Казанские турагенства просят защиты от иногородних «пиратов», захватывающих Кремль по утрам и вечерам
Игроки туротрасли татарстанской столицы заявили о фактическом уходе в «серую» зону из-за нового законодательства
В этом году отдыхающие, как бы ни старались законодатели, все равно остались незащищенными перед псевдоагентами, сезонными «однодневками» и экскурсоводами-«пиратами». На это жаловались представители туристических агентств, обсуждая законодательное регулирование отрасли на встрече с депутатом Госдумы Маратом Бариевым. Собравшись в штабе бизнес-омбудсмена РТ, они указали на три драматические ошибки, работу над которыми обещал провести татарстанский депутат. Речь идет о проблемах с типовой формой договора, завышенных требованиях к турагентам, многие из которых подпадают под условия работы туроператоров. Подробнее — в репортаже «Реального времени».
Двое за всех
Вслед за дебатами представителей индустрии гостеприимства с надзорными органами в преддверии Кубка конфедераций в Казани острую дискуссию развернули представители почти 40 туристических компаний Казани из более чем 500 работающих на сегодняшний день. Но если первых тревожила тень внезапных проверок людьми в погонах, то претензии турфирм к властям имели фундаментальный характер. Агентства недовольны свежими правовыми «экзерсисами» в законодательном регулировании отрасли, которые, по их мнению, грозят вогнать в «серую зону» не только татарстанские фирмы, но всех участников рынка туристических услуг страны.
«Отдуваться» за них взялся известный депутат Госдумы Марат Бариев, избранный в комитет ГД по физической культуре, туризму, спорту и делам молодежи. Причем он впервые был переименован: добавилось слово туризм, а значит, к нему перешли полномочия по законотворчеству в этой сфере. Более того, при нем создан экспертный совет, в состав которого введен председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. Собственно, вот и все лоббисткие силы, которыми могут располагать турфирмы.
«Приказ противоречит федеральному закону, и тот, кто его подписал, не читал закона»
С первых минут встречи представители турагентств поставили Марата Бариева перед жестким ультиматумом: как можно раньше добиться аннулирования приказа Минкульта РФ от 31 октября 2016 года. Им утверждена новая редакция типовой формы договора на оказание услуг выездного туризма, которая ставит в ущербное положение туристическое агентство и перед туристом, и перед туроператором. Как пояснила директор туристической компании «Фариал» Фарида Шамгунова, которая и вынесла вопрос на публичное обсуждение, всю ответственность за отдых туриста закон «вешает» только на агентство, даже если «виноват чартер, который выбирает туроператор». «Во всех пунктах типового договора мы выступаем исключительно в качестве исполнителя, тогда как мы продаем туры, которые подготовлены не нами, а туристическим оператором. А ответственность нести только нам. Такой договор невозможно исполнить», — сказала она.
— Вы сейчас сказали, что не выполняете договор. Вы всем так говорите? С кем вы его обсуждаете, — настороженно спросил Бариев.
«Только с мужем, — успокоила Шамгунова. — Он судья. И он сказал мне: только ты отвечаешь, только своим карманом или тебе придется бегать. Я работаю «в белую», и переходить в «серую» зону не хочу», — объяснила она.
С ней согласился генеральный директор агентства Salavat City Center Рустем Тарзиманов. По его мнению, с 1 января этого года начала действовать поправка, по которой агентство должно выступать от имени и поручению туроператора, но эта норма почему-то исчезла из типового договора Минкульта РФ.
«Приказ противоречит федеральному закону, и тот, кто его подписал, не читал закона, — продолжил наступление директор объединения «Турист» Владимир Кудашов. — Во многих городах, даже в Москве, приказ обсуждают, но изменить не могут. Ощущение такое, что и в Казани повлиять не могут. Но мне посчастливилось, что закон про меня просто забыл. Мы продаем санаторно-курортные путевки, а это по закону — не туристический продукт».
Явное несоответствие злополучного приказа закону показалось очевидным и бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову. «Странно, что прошло согласование приказа на федеральном уровне, а главное, его никто не обжалует», — удивился он пассивности турфирм.
После получаса рассуждений о том, что просто нет времени и сил у самих агентств, Марат Бариев согласился взять материал на изучение. «Если есть прямая нестыковка, то надо обратиться и в Минюст РФ. Статус депутата позволяет пройти этот путь быстрее», — обнадежил Нагуманов, уточнив, что депутатские запросы последуют и в Минкульт, и в правительство РФ.
90% агентств пошли по «серой схеме»?
Другая коллизия обнаружилась в хитрых законодательных лабиринтах. «Здесь надо расставить точки на i, — обратился глава Salavat City Center к Марату Бариеву. — Кто мы? Туристические операторы или агентства? Нужны изменения в закон». И тут же анонсировал просто революционные инициативы по приравниванию статуса турагентов к статусу туроператора. Напомним, что со вступлением нового закона о туризме туроператором считается тот, кто забронировал отель и продал билет, то есть предоставил туристический пакет. Он обязан иметь финансовое обеспечение в 50 млн рублей, отчислять 1% от выручки в фонд развития своей компании и обеспечивать еще ряд финансовых гарантий для страхования жизни туриста. Но, как рассказал Рустем Терзиманов, на практике по этой схеме работают агенты и, не имея финансового обеспечения, подпадают по новому законодательству под штрафы от 500 тысяч до 5 млн рублей. Поэтому предлагается легализовать их бизнес законодательными поправками.
— Финансовое обеспечение в 50 млн рублей — естественно, большие затраты для малого бизнеса, — говорит он. — С покупкой отеля у своего туроператора и продажей билета получается двойное страхование — от оператора и от агента. При этом агент подпадает под нарушение, и почти все агентства попали под эту волну закона. Это сложно называть нарушением по сравнению с операторами, которые массово вывозят людей на отдых, а мы работаем под «конкретный заказ». Сейчас 90% агентств работают фактически как операторы, но без финансового обеспечения, то есть по серой схеме. Мы за то, чтобы защитить интересы клиента, а не создавать лазейки, — заключил он.
«Эта проблема есть, — согласился Бариев. — Вроде есть три законопроекта, которые регулируют эти вопросы, но воз и ныне там». Агентства предложили ввести поправки в закон, которые дифференцируют операторов по масштабу бизнеса и агентов по аналогии с законом о торговле. «В США закон о торговле — это протекция от WallMart. Сейчас малый бизнес оказался в условиях, которые не позволяют ему выжить», — добавил он.
«В Казань приезжают «пираты», которые работают нелегально»
В заключение турагенты попросили ввести обязательную аккредитацию для экскурсоводов, защищая клиентов от «пиратов»: «На нашу территорию сейчас приезжает большое количество иногородних партнеров, которые, послушав наших экскурсоводов, затем привозят своих, и те начинают проводить экскурсии утром и вечером по Кремлю, когда там не работает касса, — рассказала директор компании «Бюро путешествий Казань» Елена Илькун. — Они бронируют гостиницы, точки питания, разные услуги. Это ведет к тому, что казанский рынок не растет, а потихонечку начинает схлопываться».
По ее словам, в Казань приезжают «пираты», которые работают нелегально. «Нормальные экскурсоводы работают с туристическими компаниями. Идет уже негатив от приема», — отметила она. Ее поддержали коллеги, которые пожаловались, что они работают всего за 1—2% прибыли, а иногда и вовсе в ноль. При этом они попросили ввести лицензирование и повысить входной порог для вхождения в бизнес.
«Тут уже мяч на вашей стороне, — с легкостью вздохнул Марат Бариев. — Это региональные полномочия. Вводите», — обратился он к замруководителю Госкомитета по туризму Артуру Абдрашитову. Вместо него Тимур Нагуманов напомнил, что 3 года назад был законопроект, разрешающий штрафовать за незаконную деятельность, как он работает в Москве. «Идя вам навстречу и ужесточив контроль, не сделаем ли так, что ваше же бизнес-сообщество первым встанет против?» — слегка колебался Марат Бариев, но все-таки согласился взять в разработку их инициативы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.