Рафаэль Хакимов: «Нужно менять взгляды европейцев на нашу историю»

В свет вышел четвертый, предпоследний том семитомника «Истории татар». Работа над проектом шла 15 лет

Накануне из печати вышел свежий предпоследний том семитомника «История татар». А через два месяца ожидается выход последнего пятого тома. В беседе с корреспондентом «Реального времени» руководитель проекта Рафаэль Хакимов рассказал, какому периоду посвящен четвертый том и почему он вышел позднее седьмого, сколько ученых участвовали в проекте, и кто его финансировал.

— Рафаэль Сибгатович, слышали новость о том, что подходит к концу огромная работа над семитомником «История татар». Известно, что вышел IV том. Какому периоду он посвящен, в чем его особенность? Какие уникальные авторы привлекались к подготовке?

— Этот период в истории довольно сложный, поэтому он даже вышел после VII тома. С IV томом были сложности из-за того, что он посвящен Татарскому ханству, Ногайской орде, в целом постзолотоордынскому периоду. Многие темы не были разработаны, были сложности с Крымским ханством — не было ясности, не было авторов по Астраханскому ханству. В этой связи ушло много времени. Мы не хотели делать этот том ниже уровня остальных. Хотели, чтобы он был на том же уровне, как III том, посвященный Золотой Орде. В подготовке тома участвовали лучшие специалисты России и Татарстана. Есть также и зарубежные партнеры.

Так что вся эта картина постзолотоордынского пространства представлена довольно солидно, включая и Крымское, и Сибирское ханства, хотя там тоже были проблемы с авторами.

«О выходе нового тома еще никто не знает. Вы первые»

— К разделу Крымского ханства привлекали ученых — крымских татар?

— Мы обращались к авторам по профессиональному принципу, а не по принципу принадлежности.

— Крымские татары знают, что вышел такой том? Не запрашивали себе?

— О выходе нового тома еще никто не знает. Вы первые.

— Но они, должно быть, в курсе, что готовилась к выходу данная книга?

— Многие ждали выхода этого тома и давно. Мы недавно были в Нидерландах в Лейденском университете, проводили конференцию по Золотой Орде. И там авторы — солидные ученые, которые принимали участие в подготовке книги, — спрашивали: «Где IV том? Вы обещали привезти к конференции».

— Насколько мне известно, это одна из первых обобщенных работ по татарским государствам постордынского периода. В чем ее особенность?

— Во-первых, в книге показано, что это были мощнейшие государства. Неслучайно Крымское ханство было неподвластно Петру. Екатерина долгие годы вела войну с Турцией, благодаря победе над которой она сумела захватить Крым. О Сибирском ханстве было совсем мало материала. Сейчас информация у нас накопилась, и мы даже издали отдельную книгу — «История культуры сибирских татар». А сейчас почти готова такая солидная монография о татарах Сибири. Это интереснейшая тема. Это меняет взгляд и на историю России, потому что постзолотоордынское пространство было таким непрочным союзом Москвы, Казани и Крыма. И по сути дела, это была не борьба трех столиц, а именно союз. Нам нужно менять взгляды. Не представлять, что сплошь русские с татарами воевали, — все гораздо сложнее. И татары с татарами воевали, и, как правило, это были смешанные политические силы, в которых были татары, русские и литовцы.

«А сейчас почти готова такая солидная монография о татарах Сибири. Это интереснейшая тема. Это меняет взгляд и на историю России, потому что постзолотоордынское пространство было таким непрочным союзом Москвы, Казани и Крыма. И по сути дела, это была не борьба трех столиц, а именно союз»

— Я видел не всю книгу, а только оглавление, но меня удивило, что в ней лишь фрагментарно дано Казанское ханство. Похоже, со времен Худякова хорошей монографии о Казанском ханстве так и не было. Не было соблазна сделать отдельный том по данному феодальному государству?

— Во-первых, мы хотели сделать этот семитомник удобоваримым. Для того, чтобы кто-то у себя на полке его держал и мог сделать обзор с самых древнейших времен по настоящее время. И каждый том был ограничен в объеме, чтобы не распался. Тем более мы даем еще и источники. То есть приложение довольно большое и создано для тех, кто сомневается, чтобы можно было открыть источник и удостовериться. Это очень удобно для работы исследователям, аспирантам. Академическое издание рассчитано не столько на широкую публику, сколько на специалистов. Хотя должен сказать, что широкая публика, оказывается, очень даже читает. В этом году национальная библиотека присудила нам первую премию за то, что наиболее востребованным среди читателей был VI и VII том, посвященный XIX-XX векам. Эти тома читали больше, чем художественную литературу. Для нас самих это было удивительно — обычно читают художественную или учебную литературу, а тут именно эти тома, несмотря на то, что они написаны тяжелым научным языком.

