Как советник Трампа вложил $5 млн в челнинский завод, но не попал в ТОСЭР

Острожные немцы и американцы из «Федерал-Могул» открыли новое литейное производство на КАМАЗе, но поможет ли это сделать убыточную компанию прибыльной?

В Набережных Челнах совместное предприятие КАМАЗа и Federal-Mogul открыло новое литейное производство, тем самым практически полностью локализовав производство цилиндро-поршневой группы для двигателей автомобилей. Инвестиции составили 5 млн долларов. Несмотря на это, в ТОСЭР компанию, которая намеревалась туда попасть, не пустили: производство «Федерал-Могул» слишком вовлечено в поставки КАМАЗу, объяснили в СП, которое с момента основания продолжает оставаться убыточным.

В открытие завода вложили на 100 млн рублей меньше, чем намеревались, — и не попали в ТОСЭР

Сегодня в Набережных Челнах совместное предприятие КАМАЗа и корпорации Federal-Mogul (принадлежит советнику президента США Дональду Трампу Карлу Айкану, «Федерал-Могул», кстати, переводится как «федеральный магнат» или важная персона) открыли новое литейное производство. Таким образом, Federal-Mogul Powertrain (офис в Москве, ей принадлежит 60% акций СП) будет осуществлять выпуск полного спектра деталей цилиндро-поршневой группы для двигателей автомобилей «КАМАЗ» — поршни, поршневые кольца, гильзы цилиндров и поршневые пальцы.

Ранее заготовки для производства гильз цилиндров приходилось закупать в Воронеже. Теперь для литейного цеха достаточно закупать чушки в Туле (для производства поршней, где уже есть литейное подразделение, алюминиевые чушки закупают в «Русале»). Любопытно, что в прошлом году с этим проектом «Федерал Могул» намеревалась войти в ТОСЭР автограда (второй проект — производство маленьких бензиновых поршней для «Фольксвагена»), но, по-видимому, «пролетела»: в компании признались, что не смогли обеспечить необходимые условия — завод слишком зависит от автогиганта (цель ТОСЭРа как раз в диверсификации городской экономики), на КАМАЗ пока поставляют 100% гильз цилиндров… Да и сумма инвестиций за год, увы, снизилась: с обещанных 400 млн рублей, о которых нам лично говорил тогда управляющий директор Federal Mogul Powertrain Vostok, до 5 млн долларов (около 300 млн рублей). О финансовых итогах в компании тоже предпочитают молчать.

«Федерал-Могул» благодаря новому заводу «переметнется» от воронежских производителей «болванок» прямиком в Тулу

Американцы, точнее, их представители — немцы Райнер Юкшток, генеральный директор Federal-Mogul Powertrain (назначен был директором в 2012 году, в компании работает с 1990 года, в бизнес пришел из немецких вооруженных сил), и тот же Уве Плаксин — были на открытии очень осторожны. Видео- и фотожурналистов запустить в цеха не рискнули во избежание «промышленного шпионажа»: мировая конкуренция, судя по всему, среди производителей автокомпонентов, обострилась. Впрочем, конкуренты есть и в Челнах — это «Камский моторный завод», лидер российского рынка поршневых групп для двигателей грузовых автомобилей, основан в 1999 году как предприятие по производству цилиндропоршневых групп (ЦПГ) к двигателям большой мощности. Камазовские литейные цеха, по словам гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, для производства «Федерал-Могул» не подходят: во-первых, недостаточно современное оборудование, во-вторых, «нам есть куда вкладывать деньги в новое производство, а за цилиндры пусть уж отвечает СП, чтобы нам не ломать голову».

Само литейное производство сильно отличалось от виденных нами (в том числе на КАМАЗе): там, где в прошлом году было лишь чистое поле, где вовсю орудовали строители, рыли котлован, лежали трубы, сегодня стоит аккуратный заводик — белые цеха, нормальная температура. Гостям, среди которых были мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, Сергей Когогин и советник президента РТ Равиль Зарипов, помимо немцев, показали новенькие цилинды, кольца и гильзы производства «Федерал-Могул» — от больших Евро-0 до Евро-5 на КАМАЗ, до более мелких — на ЯМЗ (напомним, что, в отличие от гильз, которые поставляют только на КАМАЗ, поршневое производство заточено на автогигант, АвтоВАЗ и «Ярославский моторный завод»).

Инженер Иван Канаев попытался на пальцах объяснить, зачем это производство вообще понадобилось: «Смотрите, вот чугунная чушка. Из нее мы в новом цехе делаем такую заготовку, — показал он на гильзы, выстроенные в ряд и отличающиеся по мере подготовки друг от друга так же, как отличались промежуточные звенья между обезьяной и человеком на картинке в школьном учебнике биологии. — Вот начиная с заготовки четвертой гильзы, четвертого этапа производства, мы их передаем в соседний цех. Раньше же мы закупали их готовыми в Воронеже, что вызывало трудности при управлении качеством». (Возможно, имеется в виду «Воронежский завод промышленного литья».) Производство состоит из плавильного цеха, литейного цеха, участка предварительной подготовки и отливки и финишного участка, что привело в итоге к «полной локализации продукта под одной крышей».

— Делал ли литейный завод «КАМАЗа» поршневые кольца, гильзы и так далее? Ну, делал… Как бы… — смутился инженер под испытующим взглядом руководителя пресс-службы автогиганта Олега Афанасьева. — Там немножко другие технологии литья. Литейный завод не имеет оборудования, чтобы производить продукцию центробежным способом литья.

По словам Олега Афанасьева, в качестве сырья на «Федерал-Могул» автогигант тоже поставляет отходы литейного и другого производства. В Челнах компания покупает стальной лом. Основные поставки сырья идут из Тулы, где СП закупает передельный чугун (процесс получения стали из руды в два этапа: чугун получают из руды, а затем «переделывают» в сталь). Тульского поставщика осторожные «федерал-могуловцы» тоже называть не стали: можно лишь предположить, что имеется в виду ПАО «Косогорский металлургический завод», одно из крупнейших предприятий Тульской области, основанное еще в 1897 году. В 2016 году здесь произвели 360,9 тыс. тонн чугуна.

«Федерал-Могул» договорился с «Фольксвагеном» о поставках поршней

Райнер Юкшток, невысокий, подтянутый человек в аккуратных круглых очках и недешевом костюме (по которому в нем сразу можно было распознать немца, причем не военного, а скорее, бюргера), в своей приветственной речи, несмотря на явное личное знакомство с финансовыми отчетами челнинского СП, выразил удовлетворение работой предприятия. Он также озвучил поразительный факт: несмотря на то, что у «Федерал-Могул» есть производства в Индии, Китае и других странах, за 20 лет американцы впервые открывают литейный завод, и произошло это именно в Челнах. В американской компании пообещали и дальше инвестировать в производство в автограде.

После вопроса о том, каковы все-таки финансовые успехи в 2016 году челнинского СП, существующего при прибыльном в том же году КАМАЗе, и о сумме инвестиций в завод, Юкшток превратился в воплощение немецкой осторожности, начал отвечать витиевато, рассказывать о судьбе компании на рынках других стран, лишь к финалу вернувшись на грешную землю и назвав цифру в 5 млн долларов.

— Компания «Федерал-Могул» является крупнейшим поставщиком автокомпонентов для компаний всего мира. Для нас самое важное, чтобы мы были представлены во всех нишах, во всех регионах мира, — объяснил он, как будто давая понять, что прибыль местного СП для него не на первом месте (и в этом он походил на президента РТ Рустама Минниханова, который на наш вопрос о налогах КАМАЗа в бюджет заявил, что в приоритетах для властей РТ налоги автогиганта стоят «не на первом месте»). — Для нас очень важно быть ближе к нашим клиентам, а наш клиент — КАМАЗ, поэтому мы приняли решение разместить наше гильзо-поршневое производство здесь.

Кроме того, Юкшток признался с гордостью в голосе, что поставки бензиновых поршней, произведенных в Челнах, на «Фольксваген» (о чем с надеждой говорил нам в июле прошлого года Уве Плаксин) уже начались.

Шесть лет убытков и падение выручки, недозагрузка мощностей и война с налоговиками

Между тем, с момента основания (2009 год) СП продолжает оставаться убыточным. В 2013 году при выручке в 1,18 млрд рублей компания получила убыток в 59,5 млн рублей, в 2014 году при выручке в 1,12 млрд рублей убыток вырос уже до 134,4 млн рублей. 2015 год компания закрыла с убытком в 19 млн рублей при снизившейся выручке в 1,11 млрд рублей. В плане на 2016 год была еще более низкая выручка в 1 млрд рублей. Каковы итоги 2016 года (при том, что КАМАЗ закрыл его с прибылью), в челнинском СП не сообщают.

Налоговая инспекция, кстати, в 2015 году пыталась привлечь к ответственности ООО «Федерал Могул Набережные Челны» и доначислила компании 22 млн рублей в виде НДС и налога на имущество, предъявив 4,2 млн рублей пени, и предложив уменьшить заявленные убытки по налогу на прибыль на 20 млн рублей и НДС на 1,2 млн. Не последнюю роль в финансовом положении СП играет и недозагрузка мощностей. В прошлом году работники предприятия честно признавались, что, например, производство поршней загружено лишь на 67—70%, производство колец загружено лишь на 25—30%, «так как в основном работает по потребностям КАМАЗа (100—120 тыс. штук)». Мощности линий по производству гильз также недозагружены: «Из 90 тысяч возможных производим лишь 40—45 тысяч». Напомним также, что в компании в последние годы ищут клиентов: невод закинули далеко и глубоко — в числе потенциальных покупателей назывались «Фольксваген», «Даймлер», «Вольво».

Интересно, что само российское подразделение Federal-Mogul Powertrain 2015 год закрыло с прибылью в 8,5 млн рублей. Это, к слову, новое подразделение, результат глобального изменения корпоративной структуры, произошедшей в 2015 году: Powertrain сосредоточен на производстве и продаже автозапчастей, в то время как подразделение Motorparts должно заняться продажей запчастей для вторичного рынка. Между прочим, хорошо закончила год и сама американская корпорация, акции которой торгуются на бирже NASDAQ: так в 2016 году чистая прибыль Federal-Mogul составила 82 млн долларов при том, что 2015 год корпорация закрыла с убытком в 117 млн долларов. Операционная EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) составила 744 млн долларов, в 2015 году было 644 млн долларов (впрочем, в отчете отмечается вялый спрос на автокомпоненты в Северной Америке из-за вялого же спроса на сами коммерческие автомобили).

Сергей Афанасьев
ЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров