«Кристальный» поход на Татарстан продолжается: «водочники» из других регионов подали в суд на ФАС

«Кристалл-Лефортово» намерен продвинуть свою продукцию в Татарстан через открытие собственных магазинов

В Арбитражный суд Москвы поступило заявление в отношении Федеральной антимонопольной службы. Истец — Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), обвиняет ФАС в «бездействии». Ранее антимонопольщики не нашли причин возбуждать дело о нарушении конкуренции на рынке Татарстана. С заявлением к ним в конце 2016 года обратился один из крупнейших производителей водки — «Кристалл-Лефортово», который входит в СПАП. Претензии заключались в якобы создании властями Татарстана преференций для «Татспиртпрома», из-за которых выход на рынок других производителей затруднителен. «Кристалл-Лефортово» после безуспешных попыток договориться с местными ретейлерами о продаже своей продукции намерен ударить по рынку РТ фирменными магазинами.

Новый бой «кристального» похода на Татарстан

С заявлением в Арбитражный суд Москвы обратился Союз производителей алкогольной продукции (в него входят производители водки «Синергия», Roust, Алкогольная сибирская группа, ГК «Кристалл-Лефортово» и др.). Информация о подаче заявления зафиксирована в базе арбитража. По данным «Коммерсанта», таким образом СПАП решил поддержать члена союза — «Кристалл-Лефортово» — в борьбе за татарстанский рынок.

Производители продолжают утверждать, что власти РТ помогают «Татспиртпрому», устанавливая для водки из других регионов завышенную минимальную цену и введя дополнительный акциз. При этом, по их словам, ФАС бездействует. Ранее служба отказалась возбуждать дело о протекционизме на республиканском рынке. В ФАС объяснили отказ недостатком доказательств нарушений антимонопольного законодательства.

Антимонопольщики защитили региональный протекционизм?

Напомним, что в декабре прошлого года один из крупнейших производителей водки в России — «Кристалл-Лефортово» — столкнулся с трудностями при выходе на рынок РТ. О подробностях начала «водочной» войны «Реальное время» уже писало. «Кристалл» утверждает, что правила оборота алкогольной продукции, которые установлены в Татарстане, направлены на поддержку единственного местного производителя — ОАО «Татспиртпром». «Мерами протекционизма» «Кристалл» посчитал нанесение региональных марок на алкогольную продукцию. Кроме этого, утверждают в компании, в сентябре 2016 года власти Татарстана дали неформальную, но обязательную к исполнению рекомендацию всем без исключения республиканским розничным торговым точкам установить минимальную розничную цену в размере не менее 321 рубля за 0,5 литра всей водки, за исключением продукции местных производителей.

«Кристалл» обратился в ФАС России с заявлением с просьбой проверить информацию и принять меры. В подтверждение слов приложил фото своей продукции, сделанное в «Пятерочке» в Казани и Самаре. Разница в ценах, по словам производителя, достигает 30 процентов. В Татарстане выше, чем в остальных регионах, что делает продукцию неконкурентоспособной по сравнению с местным производителем, считает заявитель. Проверка ФАС длилась несколько месяцев, в итоге служба решила отказать в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

«В ответ на запрос ФАС органы власти Республики Татарстан сообщили, что совещания и иные мероприятия по вопросу установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию в зависимости от региона производства не проводились, соответствующие поручения не направлялись. Что региональная сертификация алкогольной продукции на территории Республики Татарстан доступна для всех участников алкогольного рынка и является добровольной. Розничные торговые сети сообщили ФАС, что при установлении цен на алкогольную продукцию руководствуются исключительно нормами федерального законодательства», — приводит «Кристалл-Лефортово» ответ ФАС.

Такое решение заявителя не удовлетворило.

— Мы считаем, что ФАС ограничилась формальным подходом к проверке заявлений, что является явно недостаточным способом реагирования на сложившуюся на территории Татарстана ситуацию, — прокомментировали «Реальному времени» в «Кристалл-Лефортово».

В пресс-службе ФАС «Реальному времени» подтвердили, что «по результатам проверки и анализа информации, поступившей в ответ на запрос регулятора от органов власти республики, представителей бизнеса и розничных сетей, ФАС России не было выявлено признаков нарушения антимонопольного законодательства». Более того, антимонопольщики рассказали, что в апреле этого года по поручению руководителя ФАС Игоря Артемьева была создана рабочая группа по развитию конкуренции на рынках алкогольной продукции в Татарстане, в которую вошли представители службы, Госалкогольинспекции и республиканского правительства.

Как водочники решили дружить против «Татспиртпрома»

Кроме того, что опротестовали решение ФАС в арбитражном суде, члены СПАП — ООО «Группа ЛАДОГА», АО «Руст Россия», ПАО «Синергия», ООО «АСГ»ЗАО, «УК Кристалл-Лефортово» — создали постоянно действующий комитет по борьбе с «региональным протекционизмом». Они предложили производителям «прекратить соблюдать установленные на территории республики протекционистские меры; организовать журналистское расследование, которое могло бы вскрыть наличие негласных рекомендаций властей Татарстана об обязательной поставке алкогольной продукции в розничные точки только от оптовых и производственных предприятий, расположенных на территории Татарстана; организовать маркетинговое исследование цен в федеральных розничных сетях на продукцию местных и прочих производителей».

Примечательно, что еще в апреле замруководителя Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов заявлял «Реальному времени», что кроме «Кристалл-Лефортово» правилами, введенными Татарстаном — добровольной системой проверки качества, никто не возмущается.

По его словам, в Татарстан поставляют водку многие российские заводы, среди них — ГК «Синергия», ОАО РУСТ, «Омсквинпром».

— За несколько лет действия системы проверки качества легального алкоголя ни одной жалобы от российских производителей не поступало. Значит, проблема не в нас, не в нашей системе, а в их нежелании. О каком протекционизме может идти речь? — говорил Арсланов.

Почему те же производители изменили свое решение теперь — непонятно.

По «региональному протекционизму» ударят фирменными магазинами

«Кристалл Лефортово» от планов по завоеванию татарстанского рынка не отказывается. Он объявил настоящий крестовый поход на республику. В январе «кристалловцы» сообщили о специальных предложениях для торговых точек, которые решат продавать их продукцию без прохождения региональной сертификации. Но ни одного из местных ретейлеров предложение, по словам представителей компании, не заинтересовало. «Не готовы к проблемам с торговлей продукции без добровольно-обязательной вторичной сертификации, нам не дадут торговать без нее, так как бюджет Республики Татарстан недополучит средства», — так звучал ответ от представителей торговых организаций, утверждают в «Кристалл-Лефортово». В итоге в компании решили открыть сеть фирменных магазинов на территории Татарстана.

— Планируем, что первые магазины, не соблюдающие протекционистские меры, заработают в III квартале 2017 года, — сказал представитель «Кристалл-Лефортово» «Реальному времени».

Впрочем, сейчас на рынке алкосторов достаточно жесткая конкуренция. Достаточно вспомнить приход в Татарстан сети «Красное&белое» и активное развитие «РусАлки».

Сейчас на рынке алкосторов достаточно жесткая конкуренция. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Новая схема распределения акцизов изменит ситуацию?

Что думают в самом «Татспиртпроме», который, по версии коллег-производителей водки, стал протеже татарстанских властей, узнать не удалось — от комментариев там отказались.

«Мы не комментируем данные факты, этот вопрос вне нашей компетенции», — ответили в пресс-службе компании.

Очевидно, что корни проблемы — в действующей системе распределения акцизов, и такая ситуация характерна не только для Татарстана: с каждой проданной ввозной бутылки водки местный бюджет не получает ни копейки, а с произведенной у себя на территории в казну перечисляется 40% от акциза. Неудивительно, что в Татарстане продается лишь 12—15% ввозной водки, а сам «Татспиртпром» в прошлом году стал вторым налогоплательщиком по объему перечисленных платежей.

Проблему решить, считают в Союзе производителей алкогольной продукции, может изменение принципа распределения акцизов на крепкий алкоголь, когда сначала они зачисляются в федеральный бюджет, а потом распределяются по регионам пропорционально объему легальных розничных продаж, что можно без труда отследить по системе ЕГАИС.

Новый порядок поможет бороться и с паленой водкой, так как подстегнет местные власти усилить контроль за оборотом алкоголя. Как ранее сообщала директор департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России Лариса Ерошкина, новый порядок зачисления акцизов на алкоголь, возможно, начнет функционировать с 2018 года.

Дарья Турцева

Новости партнеров