По каждому ханству можно писать большие монографии и большие труды. И мы так и будем делать. Сейчас у нас есть накопленный материал и к I тому, и ко II. К III тому, посвященному Золотой Орде, также очень много накопленного материала.

— То есть будет отдельная книга по Золотой Орде вне этой серии томов?

— Текущая серия — это базовый семитомник, который мы будем развивать, дополнять, углублять. При его создании мы охватили всех ученых. И если вы спросите, кого не удалось привлечь, то это один-двое ученых. В частности, Эдвард Льюис Кинан обещал, но не написал. Он довольно пожилой американец, который на момент написания книги перенес операцию. Были еще те, кого хотелось привлечь, но они были либо заняты, либо болели. В мире не осталось ученых, которых мы не привлекли.

— Какому периоду будет посвящен V том?

— Он будет посвящен татарам в Российской империи. То есть период XVII-XIX веков. Это очень трудное, смутное время, и то, что дается в российской историографии, — очень небольшая часть, и взгляд там очень тенденциозный. Татарская тематика, представленная в ней, трудно поддается анализу, поэтому нужно копаться в источниках. Надо еще много времени, чтобы мы смогли поднять смутный период на достаточно хороший уровень.

— Значит ли это, что российская историография аккуратно обходила эту неудобную тему?

— Это время в российской истории дано в большей степени как борьба с литовцами, но все совсем не так. Война шла с казаками. Татары были активными участниками всех этих событий, и прежде всего романовские и касимовские татары. Казаки тогда еще на русском плохо говорили. Не было никакого русско-татарского противостояния, это необходимо исключить. В смутное время в Казанском царстве дьяк Шульгин был сепаратистом, хотел восстановить ханство. Это требует больших трудов. Но тем не менее мы дали историю татар на таком уровне, на котором находится российская и даже мировая историческая наука.

«Работа над семитомником началась в 2000 году и шла 15 лет. Толчком, во-первых, стали пожелания татар — «дайте нам объективную историю», и этот вопрос был болезненным психологически и даже политически. Потому что Золотую Орду запрещали изучать в советское время, и последствия запрета того времени остались по сей день»

— Когда началась работа над этим семитомником? Что стало главным толчком для появления этого труда?

— Работа над семитомником началась в 2000 году и шла 15 лет. Толчком, во-первых, сталипожелания татар — «дайте нам объективную историю», и этот вопрос был болезненным психологически и даже политически. Потому что Золотую Орду запрещали изучать в советское время, и последствия запрета того времени остались по сей день.

Еще большим стимулом послужило и 1000-летие Казани. Оно тоже потребовало больших исследовательских проектов и привлечения иностранных авторов, тогда у нас установились хорошие связи с университетами мира. Но и конечно, мы поставили задачу не делать из этих книг проблему межэтнических отношений, с тем чтобы мы могли дать историю объективно и без обид, так, как она была. Нашей главной задачей было не политизировать историю.

— Как считаете, удалось?

— Безусловно, да. Несмотря на то, что первый том называется «История татар», там присутствуют и русские, и марийцы, и венгры, и чуваши. Мы многие вещи смогли объективно показать, в частности, Золотую Орду что это была великая цивилизация, а не дикие кочевники. И вопросы Куликовской битвы, и взятие Казани — это все представлено максимально объективно, а не с точки зрения политизации.

— А все же — Куликовская битва была?

— Она, скорее всего, была. Битв было много. Другое дело, что не в той трактовке, как в учебнике.

— То есть это не такое глобальное событие, как описывается в учебниках?

— Куликово поле не нашли до сих пор. Все еще ищут. Есть разные версии. Но все согласны, что битва проходила не в Тульской области, где стоит памятник. Более того, немало сомнений в том, что там не было битвы. Есть версия, что она была около Москвы.

Во-первых, это была борьба за московский экономический рынок, во-вторых, разборки политические. Мамай хотел все пространство от правого берега Волги под себя подмять. Тохтамыш выступал за сохранение Золотой Орды, а Дмитрий Донской был его союзником.

