительство радиального отстойника на территории завода стоимостью более 200 млн рублей — эта станция позволяет транспортирующую свеклу воду очищать «методом отстаивания»: вода чистая возвращается на производство, а грязная по специальным лоткам выкачивается насосом на поля фильтрации. Трошин назвал эту технологию инновационной, и уверил, что она позволит существенно снизить расход воды на полях фильтрации:

— И экологическая обстановка улучшается в разы в результате! — поспешил добавить он.

Рядом со станцией достраивается (и будет запущен в этом году) «пруд-охладитель» объемом 15 тыс. кубометров стоимостью 15 млн рублей: здесь охлаждается чистая вода, которая циркулирует на предприятии. Раньше, заметил глава «Заинского Сахара», вода сбрасывалась в речку Бугульминку — с прошлого года «вода не сбрасывается».

— Считайте, что это большая ванна. Насосы закачивают воду с реки Зай, затем выключаются. И эта вода «трудится» в замкнутом контуре, охлаждаясь здесь и возвращаясь на производство. В итоге сбросов воды нет, что зафиксировано Росприроднадзором, в том числе экологи счастливы, штрафов нет, и мы тоже счастливы! — с облегчением вздохнул Трошин. — Это существенно еще и экономит наши ресурсы.

Вложено в 2016 году 400 млн рублей, в течение шести лет «Агросила» инвестирует еще 2,2 млрд рублей

Как и в случае с «Челны-бройлером», другим активом «Агросилы», основная нагрузка инвестиций ляжет на кредитные линии (70%). Остальное — собственные средства. Перед юбилейным торжеством в честь 50-летия заинского сахарного завода директор холдинга «Агросила» Светлана Барсукова рассказала, что в 2016 году завод произвел 136 тыс. тонн сахарного песка, впервые за всю историю перерабатывая 7,6 тыс. тонн свеклы в сутки. Планируется, что выручка «Заинского сахара» составит в 2017 году 6,1 миллиарда рублей, что на 30% больше, чем в 2016 году. Но для этого результата пришлось хорошо вложиться:

— В этом году мы приняли инвестпрограмму «Заинского сахара» до 2023 года, собираясь увеличить переработку сахарной свеклы до 8 тыс. тонн в сутки. Планируем произвести 157 тыс. тонн сахарной свеклы.

— Светлана Геннадьевна, какой объем инвестиций был вложен в предприятие, и сколько будет вложено до 2023 года. И, наконец, насколько эти вложения будут отбиты, и когда? — поинтересовались мы, представляя в уме огромные цифры.

— До 2023 года собираемся вложить порядка 2,2 млрд рублей. В 2016 году вложили 400 млн рублей. Что касается окупаемости, мы предполагаем, что это произойдет за 6—7 лет.

— За 6—7 лет после 2023 года?!

— Нет, рассчитываем постепенно. Я не могу сказать, что буду ждать 2023 года… В среднем по всему оборудованию, которое мы модернизируем, срок окупаемости — 6-7 лет.

«Агросила» пока не намерена больше покупать «ваминовское наследство» — зато готова производить сыр

Светлана Барсукова также прокомментировала новую покупку молочного актива УК «Просто молоко» (бывший актив «ВАМИНа»), заявив, что приобретение его было вызвано удачным расположением по логистике: все активы «Агросилы» по производству сырого молока тоже расположены в Закамской зоне. По ее словам, «Агросила» собирается выводить на рынок новую линейку продуктов до конца 2017 года. На наш вопрос, не собирается ли холдинг на челнинских мощностях запускать производство сыров, Барсукова ответила положительно: правда, не став озвучивать, какой именно вид будут производить, лишь заметила, что сыр будет высококачественный. Комментируя крах «Вамина», директор «Агросилы» сообщила, что в дальнейшем «ваминовские активы», выставляемые на продажу, пока холдинг покупать не планирует. Что же касается гибели когда-то «собрата» по рынку Татарстана…

— Вы знаете, любой бизнес связан с риском. Но когда мы принимаем решения об определенных инвестициях, мы всегда должны считать, изучать рынок и считать экономический результат, который мы получим в результате инвестиций. Мы в обязательном порядке это делаем. И все наши инвестиции, которые мы осуществляем, обоснованы и окупаемы, — дипломатично заявила Светлана Барсукова.

Земельный банк холдинга — 324 тыс. гектаров — больше пока не надо, уверяют в компании

— Каким вы видите свой холдинг через пять лет? Какие направления будете развивать в первую очередь? Уже развитые производства, вроде птицы, или же сделаете упор на сахар, молоко?

