Малому бизнесу не дадут возить детей?

Представители транспортных компаний считают, что запрет на использование автобусов старше 10 лет вытеснит с рынка мелких игроков

В этом году в силу вступают новые правила перевозки детей, принятые после ряда резонансных ДТП с участием микроавтобусов. В частности, вводится запрет на эксплуатацию автобусов, возраст которых превышает 10 лет, для перевозки детских групп. Однако благое начинание может ударить по малому бизнесу. Эксперты уверены, что многие перевозчики не смогут обновить автопарк, считают эксперты. По мнению участников рынка, необходимо проверять техническое состояние техники, а не ее возраст.

Детские смерти в ДТП заставили пересмотреть правила перевозки

Правила организованной перевозки группы детей автобусами действуют в РФ с декабря 2013 года. Они, в частности, определяют требования, предъявляемые при организации перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении. Однако серия резонансных ДТП заставила взглянуть на систему перевозок по-другому. Аварии с микроавтобусами на трассах случаются с завидной регулярностью. И Татарстан они не обошли стороной. В 2015 году поездка юных каратистов Казани на всероссийский турнир в Санкт-Петербург обернулась трагедией: пассажирский автобус врезался в грузовик. Трое человек, в том числе 12-летняя девочка, погибли. Еще двое детей оказались в коме. Летом 2016 года в результате лобового столкновения микроавтобуса Citroen Jumper с кроссовером Hyundai ix35 погибли 8 человек, включая 7-летнего мальчика. Его сестра и мать в тяжелом состоянии попали в РКБ. Тогда двое детей были пристегнуты одним ремнем безопасности.

Но спусковым крючком стало ДТП в Ханты-Мансийском автономном округе в декабре 2016 года. На трассе Ханты-Мансийск — Тюмень столкнулись грузовик, два легковых автомобиля и рейсовый автобус, который вез из Ханты-Мансийска детскую спортивную команду по акробатике. В аварии погибли 12 человек, 10 из которых — дети.

После этой трагедии премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил проанализировать действующее законодательство в сфере безопасности перевозок. А с 1 января 2017 года должно было вступить в силу постановление №652 от 30 июня 2015 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Согласно документу, для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

«Смотреть на год автобуса неверно, нужно смотреть на техническое состояние»

Однако оказалось, что изначально благая идея может серьезно ударить по рынку перевозок. Опрошенные «Реальным временем» эксперты в целом с введением не согласны. Они сходятся во мнении — техническое состояние автобуса не зависит от его возраста.

— Важнее то, как его (автобус, — прим. ред.) обслуживают, и квалификация водителя, — полагает руководитель транспортной компании «Ailant-Felix» Ильнур Тимургалиев.

Мнение Тимургалиева разделяет руководитель транспортной компании «Ситибас» Александр Поляков: «Есть автобусы немецкого производства 2008 года, которые по своему состоянию лучше новых китайских. К примеру, флагман пассажирских перевозок «Буревестник», у них машины 2008 года лучше, чем китайцы. Смотреть на год автобуса неверно, нужно смотреть на техническое состояние», — сказал Поляков, отметив, правда, что ужесточение правил не вытеснит с рынка недобросовестных перевозчиков.

Однако у запрета есть и сторонники. «Я согласен с нововведением, это правильно. Износ у автобусов большой, они ведь постоянно курсируют, у них простоев нет. Я бы до 5 лет, честно признаться, сократил», — высказал свое мнение руководитель регионального подразделения Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин.

Некоторые перевозчики согласны с тем, что за 10 лет можно «убить» любую технику. «Все зависит от предприятия, от хозяина, который эксплуатирует автобус, за год можно так уделать автобус, что он будет в очень плохом техническом состоянии. А если за ним следить, он может и больше 10 лет служить», — говорит руководитель компании «Трансвип» Валерий Елагин.

«Обновить парк за полгода, объективно, никто не успеет»

26 декабря 2016 года стало известно, что правительство пошло на уступки и перенесло сроки запрета на 10-летние автобусы до 1 июля 2017 года, чтобы перевозчики смогли обновить парк автобусов. Но и этого транспортным компаниям оказалось недостаточно.

«Обновить парк за полгода, объективно, никто не успеет. К примеру, у меня четыре автобуса — два из них старше 10 лет. Новый автобус стоит 10 млн рублей. Введение запрета может привести к тому, что желающих заниматься этим делом не останется, — полагает руководитель транспортной компании «Ailant-Felix» Ильнур Тимургалиев.

Александр Поляков согласен, что срок недостаточен, но отмечает, что ужесточение правил не вытеснит с рынка недобросовестных перевозчиков.

Валерий Елагин смотрит на изменения более пессимистически. По мнению собеседника «Реального времени», в скором времени детей можно будет перевозить поездами или иным транспортом.

«Становится невыносимо оформлять все документации (на перевозку детских групп, — прим. ред.). На сегодня, чтобы оформить поездку детей, водители в ГАИ находятся очень долго». Представитель транспортной компании рассказал также о несуразности некоторых уже существующих требований, предъявляемых к автоперевозчикам: «Есть совершенно странные вещи — водитель по трассе должен ехать 60 километров в час, тем самым он, наоборот, будет создавать помехи и провоцировать ДТП. На мой взгляд, эти решения приняты поспешно и необдуманно. Надо было сперва собрать мнения перевозчиков, а потом принимать решения», — уверен Елагин.

Дамира Хайрулина

Новости партнеров