«В создании каждого тома участвовали по 50 авторов. Всего было привлечено более 300 ученых. Мы подходили к выбору авторов с точки зрения профессионализма. Поэтому до сих пор на эти тома критики нет — некому критиковать»

— Сколько авторов было привлечено к созданию семитомника?

— В создании каждого тома участвовали по 50 авторов. Всего было привлечено более 300 ученых. Мне трудно сказать, кого мы не привлекли. Например, главный редактор первого тома — Сергей Геннадьевич Кляшторный. И после этого мне говорили: «Что, татарина не нашли?» Но мы подходили к выбору авторов с точки зрения профессионализма. Поэтому до сих пор на эти тома критики нет, потому что некому критиковать.

— Сколько страниц в каждом томе?

— В первом томе 500 страниц. В остальных — по 1 000 страниц.

— Получается, вся история татар вместилась в 7 000 страниц?

— У нас было жесткое ограничение — 60 листов в томе, и поэтому мы просто кромсали.

— Сложно было привлекать инвестиции?

— Это всегда непросто. Подобная деятельность не финансируется из бюджета. Ежегодно нам дается 200 тыс. рублей, но для подобной работы это не деньги. Если есть макет, деньги найти несложно. Но макет мы могли делать и без денег, поскольку авторы настолько солидные и доверяли нам, что давали авансом. Эрмитаж предоставлял скидку на фотографирование картинок, поскольку он наш партнер. А когда макеты IV и V тома были готовы, мы обратились к Рустаму Минниханову, и он в течение недели дал необходимые средства. Единственное его условие было — не затягивать. Также он просил, чтобы мы писали правдивую историю татар.

— Насколько представленная вами серия уникальна в мире?

— Казахстан взял за образец и более масштабно готовит «Историю» из десяти томов, каждый из которых представлен в двух частях. Туркмены и башкиры готовят шесть томов. В Москве Институт государственности пытался подготовить двадцатитомник, для них послужил стимулом выход нашего III тома. Но у них трудности с концепцией, потом тормознулось финансирование. В общем, пока у них работа не идет.

«У нас стартовал новый проект — это история населенных пунктов Татарстана и татарских сел в России. Это будет пятитомник и довольно сложный проект, потому что очень мало своих специалистов, мы подтягиваем краеведов Татарстана, Башкортостана, Саратова»

— Проект заканчивается, каковы ваши дальнейшие планы?

Во-первых, первый том нужно переиздать, его просто физически не осталось. Там дополнения небольшие, пока очень трудно изучать древний период, и мало специалистов, компетентных в этом вопросе. По другим томам материал идет шквалисто, особенно по Золотой Орде. Мы будем переиздавать дополненные, исправленные издания, как это принято. Лучшими статьями дополнять.

Еще у нас стартовал новый проект — это история населенных пунктов Татарстана и татарских сел в России. Это будет пятитомник и довольно сложный проект, потому что очень мало своих специалистов, мы подтягиваем краеведов Татарстана, Башкортостана, Саратова и т. д.

— Подобный проект есть в Башкирии, насколько мне известно.

— Не совсем. Есть марийская история населенных пунктов, но она написана в более энциклопедическом стиле — где и когда появилась деревня, сколько людей жило, сколько умерло и т. д. А мы хотели бы дать микроисторию. И причем с анализом того, как история этой деревни повлияла на сегодняшний быт. Почему одна деревня процветает, а другая загибается. Почему одни трудятся, несмотря ни на что, а другие спиваются. Это очень важно для населения.

С этой целью мы провели конференцию, собрали всех специалистов из России, и выяснилось, что у нас нет теории по этой части. Поэтому отчасти этот проект будет носить фундаментальный характер.

Также нами было проведено несколько встреч, на которых было видно, с каким энтузиазмом народ готов участвовать в этом проекте — писать свою историю, узнавать родню, генеалогию и т. д. Поэтому ближайший год-два мы подготовим первый том, посвященный Заказанью. Одновременно поделили все районы на 5 томов. Ожидается грандиозная работа, это будет настоящая история. А семь томов «Истории татар» — это более политическая история.

Еще задача — выпустить на английском историю Золотой Орды для Европы. Потому что Восточная и отчасти Центральная Европа были западным улусом Золотой Орды, поэтому для них это очень важная тема. К концу 2015 года мы осуществим эту задумку, ведь и там нужно менять взгляды на нашу историю. Ну и популярные книги готовим на базе семитомника для школьников и туристов.

Гузель Шамилова, Арслан Минвалеев, фото Максима Платонова
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров