Диалоги о ВСМ. «Вынужден ваш микрофон отключить»

Молох высокоскоростной магистрали просит в жертву от Казани еще 55 тысяч деревьев

Диалоги о ВСМ. «Вынужден ваш микрофон отключить»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Татарстане продолжают обсуждать влияние на окружающую среду будущей высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Пройдет дорога по двум территориям — Зеленодольскому району и Казани, поэтому публичные слушания устраивали и там, и там. Если жители Зеленодольска большого интереса к тому, как ВСМ изменит их жизнь, не проявили — на слушания собралось человек 20, то в Казани зал НКЦ был набит до отказа, а страсти разыгрались такие, что ведущий мероприятия, начальник управления архитектуры и градостроительства Владимир Фомин, отключал выступающим микрофон и вообще в достаточно грубой форме прерывал попытки подвергнуть критике будущую ВСМ. Корреспондент «Реального времени» наблюдал за действом.

Над «Лебяжьим» ВСМ пойдет по эстакаде

День второй публичных слушаний проходил в НКЦ «Казань». Зал на 300 человек был заполнен полностью, в проходах поставили дополнительные стулья, но мест все равно не хватило — люди стояли даже за дверями. Как повлияет ВСМ на жизнь — казанцев интересовало намного больше, чем зеленодольцев, которых за день до этого собралось около 20 человек, включая журналистов.

Первая часть обсуждений в Казани была идентична зеленодольским слушаниям — проектировщики доложили о маршруте ВСМ, о том, что путь в Москву из Казани сократится с нынешних 14 часов до 3,5 часа. Это даст толчок экономическому развитию регионов, новые рабочие места и так далее. Вдавались в подробности про сечение проводов, конструкцию искусственных сооружений и тележек вагонов поездов. Впрочем, все это волновало пришедших мало, зал оживился, когда речь зашла о вырубке деревьев.

Как доложил директор ООО «Экада-Т» Аркадий Ярошевский, для строительства казанского участка магистрали длиной 18,5 километра под топор пойдут 54 633 дерева. В зале это, конечно, вызвало аханье, ведь накануне, на слушаниях в Зеленодольске, заявлялось о том, что там на протяжении 22 километров трассы ВСМ будет вырублено более 150 тысяч деревьев. Докладчик попытался успокоить волнения информацией о том, что взамен будет высажено в четыре раза больше деревьев и вдобавок выплачена компенсация — 1,7 млрд.

— Для нашего города эта цифра очень значимая, если посмотреть бюджет комитета благоустройства города, — заострил он внимание.

И отметил, что для того, чтобы минимизировать воздействие на лес, а ВСМ пройдет по лесопарку «Лебяжье», решено железную дорогу пустить по эстакаде.

— При земляном полотне полоса отвода — 50—70 метров, а при эстакаде — 20, мы сделали все возможное, чтобы минимизировать затраты, — сказал Ярошевский. Он имел в виду прежде всего экологические траты, денежные эстакада, напротив, увеличивает.

Выборы без выбора: «Почему нет альтернатив?»

После докладов перешли к вопросам, к микрофонам с обеих сторон зала выстроилось по 5—6 человек. Первым слово взял Сергей Мухачев, сопредседатель казанского отделения Всероссийского общества охраны природы. Мухачев спросил, почему не рассмотрели южный вариант прохождения ВСМ, который не затрагивал бы ни леса, ни дома казанцев (один из вариантов предполагал прохождение трассы по поселку Октябрьскому, для этого бы пришлось снести жилые дома, но позже от него отказались, — прим. ред.)?

Мухачеву ответили, что вариант, который обсуждают сейчас, — самый оптимальный и эффективный. Этот ответ, конечно, никого не удовлетворил, поэтому следующий вопрос последовал от журналистки и экоактивиста Юлии Файзрахмановой. Она, представившись, напомнила, что во время пресс-конференции пожаловалась Владимиру Путину, что в Татарстане засыпают Волгу. В этот раз Юлия Файзрахманова конкретизировала вопрос: почему на публичные слушания не представили других вариантов прохождения ВСМ?

— Фактически дается выбор без выбора? Почему нет реальных альтернатив? — спросила она.

Месть Фомина: «Выключить микрофон»

Этот вопрос, вероятно, волновал многих, поэтому зал разразился аплодисментами. «Надо оценить воздействие по трем вариантам и выбрать наиболее щадящий. Давайте проведем голосование», — предложила экоактивист. Зал снова одобрительно зааплодировал, а мужчины в президиуме заиграли желваками.

— У нас голосование не предусмотрено, и не провоцируйте аудиторию, — оборвал Файзрахманову начальник управления архитектуры и градостроительства Казани Владимир Фомин.

«Но и не запрещено, а что не запрещено — то разрешено», — кричали из зала. С этого момента мирное течение общественных обсуждений прекратилось. Казанцы критиковали и возмущались, и это пресекалась жестко.

«Вынужден ваш микрофон отключить», «Выключите микрофон!» — не желая спорить с выступающими, командовал Фомин. Без звукоусиления продолжали доносить свою точку зрения сначала активистка группы «Волга и народ против» Гульнара Гилязова, потом председатель Антиядерного общества Альберт Гарапов.

Боясь не совладать с нервами, сессию общения с народом Фомин завершил досрочно: «По регламенту для вопросов 30 минут. Время истекло», — сказал чиновник. Слушатели посмотрели на часы — прошло только 25 минут.

«Вы птицу фазана видели? У нее ноги кривые»

Поняв, что диалога не будет и это не обсуждение, как было заявлено, а некая презентация проекта со стороны властей, разочарованные казанцы начали расходиться, но обстановка накалялась все сильнее.

Видно было, что президиум раздражало неравнодушие участников и его представители с трудом удерживались от грубостей в адрес граждан. Когда в прениях один из выступающих усомнился в том, что приживутся 170 тысяч вновь высаженных деревьев взамен срубленных, ведь «половина деревьев в Казани не прижилась», Владимир Фомин почему-то посчитал уместным сравнить своего оппонента с фазаном.

— Вы птицу фазана видели? Красивая? А вы знаете, что у нее ноги кривые? Так вот посчитайте, прежде чем с трибуны говорить. Половина это сколько? — обратился он к выступавшему.

— Половина чего? — не понял тот.

— Деревьев половина — это сколько процентов? Вы объявили, не посчитав, что половина деревьев не прижилась в Казани. Пойдите и посмотрите, — кричал он вслед покинувшему трибуну парню.

«Люди сажают деревья неправильными руками!», «Кто вам сказал, что будут грузовые перевозки?! Никакого угля, газа у вас по ВСМ не появится!», «На всем полотне есть, извините, ограждения для животных и людей», — раздраженно объясняли проектировщики ВСМ и чиновники.

Сидевшие в зале тихо возмущались такому поведению: «Это же публичные слушания, надо быть предельно корректными».

«В Чувашии идут спокойно без леса, в Марий Эл затрагивают небольшую часть, а у нас по целой лесной части республики проводят ВСМ»

Среди неравнодушных казанцев были и независимые эксперты. Галине Юпиной, кандидату наук, старшему преподавателю кафедры природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ, слово не дали, но свою позицию она высказала «Реальному времени». В целом ВСМ она поддерживает, но считает, что маршрут можно было выбрать другой.

— Потрачены большие деньги на инженерно-экологические изыскания, но мне кажется, что до конца не проработаны варианты прохождения трассы. Я больше склоняюсь к южному варианту. При строительстве центрального, который нам предлагают, в большей степени страдает Татарстан. В Чувашии идут спокойно без леса. В Марий Эл затрагивают небольшую часть, а у нас по целой лесной части республики проводят эту ВСМ, — говорит Галина Юпина.

Это при том, уточняет она, что Татарстан, по сравнению с соседними регионами, обладает меньшей лесистостью — у нас всего 14—15 процентов территории занято лесом. С ВСМ эта цифра еще уменьшится, учитывая, что дорога пройдет по ценному Айшинскому лесничеству и особо охраняемой природной территории «Лебяжье».

— Ну пусть она пойдет по эстакаде, а ведь еще внизу пойдет автодорога, которая будет обслуживать ВСМ, и для нее тоже нужен коридор вырубки. Значит, правая и левая стороны леса разъединятся. Что значит вырубить 150 тысяч деревьев в Айшинском и 54 тысячи в лесопарке «Лебяжье»? Вы знаете, сколько надо высадить в качестве компенсации, сколько произвести ухода за этими насаждениями, — это колоссальная работа. А зачем, если можно обойти все это? — рассуждает Галина Юпина.

«Если бы они по южному варианту построили — ближе к аэропорту — казанцы не в состоянии были бы доехать?»

Наиболее приемлемым эколог считает южный вариант прохождения ВСМ — через Верхнеуслонский и Лаишевский районы со станцией в районе аэропорта «Казань», там нет заповедных лесов. Этот вариант отмели из-за отдаленности от Казани. Центральный, на котором остановились, предполагает станцию практически в сердце города, на Северном вокзале.

— Но Казань развивается, когда эта дорога будет построена? К 2025 году? А Казань уже в Лаишевский район шагнула — осваиваются Усады, огромные территории застраиваются в Столбище. Значит через 10—20 лет эта территория будет чуть ли не центральной! Еще аэропорт у нас окажется в городской застройке, и придется его перенести. Проектировщикам надо это учитывать. Если бы они по южному варианту построили — ближе к аэропорту — казанцы не в состоянии были бы доехать? — предлагает Галина Юпина.

Впрочем, вряд ли это предложение имеет шанс быть услышанным, раз от него уже отказались. Взвесив все за и против, решили, что наиболее удобный вариант — через «Лебяжье». Как поделился с корреспондентом «Реального времени» один из представителей РЖД, бывавший на закрытых совещаниях по вопросам строительства ВСМ, республике больших усилий стоило выбить финансирование эстакады, и больше при этом задумывались не об экологии (хотя проект ВСМ предусматривает даже проходы для миграции ежиков), а о безопасности жителей, чтобы не было жертв на переездах. Еще один плюс, отметил собеседник, — то, что Татарстану удалось отстоять размещение на своей территории оборотного депо, на него претендовали и Чувашия, и Нижний Новгород, — это даст рабочие места и подстегнет экономическое развитие.

1/26
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Дарья Турцева, фото Максима Платонова
комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 15 июн
    Почему просто Сапсан не пустить? И не надо будет строить заново дорогу
    Ответить
    Анонимно 15 июн
    потому что его скорость это скорость поездов развитого мира 70~80-ых годов прошлого века. Пока этот Сапсан по всей РФ пустят, люди уже на марс летать будут как в деревню к бабушке
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Рано или поздно ВСМ пойдет по южному варианту.

    Пока Казань"рассекается" ВСМ на две половины - пробки обеспечены.
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Бред проводит года экологии, при этом принимая решения о вырубке 150-200 тыс деревьев.
    Ответить
    Анонимно 15 июн
    вы что, не понимаете, что без этого не построить ВСМ? выбирайте - или лес вам, или комфорт, быстрая дорога, для вас же всё это делается
    Ответить
    Анонимно 15 июн
    Спасибо, нам не нужно.
    Ответить
    Айрат Файзрахманов 15 июн
    есть три варианта. И организаторы слушаний по другим двум вариантам не предоставили каких-либо четких расчетов - сколько там деревьев пойдет под откос, какая там экономика.
    По сути - это был выбор без выбора.
    К тому же Татарстан оказался на особом положении - большая часть участка ВСМ пройдет через лесные массивы. В других регионах это не так! И это не просто лес, а зеленые легкие Казанской агломерации. Особенно это критично для Кировского-Московского района.
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Фомина тоже можно понять - сложно общаться с чрезмерно разгоряченной аудиторией
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    прощай, тихий отдых на Лебяжьем ((
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Уровень полемики и уровень аргументаций г-на Фомина ниже критики.
    Собрание а-ля коллективизация в духе начала 30-х годов в колхозе...
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Странно это! Людям есть не на что, а они -ВСМ! Кому то деньги карман жмут!
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Рядом с Лебяжьм дали земли пострадавшим от Татфонбака. Проходящий по ним ВСМ обесценит эти земли. Может поэтому их и отдали?.
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Кошмар. Убийцы природы. Волгу намыли, теперь болото. Сейчас лес вырубят. Слов нет.
    Ответить
  • Айрат Файзрахманов 15 июн
    Не нужно воспринимать задающих вопросы, критикующих - как каких-то оппозиционеров. Люди болеют душой за Татарстан и Казань, за место, где они живут. Ответы можно было вести и в другом тоне.
    Публика не была разгоряченной, несогласные - вполне интеллигентные люди и умеют держать себя в руках. Фомин же хоть и старался, но позволял себе непозволительные вещи.
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    Слова Айрата, подтверждаю. Фомин вел себя неподобающе.
    Ответить
    Анонимно 15 июн
    Согласна, чиновники так себя вести не должны.
    Ответить
  • Анонимно 15 июн
    южный обход - самый оптимальный - не так трудно положить трассу и сравнить, чем построить и разочароваться.... а от аэропорта проще будет через Каму и на Нижнекамск..... Альметьевск..... Что касается вырубки - тогда каждый кто получит работу на проекте ВСМ - будет обязан ежемесячно лично высадить по 50 саженцев - и так ежемесячно на все время действия контракта....
    Ответить
    Анонимно 16 июн
    Только для кого тогда будет ВСМ, если станция будет за аэропортом? И в чем ее смысл, если она будет менее удобной, чем самолет? Смысл ВСМ в том, что человек садиться в центре города и выходит в центре города. Мировой опыт строительства ВСМ говорит о том, что в крупных городах станции всегда стараются заводить как можно ближе к городскому ядру. Иначе ВСМ теряет смысл. ВСМ за аэропортом это равносильно ВСМ мимо города. Пропадает весь смысл быстрого и комфортного передвижения, если до вокзала еще надо ехать за город, да еще дальше чем аэропорт. Кроме того, если смотреть северный и южный варианты, они точно так же проходят через зеленые массивы. С севера - заповедник и леса над объездной дорогой, с юга - леса Борового. Разницы с точки зрения количества вырубки практически нет.
    Ответить
  • Анонимно 27 июн
    Предлагался ранее вариант рядом с М-7. От вокзала Казань-2 всего то ничего. И дорога по проекту возможна.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров