Рустам Минниханов — «Камдорстрою»: «Подрядчик неплохо сработал — если плохо сработал, мы отдельно поговорим»

Автоград «закатал» 800 миллионов в асфальт промзоны, а камазовское СП «Федерал Могул» готово вложить более 400 млн рублей в новый завод и работать с «Фольксвагеном»

Рустам Минниханов — «Камдорстрою»: «Подрядчик неплохо сработал — если плохо сработал, мы отдельно поговорим»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Сегодня в ходе визита в автоград президент РТ Рустам Минниханов принял ремонтные работы четырех дорог в промзоне, в которые было вложено более 800 млн рублей (605 млн выделены Фондом развития моногородов, остальные — из бюджета РТ). Интернет–газета «Реальное время» писала о том, как стартовал этот проект в прошлом году с визитом главы Фонда Ильи Кривогова. Помимо дорог президент осмотрел и производство СП КАМАЗ и корпорации Federal Mogul, которое намерено в этом году вложить более 400 млн рублей в строительство нового литейного завода.

Как с русаловским монополизмом борются на поршневом заводе

Сам завод «Федерал Могул» на бумаге существует с 2007 года, но официально был открыт осенью 2009 года. Всего работают 230 человек. С 2007 года КАМАЗ и Federal Mogul Corporation вложили в СП почти 2 млрд рублей. Однако в последние годы финансовые результаты неутешительные: выручка в 2014 году составила 1,12 млрд рублей, в 2015 — 1,11 млрд рублей, план на этот год еще меньше — 1 млрд рублей. Несмотря на это, компания в этом году планирует дополнительно инвестировать 485,5 млн рублей. Директор по производству поршней «Федерал Могул Набережные Челны» Наталья Шишова, показывая цех, рассказала, что основной и единственный поставщик алюминиевых чушек — все тот же «Русал» (как и в случае с «Татпрофом», «Русал» — монополист рынка).

— Мы были недавно на «Татпрофе», там жаловались, из-за того, что они вынуждены покупать чушки за доллар у «Русала», цены на алюминий сильно ударили по бизнесу. У вас как? — поинтересовался корреспондент «Реального времени» у Шишовой.

— Нет, не ударило. Потому что мы закупаем в рамках корпоративного контракта в целом по корпорации «Федерал Могул» у «Русала». В принципе, никаких существенных проблем с ценой на алюминий у нас нет. Естественно, если увеличился курс доллара, влияет. Но здесь не только «Татпроф», не только мы — здесь пострадал абсолютно весь российский рынок.

— На ценах вашей продукции это как-то отразилось?

— Нет, не отразилось. Мы находим здесь у себя внутри моменты, каким образом мы сможем снизить себестоимость, занимаемся оптимизацией процессов. Например, оптимизацией времени цикла заливки. Мы сократили время цикла на 10 секунд, что существенно сказалось на себестоимости, затратах, — объяснила нам директор.

«Мы уже прошли аудит «Фольксвагена», получили предварительное одобрение»

Сам технологический процесс включает себя плавку, получение жидкого металла, который идет в заливочные машины. Основная продукция — маленький бензиновый поршень для двигателей «АвтоВАЗа» и большой поршень для большегрузов (на него в заводе заточено аж две линии). Кроме того, поставляет компания продукцию и на ЯМЗ (Ярославский моторный завод).

— Какой объем производства в этом году и какой был в прошлом? — спросили мы у Наталии Шишовой.

— На одном уровне. Если мы говорим о продукции КАМАЗа, то это на уровне 650-700 тыс. поршней. Если о маленьких поршнях — 1-1,1 млн. поршней в год.

— В следующем году планируете увеличивать производство? — уточнили мы.

— Да, где-то процентов на 10 (по КАМАЗу), по АвтоВАЗу — около 20% роста.

Шишова также рассказала о том, что компания намерена строить новый завод, в первую очередь для производства гильзы. Таким образом компания «Федерал Могул» намерена войти в ТОР автограда с двумя проектами (в рамках одного завода). Первый — новый литейный завод по производству заготовок гильзы цилиндров. Второй — производство маленьких бензиновых поршней для «Фольксвагена». Сам завод рассчитан на 50 рабочих мест, размером примерно в половину существующего производства «Федерал Могул» в промзоне. «Как раз можно увидеть — идет строительство», — махнула рукой в сторону окна директор по производству: там был разрыт котлован, лежали трубы, строительство действительно шло полным ходом.