— Мы вкладываемся во все направления бизнеса. Но на текущий момент драйвером все-таки является растениеводство. Есть инновационные технологии, позволяющие получить хорошие результаты при достаточно оптимальных затратах. Плюс есть высокомаржинальные культуры, которые перерабатываются различными заводами, в том числе по производству масла. Разнообразие продуктов в магазинах позволяет нам разнообразить те культуры, которые мы выращиваем.

— Вам для этого хватит земельного банка или будете докупать дополнительные земельные участки?

— У нас сегодня 324 тыс. гектаров земельных участков. Пока, в этом году, мы не планируем увеличивать земельный банк.

— А в течение последующих лет пяти?

— Нет, пока тоже нет…

«Мы постараемся доказать, что наше хозяйство в селе Ахметьево не является угрозой для безопасности полетов»

Под конец Светлана Барсукова прокомментировала скандальный иск транспортной прокуратуры, по которому Заинский суд обязал прекратить эксплуатацию животноводческой фермы в селе Ахметьево, принадлежащей одному из подразделений холдинга «Агросила» — агрофирме «Зай». Причина, по ее словам, в том, что хозяйство расположено в пределах 15-километровой приаэродромной зоны, что создает угрозу безопасности садящимся и взлетающим в аэропорту Бегишево самолетам, в частности, «создавая массовые скопления птиц». Светлана Барсукова заметила, что, во-первых, сама компания «Зай» как производственная площадка больше, «нежели только Ахметьево» — поэтому закрытие ей не грозит. А во-вторых, что на решение Заинского городского суда холдинг уже подготовил апелляционную жалобу и будет обжаловать это решение в Верховном суде:

— Мы постараемся доказать, что наше хозяйство в селе Ахметьево не является угрозой для безопасности полетов. Мы абсолютно в этом уверены!

С переменчивой любовью к местным банкам

Итого, простой подсчет инвестиций дает цифру в 755 млн рублей уже вложенных и еще только необходимых средств для модернизации завода. Кстати, о финансах. Прибыль «Заинского сахара» в 2015 году составила 414,3 млн рублей при выручке в 4,6 млрд рублей (и кредиторской задолженности в 751 млн). За год с 2014 прибыль выросла с 67,3 млн рублей, а выручку компания увеличила на миллиард. Для сравнения, в тяжелый для компании год (2012) прибыль составляла всего 9,8 млн рублей, в 2013 году она выросла до 33,2 млн рублей, но и кредиторская задолженность выросла тогда почти до миллиарда (945,6 млн рублей). В 2011 году прибыль составляла 513 тыс. рублей при выручке в 1,3 млрд рублей.

Тяжелые годы были вызваны крахом еще одного холдинга — «Золотой колос» Рината Губайдуллина, — в орбите влияния которого «Заинский сахар» находился с 2006 по 2012 годы. С 2012 года Заинский завод перешел под контроль «Ак Барс холдинга». Когда точно он окончательно оказался под крылом Ильшата Фардиева, сказать трудно. В годовом отчете компании за 2011 год в совете директоров можно обнаружить не только людей Фардиева, но и представителей ХК «Золотой колос» и ХК «Ак Барс». В 2012 году в состав совета директоров вошла Светлана Барсукова, тогда начальник отдела собственности ОАО «Генкомпания». ХК «Золотой колос» при этом исчез, зато места в совете директоров увеличила «Холдинговая компания «Ак Барс». В 2014 году председателем совета директоров стал уже сам Ильшат Фардиев, согласно отчетности владевший 19,9% «Заинского сахара», число мест «Холдинговой компании «Ак Барс» в совете директоров составило четыре кресла.

Не менее любопытную информацию можно узнать из раздела «Кредитная история эмитента». Так, с 2008 по 2011 год основными кредиторами «Заинского сахара» были «Ак Барс» Банк и ОАО «Татэнерго» (точно соревнуясь, кто вложит больше), открывал кредитную линию заводу и «Татфондбанк» (на 320 млн рублей). Однако в итоге, после того, как сахарный актив перешел к Ильшату Фардиеву, основными кредиторами постепенно стали федералы: так, в 2013—2014 году Сбербанк выдал кредитов «Заинскому сахару» более чем на 2 млрд рублей (срок выплаты по отдельным кредитным линиям до 2020/2025/2026 годов).

По сути, команда Фардиева сегодня пытается сделать то, что когда-то не получилось у команды «Золотого колоса» — но на этот раз на деньги федеральных банков. Теперь в составе холдинга у «Агросилы» есть и бывшие активы «ВАМИНа» (Челнинский молокозавод») и бывшие активы «Золотого колоса».

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьАгропром

Новости партнеров