Что делает нас сильнее: сотрудники «БАРС Груп» делятся воспоминаниями
16 июня компания отмечает 25-й день рождения
Четыре студента, один компьютер, одна комната, одна гениальная идея. Так начинается любой рассказ об успешном стартапе. История умалчивает о сотнях несостоявшихся гениальных прорывов, но нашим героям прорваться удалось. Прошло 25 лет, и пользователь программного обеспечения компании «БАРС Груп» есть в каждом регионе России.
IT-компаний, перешедших рубеж в 25 лет, в российской истории не так много. «БАРС Груп» появилась в 1992 году тогда, когда еще слова «стартап» не было, — с микрокомпании в Ижевске, которая разрабатывала программы для ведения бухгалтерии в роно. Создавать стартап по разработке веб-решений в то время, когда многие и компьютер в глаза не видели, значило иметь огромную веру в успех. Начинающие партнеры-студенты работали по очереди на арендованном компьютере в жилой комнате и пытались найти заказчика. Зато сейчас раздел «проекты» пестрит названиями министерств, ведомств и корпораций.
Но каждый проект пришлось заслужить. Например, на старте татарстанского этапа истории «БАРС Груп» летом 2005 года компании еще предстояло доказать, что она может браться за по-настоящему огромные проекты. Для реализации проекта автоматизации централизованных бухгалтерий «БАРС. Бюджет» компания приехала в составе трех человек, включая гендиректора.
Дмитрий Вахрушев, первый заместитель генерального директора (в компании 17 лет)
— Лето 2005 года в Сабах мне очень хорошо запомнилось! Это было испытание: сможем или не сможем. Сабинские бухгалтеры говорили нам, что мы сорвали им летний сезон: коровы не доены, урожай не собран! Но вместе с нами были на работе и вносили в систему данные. Это был пилотный район, где мы должны были показать возможности нашего программного продукта. Внедрим — получим возможность тиражировать опыт по всей республике. Это был переломный момент, который означал, что мы можем браться за очень масштабные проекты. Уже в 2006 году, после того, как проект был принят, нам было выделено финансирование для работы по всему Татарстану.
А после бизнес рос уже по всей России. Это было очень круто! Мы приходили в регионы с идеями об автоматизации, а нам говорили: «Ребята, у нас еще и интернета нет! О чем вы говорите, какие веб-решения?!» Оглядываюсь в 2007 год и понимаю, как изменилось покрытие интернета и распространение веб-решений. Сейчас это норма, и кто может представить, что было как-то иначе?!
На стороне заказчика
Что значила автоматизация для бухгалтеров, которые в некоторых районах еще на счетах считали? Это значило, что прилетел тайфун в виде «БАРС Груп» и все сносит на своем пути. Именно так описывает ситуацию одна из самых опытных сотрудниц компании. «Стихийное бедствие» все представители заказчика пережили благополучно, отложили счеты и уже не представляют, как работать без автоматизации.
Гульшат Алимова, замдиректора бизнес-центра* БФО (в компании 11 лет)
— В команде я переводчик с языка заказчика на язык разработчика, потому что хорошо представляю психологию нашего клиента, ведь долгое время клиентом была сама. До перехода в «БАРС Груп» в 2002 году я занимала должность заместителя главного бухгалтера, и нашу централизованную бухгалтерию автоматизировали.
То, как работала команда «БАРС Груп», меня порадовало, ведь до них я видела таких «внедренцев», которые устанавливали ПО и забывали про нас. К сожалению, чаще всего производитель не знает, что в голове у заказчика. Зная, как тяжело на стороне клиента, как много сил и энергии затрачивается, я уже на своей работе в «БАРС Груп» стараюсь донести разработчику: это заказчику ну очень надо, без этого он дышать не может! И я вижу, как ребята в наших командах радуются, когда получается облегчить жизнь клиенту.
Вся моя история в «БАРС Груп» закрутилась очень быстро: автоматизация бухгалтерий по Татарстану, программы Минфина РТ, а после и Минфина России. Кульминация — это разработка программы для бюджетного планирования, которое до этого велось безумно трудоемко. Но, несмотря на это, заказчики не торопятся раскрывать все процессы, яростно защищают привычный «стул, на котором сидят». В течение 3—4 месяцев (это безумно короткий срок!) где-то хитростями, где-то уловками мы выуживали информацию, чтобы создать единое пространство, в котором работа ведется быстро, а согласования (вплоть до министра) — легко. Конечно, мы мечтаем, что когда-то депутаты будут согласовывать статьи бюджета в мобильном приложении. Пока же они разбирают на листочки огромные талмуды проекта бюджета. Но не все сразу!
Руслан Гараев, главный инженер проектов (бизнес-центр Бюджет-Онлайн, в компании 12 лет)
— Когда мне вручили золотой знак «БАРС Груп», я был удивлен. Это высшая корпоративная награда, ее вручают за выдающиеся достижения в компании и за долгую работу. Я не ожидал и не знал, что меня оценят так высоко.
Да, за плечами было несколько значимых успешных проектов. Но по большому счету все, что я делал, — это усердно и много работал. А работа кропотливая, приходится изучать процессы заказчика очень внимательно. Например, проект «Отраслевая система оплаты труда» (2008 год) был очень сложным. Чтобы разобраться во всех факторах, от которых зависит расчет зарплаты, я общался напрямую с людьми, кто писал законы по оплате труда в отраслях. Зарплата учителя зависит от того, как много учеников в классе, какая нагрузка, проверяет ли он тетрадки, в каких параллелях ведет уроки и так далее, и так далее. А в школе может быть медик, и программа должна учитывать алгоритм расчета зарплаты и другой отрасли.
Я чувствовал личную ответственность за результат. Представьте, у меня мама — учительница, приносит «корешок», а все ли в нем верно рассчитано? Повезло, что заказчик был заинтересован в результате, в итоге внедрение нашей программы имело любопытный экономический эффект для Татарстана. Имея выгрузку из нашей системы, Минфин мог планировать зарплату с точностью до десятков тысяч рублей. По меркам республики это минимальная погрешность (раньше она была плюс-минус миллион). Такая точность влияет на то, что зарплаты будут выплачены без задержек, что не будут даны голословные обещания повысить зарплату без какого-либо денежного расчета.
Каждый проект нас чему-то учит, приходим с одним уровнем, а уходим обновленными, с другим объемом знаний, умений, возможностей. Я один из первых сотрудников компании, мне приятно видеть, как ребята команды развиваются, как меняются их образ мыслей и подход. Вот он пришел и каждую задачу пытается решить в лоб: «А давайте шашкой рубанем?!» — «Давай, рубанем! Но у тебя получится так, так и так. Как выйдешь из этой ситуации? Может, где-то ножичком подрезать, где-то напильником подточить?» А потом смотришь, вчерашний новичок уже сам рассказывает другим, что шашкой махать нельзя.
«Бог любит трудолюбивых»
Когда компания «БАРС Груп» начала работать в Казани, она обходилась офисом в две комнаты. За годы работы приходилось переезжать пять раз. Из предпоследнего офиса — в IT-парке, «БАРС Груп» буквально выпроваживали — оставьте, мол, место и для других резидентов. Так быстро разрасталась компания веб-разработчика. Сейчас в Казани у «БАРС Груп» один из самых заметных офисов на улице Некрасова и один из самых больших штатов сотрудников. «Везде кризис и сокращения — у нас наплыв клиентов и сотрудников», — говорят в компании. Сейчас в «БАРС Груп» 10 офисов по всей России и более тысячи сотрудников от Петербурга до Дальнего Востока.
Дмитрий Чернышов, ведущий разработчик (бизнес-центр Бюджет-Онлайн, в компании 5,5 года, житель Иннополиса)
Когда большие проекты заканчиваются, ты с клиентом уже как два родных человека. Бывают и слезы радости, бывают и слезы горя, когда не все получается
— Самый большой проект на моей памяти — «Зарплата и кадры» для Федерального казначейства. Проект был настолько огромным, что под него впервые за долгое время создали отдельную команду, которая работала фактически в режиме 24/7. Было так, что мы работали в офисе, приезжали домой и работали из дома. Общались в 4 и в 5 утра, ты не знал, кто когда спит. И в таком режиме провели эти три месяца. Мы получили то, что хотели, хотя это было очень тяжело: по срокам, по сложности задач! Но это была очень хорошая коллективная работа.