— Почему выбрали именно «Фольксваген»? — поинтересовались мы у любующейся строительством нового завода Шишовой.

— Потому что это один из проектов, который близок к завершению. Мы уже прошли аудит «Фольксвагена», получили предварительное одобрение, что наше производство и технологическая цепочка удовлетворяет стандартам «Фольксвагена». И сейчас продукция находится на испытании в составе их двигателей.

— Вы будете поставлять поршни для заводов «Фольксвагена» в России или в Европе?

— И в Европу, и в Россию планируем поставлять.

Пока, рассказала нам Шишова, основные параметры завода по производству поршней для «Фольксвагена» находятся в стадии обсуждения.

Загрузка мощностей по поршневому производству — 65-70%

В целом, в компании уверяют, на заводе пока не было сбоев. Тем не менее на вопрос корреспондента «Реального времени», не повлияло ли на бизнес «Федерал Могул» снижение производства КАМАЗа и его переход на четырех- и пятидневную рабочую неделю, Шишова призналась, что простои именно в этой связи все-таки были:

— Да, простои у нас из-за этого тоже были. Но мы старались не сокращать в целом рабочую неделю, не работая 2-3 дня, — объяснила она. — Потому что это очень плохо сказывается на оборудовании, если его постоянно включают и останавливают. Мы просто сначала выполняли всю производственную программу, потом на 5-7 дней останавливали целиком производство и использовали время для ремонтных работ.

— КАМАЗ получил от Москвы в кризисный год почти миллиард по программе временной занятости. Вы что-то получили?

— Нет. И людей не сокращали, — гордо заявила Шишова.

К сожалению, в настоящий момент производство поршней загружено лишь на 65-70%. Проблемы с загрузкой — и в соседнем цехе. Директор по производству гильз и колец Рустам Сайфутдинов рассказал о том, что все оборудование цеха передано в 2010 году КАМАЗом, и затем было отремонтировано. Работники цеха — также бывшие работники КАМАЗа, прошедшие обучение в корпорации «Федерал Могул».

— Мощности производства колец — 400 тыс. в месяц, однако пока цех загружен лишь на 25-30%, так как в основном он работает по потребностям КАМАЗа (100-120 тыс. штук). Пока новые потребители — «Камминз» и ЯМЗ — только в проекте. Мощности линий по производству гильз также недозагружены: из 90 тысяч возможных производим лишь 40-45 тысяч, — печально признался Сайфутдинов.

На наш вопрос, не ищет ли компания новых заказчиков, помимо КАМАЗа, связанного с ним «Камминза» и российского же ЯМЗ, директор заметил, что в компании ищут новых заказчиков и ждут от головной корпорации предложений: «Возможно «Даймлер», возможно «Вольво»…».

Закрывая потребности АвтоВАЗа и КАМАЗа, «Федерал Могул» готовится работать на экспорт

Позднее, у входа в цеха, где топ-менеджеры «Федерал Могул» ждали приезда Рустама Минниханова вместе с министром экономики РТ Артемом Здуновым, депутатом ГД РФ Альфией Когогиной (муж ее прибыл с Миннихановым и Наилем Магдеевым) и другими чиновниками, мы разговорились с управляющим директором Federal Mogul Powertrain Vostok GmbH Уве Плаксином (который пару минут спустя стал гидом для президента РТ).

— Господин Плаксин, ваши директора уже рассказали о намерении компании построить новый литейный завод. Не расскажете, какой объем инвестиций в него будет вложен?

— Основной завод у нас будет по заготовкам гильз цилиндров для КАМАЗа, которые мы пока еще не делаем, но планируем начать производить в конце 2016-начале 2017 года. Объем инвестиций по заводу — более 400 млн. рублей.

Уве Плаксин: «Помимо «Фольксвагена», поршни нового завода пойдут и на АвтоВАЗ, в принципе, мы уже поставляем 100% необходимой им шатунно-поршневой группы»

— Заключены ли предварительные договоренности с «Фольксвагеном», и какой объем он готов у вас заказывать?

— Да, заключены. Точный объем пока назвать не могу — мы в стадии подготовки. Но, помимо «Фольксвагена», поршни нового завода пойдут и на АвтоВАЗ, в принципе, мы уже поставляем 100% необходимой им шатунно-поршневой группы. Мы закрываем 100% потребности АвтоВАЗа: по «Калине», «Приоре», «Гранте» и т.д.

— Один из ваших директоров сказал, что надеется, корпорация «Федерал Могул» найдет новых заказчиков для дозагрузки мощностей, назвав «Даймлер» и «Вольво».

— У нас есть намерения расширять клиентуру, но какие конкретно клиенты — пока думаем, нам надо еще сначала построить новый завод!

— Детали для «Фольксвагена» вы будете поставлять для их европейских заводов, я правильно понимаю?

— Да, будем поставлять на европейские заводы, фактически работать на экспорт.

О новом инвестпроекте в автограде в Фонде моногородов предпочитают молчать

В ожидании визита президента РТ министр экономики РТ Артем Здунов с первым замгендиректора НО «Фонд развития моногородов» Сергеем Карповым (в прошлом году для договоренностей по ремонту четырех дорог в промзоне приезжал его шеф Илья Кривогов) рассказали о том, как еще может помочь Фонд в автограде. Правда, избежав какой-либо конкретики.

— Работать в РТ мы начали чуть больше года назад. И успешно реализовали первый для фонда и знаковый проект, финансово емкий — более 800 млн. рублей. Мы проект оцениваем как очень успешный, — признался Карпов.

Сергей Карпов: «Работать в РТ мы начали чуть больше года назад. И успешно реализовали первый для фонда и знаковый проект, финансово емкий — более 800 млн. рублей. Мы проект оцениваем как очень успешный»

На наш вопрос, будет ли «Фонд» предоставлять инвестиции для новых инфраструктурных проектов, в частности, возможно, для строительства дорог в БСИ, Карпов заметил, что они обсуждают различные инвестпроекты и инфраструктурные проекты:

— Но пока говорить о том, каким будет следующий проект, преждевременно.

— У нас ведется детальная проработка следующей заявки, — поделился подробностями, отвечая на наш вопрос, Здунов. — Она касается в том числе и Набережных Челнов. Но говорить мы будем лишь после того, как будет принято решение. Все это будет связано с подведением необходимой сетевой инфраструктуры, дорог, но не только дороги же Фонд финансирует! Вообще, все технологическое присоединение — сами знаете, это самое главное ограничение. Мы в республике давно заняли позицию: строим промпарки, чтобы резидент занимался своей основной деятельностью. По всем инфраструктурным ограничениям — вода, газ, дороги и т.д. — должно помочь государство. Это единое понимание с Фондом. Так что следующий проект, думаю, не за горами.

«Подрядчик тоже неплохо сработал — если плохо сработал, мы с ним отдельно поговорим»

Осмотр цехов «Федерал Могул» прошел в стремительном темпе. Настолько стремительном, что Альфия Когогина, стараясь успеть за президентом РТ, в какой-то момент «потеряла» туфельку (а потом волнуясь вышла с производства и вынесла нечаянно на себе спецзащитные очки, забыв их снять). Сразу после осмотра чиновники в какие-то полминуты переместились на дорогу, находящуюся буквально в 50 метрах от основных корпусов корпорации. Там уже первых лиц ждали работники «Треста «Камдорстрой» (подрядчик строительства и ремонта дорог) в оранжевой и зеленой спецодежде с воздушными шариками в руках. На открытии мэр автограда Наиль Магдеев признался, что «такой проект за последние годы, не припомню, чтобы реализовался в Челнах: со времен строительства города дороги не видели капремонта, а теперь 26 км отремонтировано по высшему классу». Рустам Минниханов же в своей речи заявил, что ремонт дорог –это только начало, а в дальнейшем, как намекнул он рядом стоящему Карпову, власти РТ ждут помощи по расширению площадей КИП «Мастер».

— Все эти проекты дают устойчивость экономического состояния Челнов. И я, конечно, все не объехал, но то, что мы видим: дорога сделана с высоким качеством. Хотел бы поблагодарить и федеральное правительство, Фонд моногородов… Мне кажется, и подрядчик тоже неплохо сработал, — оглянулся он в сторону директоров треста. — Если плохо сработал, мы с ним отдельно поговорим, — предупредил президент РТ.

1/57
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров