Почему татарстанская туротрасль осталась без школьников?
Гарантийный фонд РТ помог с займами двум туркомпаниям, пострадавшим от краха «Татфондбанка»
Туристические агентства по всей стране отворачиваются от продажи детских туров по популярным туристическим маршрутам России. Эти чудные гримасы туристического рынка, проявившиеся прямо перед школьными летними каникулами, взбудоражили депутатов Госсовета РТ. Сегодня на заседании Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов объяснил причину резкого охлаждения к школьным поездкам. Из-за многократно усложнившейся процедуры перевозок детей агентства предпочитают не вступать в бюрократические согласования. Подробнее — в материале «Реального времени».
Почему «Казанский кремль» не дождался детей?
Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ, вслед за самими представителями бизнеса, сегодня всерьез обеспокоился доходами туротрасли, в особенности от детских туров.
«Тема детского туризма поднята не на ровном месте: впереди летние каникулы, а сейчас мы видим, что никто не хочет брать ответственность за организацию детских путешествий, — задал драматический тон предстоящему обсуждению глава комитета Рафис Бурганов. — Уже появились серые перевозчики, соглашаясь с ними, родители начинают возить детей на странных тележках со всем домашним скарбом. И по итогам года мы можем получить серьезный экономический урон, а не оборот в 20 млрд рублей». Бурганов дал понять, что нужны экстренные меры по спасению туристической отрасли, загибающейся в самый пик сезона.
Под встревоженными депутатскими взорами председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов взялся объяснять, почему дети «выпали» из туристических поездок по стране. Но прежде он привел статистические цифры, свидетельствующие о начавшемся снижении туристического потока в Татарстан. По его словам, падение стало наблюдаться еще в первом квартале 2017 года. «К примеру, посещаемость историко-архитектурного ансамбля «Казанский кремль» сократилось практически на 20% — с 486 до 391 тысячи человек. И причиной тому в первую очередь явилось снижение туристических поездок в Казань школьниками, которые являются основной аудиторией «Казанского кремля», — сказал он.
По словам Иванова, резкое охлаждение познавательного интереса к историческим объектам Казани связано исключительно с преобразованием федеральных правил перевозки детей, которые были усложнены после трагической автомобильной катастрофы в Ханты-Мансийске в декабре прошлого года. Как известно, тогда при ДТП с автобусом на сибирской трассе погибли 11 детей, более 20 получили травмы. Их автобус направлялся на спортивные соревнования без сопровождения ГИБДД и с нарушением прочих норм безопасности. «Теперь порядок согласования детских выездов предполагает сбор не менее 20 документов (раньше 11 документов — прим. ред.), а школа как инициатор выезда должна иметь длинный перечень исходных документов», — доложил Иванов. Нововведения, кроме того, отодвинули от перевозок детей многих частных перевозчиков.
Инициаторам детских поездок нужно получить 20 согласований
Для убедительности он привел все требования по пунктам. Кроме базового пакета (договора с турагентством, фрахтования автобуса и программы маршрута) организатор должен иметь кипу справок (это сведения о медицинском работнике (при перевозке более 12 часов), копия решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем ГИБДД, список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды), список назначенных сопровождающих, документ, содержащий сведения о водителе (водителях), а также разрешения от четырех ведомств. При этом руководитель детской туристической группы должен иметь на руках разрешение исполкома города на отправку детей. К нему должен прилагаться приказ директора школы и дублирующий его приказ по отделу (управлению) образования о выезде обучающихся и воспитанников за пределы муниципалитета. Одним словом, у школ и туристических агентств просто опускаются руки, и поэтому поездки откладываются до лучших времен.
«Фактически сегодня организация детского туризма даже в рамках школы ложится на плечи родителей. Родители же, не знающие требований законодательства, или намеренно их обходя и не желая собирать пакеты документов, обращаются к частным лицам за арендой автобусов», — согласился Сергей Иванов. Получилось как в известной поговорке — хотели как лучше, а получилось как всегда.
Турагентствам заготовили спасение в «облаке»
Впрочем, глава Госкомитета по туризму РТ взялся исправлять бюрократические лабиринты, предложив перевести сбор бумажных разрешений и справок в электронный вид. «Согласно обновленному порядку, школа инициирует в системе электронного документооборота согласование, прикладывает сканированные копии документов, направляет на согласование в управление образования и на подпись в исполком муниципалитета. Далее заявка уходит всем адресатам: в Минобрнауки РТ, Роспотребнадзор, МЧС, ГИБДД. Таким образом, сократятся временные и трудозатраты на сбор документов и согласование», — обещает он.
«Это решение частично снимает проблему межведомственного взаимодействия на этапе согласования после получения документов, — комментирует заместитель бизнес-омбудсмена РТ Венера Камалова. — Мы хотим в комплексе подойти к этой ситуации. Не только изучить момент межведомственного согласования, когда уже школа обратилась за получением согласования и собрала для этого 20 документов, продиктованных федеральным законодательством. Мы с коллегами еще раз сядем, разберемся с нулевого цикла и до конца. Мы с предпринимателями уже договорились, что нужно создать «одно окно», куда можно было бы отправлять все документы, а не бегать, как по эстафете. 17 июля эта проблема будет обсуждаться на Совете по предпринимательству с участием президента РТ».
Обобщая картину развития туристической отрасли, Сергей Иванов доложил, что в прошлом году турпоток составил 2,9 млн человек, что на 7,4% больше, чем в 2015 году. Оборот отрасли вырос до 19,5 млрд рублей, тогда как финансирование из бюджета РТ составило 87,8 млн рублей. Единственной формой поддержки туркомпаний в Республике Татарстан является система микрозаймов: он может быть выдан в сумме от 100 тыс. рублей до 3 млн рублей сроком до трех лет со ставкой не более 10% годовых. «В этом году Гарантийный фонд РТ помог с займами двум туристическим компаниям «Туристическая компания «Тройка+К» и ООО «Мир без границ», пострадавшим от краха ТФБ», — сообщил Иванов.
Глава Госкомитета по туризму уделил особое внимание дорогам, по которым пролегают туристические маршруты. По его словам, приведена в нормативное состояние автодорога до села Новый Кырлай, и выполнен ремонт асфальтобетонного покрытия по маршруту пешеходного движения туристических групп между комплексом «Кырлай» и музеем Г. Тукая. Теперь его беспокоит подъезд к селу Ямашурма (к страусиной ферме Высокогорского района), который входит в участок автодороги Куркачи Верхняя Ия протяженностью 2,8 км. На ее ремонт требуется 38,1 млн рублей.
За отмену «Платона»: дело перешло в президиум Госсовета
Вслед за этим обсуждение перенеслось к очередному спору о попытке отмены системы «Платон», предпринимаемой татарстанскими коммунистами. На заседании комитета вновь обсуждалась одна из самых громких инициатив: с ней вновь выступил депутат-коммунист Артем Прокофьев. Но и на этот раз проект был отклонен и возвращен автору.
«Это вопрос самого депутата, я думаю, что он проконсультируется со своей фракцией по поводу доработки. А мы направили рекомендацию президиуму Госсовета, а дальше будет зависеть от того, какое решение он примет — выступать с ней от имени Госсовета или нет», — заключил Бурганов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.