Дедлайны — это нормально и бывали не раз. Под моим руководством часть разработчиков в Хабаровске, где разница с нами плюс 7 часов, и с ними мы начинаем работать в 3 утра. Потом приходят казанцы. А день я заканчиваю с калининградцами, у которых с нами разница плюс час. Бывает так, что спать некогда. Но мы как судостроители. Они часто доделывают работу уже тогда, когда корабль плывет с верфи к заказчику. Все основные работы закончены, а внутри завершают отделку. Это нормальная практика, ведь у заказчика меняется аппетит. Вот у него не было никакой автоматизации, а теперь он понял, какой инструмент у него в руках, и его просто знобит от понимания, что он может горы свернуть!
Конечно, бывают ошибки и курьезные моменты. Однажды я отдал недействующие настройки заказчику. По своей неопытности и от переутомления. Мне сказали: «А-та-та, парень, что произошло?!» Как мне было стыдно!!! Представьте, презентация идет, но ничего не работает, ведь из контура заказчика тестовый сервер недоступен. Все сидят наготове, а колесико крутится-крутится. 10 минут, 15 минут… Пришлось перенести показ. Это был мой первый год работы, и это был большой урок!
Даже в работе с госзаказчиком, связанным внутренними регламентами, должно быть личное отношение и личное доверие. Когда большие проекты заканчиваются, ты с клиентом уже как два родных человека. Бывают и слезы радости, бывают и слезы горя, когда не все получается. Не бывает все идеально. Но мы стараемся. Бог любит трудолюбивых, и «БАРС Груп» — это компания трудолюбивых.
Компания поколений X, Y, Z
«БАРС Груп» — компания молодых. «Что я знала про «БАРС Груп»? Что здесь отличные корпоративы», — рассказывает молодая сотрудница компании. Но это не главная причина, почему ребят поколения Z тянет работать в «БАРС Груп». «Здесь каждая идея заслуживает внимания, ее всегда рассмотрят и воплотят в жизнь, если она того заслуживает. Причем произойдет это быстро, — это слова уже другой сотрудницы, одной из старейшин. — Так было, когда нас было 25. Так и сейчас».
Дания Мухамбетова, аналитик (бизнес-центр BI, в компании 5 месяцев)
Я типичный представитель поколения Z. Про нас говорят: если работа скучна и неинтересна, нам будет тяжело найти причины делать ее с радостью.
— Я в «БАРС Груп» работаю только полгода, это для меня первое место работы. Прийти сюда было ответственным шагом, и я ни разу не пожалела о своем решении. Свою первую работу я представляла именно так. Первое, что бросается в глаза в моем отделе, что весь коллектив молодой, амбициозный, поэтому нет ни усталости от работы, ни тоски. Руководство всегда идет навстречу и готово выслушать.
Я типичный представитель поколения Z. Про нас говорят: если работа скучна и неинтересна, нам будет тяжело найти причины делать ее с радостью. Не было ни дня в «БАРС Груп», чтобы я сидела, разглядывая часы: еще 15 минут, еще 10 минут до конца рабочего дня.
Мне понравилось, что меня не бросали в работу как слепого щенка. У меня был куратор, который помогал решать любой вопрос. Представьте, это происходило не день, не два, а в течение 3 месяцев! Что-то непонятно? Иду к Надежде!
Где-то на третий день я получила профессиональные задачи, и с тех пор работы много! Но что мне нравится, вокруг — рабочая атмосфера. Нет такого, что кто-то отлынивает и делает дело вполсилы. Ты видишь: работает команда, и ты ее часть!
«БАРС Груп» — это компания с легким характером, потому что каждый сотрудник, с кем довелось пообщаться для этой статьи, рассказывал о трудностях так, словно это были приятные приключения. С такими членами команды браться за новые проекты и проживать новые 25 лет легко и приятно!
* бизнес-центр во внутренней терминологии «БАРС Груп» означает направление работы
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.