Татарское детство 100 лет назад: безглазая кукла, воспитание от Насыри и национальная «Мурзилка»

О татарском детстве буржуазной эпохи

Сегодня мы отмечаем Международный день защиты детей, и к этому событию казанский историк Лилия Габдрафикова подготовила для «Реального времени» авторскую колонку о татарском детстве буржуазной эпохи. Колумнист нашей интернет-газеты описывает, какими игрушками развлекались девочки и мальчики, как европейские тенденции отражались на маленьких мусульманах и что им читали сто лет назад.

От тряпичной куклы до гармошек и шахмат

Культурные новации рубежа XIX—XX веков татарского буржуазного общества коснулись и мира детства. Эти страницы прошлого мало привлекают исследователей, игры и игрушки традиционно остаются за рамками «взрослой» истории. Хотя развлечения татарских детей столетней, а тем более многовековой давности, заслуживают не меньшего внимания и иногда могут рассказать многое о самих родителях.

Например, самые ранние народные игрушки относятся еще к периоду средневековья. В основном это различные погремушки. Считается, что их вешали над колыбелью неслучайно, они были призваны отгонять злых духов и охранять ребенка. Детские игрушки более позднего времени — конца XIX — начала XX века — отражают хозяйственную деятельность народа. Это деревянные прялки для девочек, тележки и сани для мальчиков и другие игрушки. Большой интерес представляют куклы. Они были и тряпичные, и деревянные, и из соломы, но все, как правило, без лица. Считалось, что только так они безопасны для людей, а в куклы с глазами могут вселиться духи. Такие куклы, безусловно, были связаны с особенностями мусульманского восприятия мира, где запрещалось изображать живые существа. Интересно, что единственная тряпичная кукла с разрисованным лицом, хранящаяся в Российском этнографическом музее, относится к крещеным татарам.

Наступившая буржуазная эпоха потребления нашла отражение в разнообразии игрушек. О детском ассортименте можно судить по дореволюционной рекламе. Например, казанские магазины в 1900 году предлагали детские развлечения на любой вкус. От 10-копечных забав («язык тещи», «колбаса летающая», «сосиски с песком» и др.) до 10-рублевых игрушечных «кинематографов». Детские игрушки отражали обновившийся мир взрослых: «швейные машины», «гармони», «волшебные фонари», «говорящие куклы», «артизинский водолаз» и т. д. Были здесь и любимые игры самих родителей — лото, шахматы, шашки, домино.

«Запрещенные» европейские наряды

Особая область исследований — это детская одежда. Ребенок очень долгое время воспринимался как уменьшенная копия взрослого, ему отказывали в детскости. Поэтому и одежда для детей шилась по подобию взрослого платья. Лишь в начале XX века среди богатых татар появляется детская мода. Становятся популярными специальные костюмы вроде матросок, черкесок и т. д. Как у девочек, так и мальчиков можно было увидеть головные уборы, вроде каляпуша, украшенные полумесяцем и звездой. Маленьких девочек наряжали в укороченные платья. На фотографиях они нередко предстают с распущенными волосами, или с бантиками. Судя по всему, родители реализовывали в детях собственные внутренние стремления, то, чего не могли позволить себе. «Она одевала нас в запрещенные нашими обычаями европейские костюмы», — вспоминал о детстве Кадир Губайдуллин, сын казанского купца. Происходило это в 1880-е годы, а татарские модники и модницы в адаптированных европейских нарядах появятся в городах лишь ближе к началу XX века.

Примечательно, что ребенок, воспринимаемый исключительно как вложение в будущее, как бессловесное существо, без прав, в том числе на свой особый мир, в этот период стал центром татарской культурной жизни. Проблемы мусульманских мектебов, медресе, методов воспитания и обучения стали основной темой периодики и художественной литературы начала XX века. Появление воспитательной литературы было связано с наблюдавшимися в XIX веке серьезными трансформациями в обществе. Нарушение общинных связей, рост индивидуализма, ослабление социального контроля вели к тому, что многие дети отказывались жить по родительской модели.

Татарские Руссо и Вольтер

Первопроходцем, как и во многих других областях, здесь можно назвать просветителя Каюма Насыри, который был автором ряда изданий педагогического характера: «Книга о воспитании» («Тәрбия китабы»), «Брошюра о нравственности» («Әхләк рисаләсе»). Уже на рубеже XIX—XX веков Ризаэтдин Фахретдин издал отдельными брошюрами правила поведения для образцовых матерей («Тәрбияле ана»), детей («Тәрбияле бала»), отцов («Тәрбияле ата»). Его сочинение не отличалось оригинальными педагогическими приемами. Это несколько прямолинейная и простая констатация того, каким должен быть воспитанный ребенок. Но как достичь такого эффекта писатель не объяснял. В этом смысле книга Фахретдина значительно уступала более ранним аналогам — европейской педагогической мысли XVIII века. Но даже обычный свод правил, ставящий во главу угла вопросы детства, был значительным явлением для татарской педагогической литературы рубежа XIX—XX веков.

Продолжением поставленной К. Насыри задачи о необходимости научного изучения детства стал выход периодических изданий на данную тему на татарском языке. После 1905 года издавались педагогические журналы «Тәрбия» («Воспитание»), «Мәктәп» («Школа»), «Мөгаллим» («Учитель»). Эти вопросы обсуждались и на страницах других изданий.

В прессе противопоставлялись разные методы воспитания. Как альтернатива традиционному авторитарному руководству ребенком предлагался так называемый «американский» («европейский») вариант. Проводилась мысль о том, что необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, дать ему некоторую свободу в действиях. Опыт западной педагогики весьма высоко оценивался самими татарскими публицистами, но читатели не всегда разделяли их идеи. Например, среди ответов на вопросы журнала «Мөгәллим» в 1913 году были и такие, где некоторые люди выражали свои опасения по поводу педагогических новаций.

Яркий книжно-журнальный мир

В начале XX века получает развитие детская литература на татарском языке. Особую роль в формировании культуры чтения маленьких читателей сыграл Габдулла Тукай. Поэт, который по замечанию современников сам оставался «большим ребенком», воссоздавал образы собственного детства — героев народных сказок и поверий. Тукай сделал то, что не сумел сделать за десять лет до него Каюм Насыри — актуализировал татарскую мифологию. Насыри, как известно, долгие годы скрупулезно собирал фольклор, но изданный им сборник сказок его современники не приняли и лишь посмеивались над просветителем. Ведь эти сказки и так всем были известны. Поэтические же произведения Тукая были рассчитаны не на взрослых, а на маленьких читателей.

«Поныне сохранились в памяти прекрасно иллюстрированные, многокрасочные книжки Г. Тукая («Кунелле сахифэлэр», «Жуаныч», «Алтын этэч» и др.), ставшие настольными книгами моего детства. Рано я начала писать стихи. Помню, однажды даже осмелилась послать свое стихотворение в газету «Йолдыз», выписываемую моим отцом ….», — вспоминала свое детство Зейнаб Баширова, дочь муллы из Лаишевского уезда.

Кроме Тукая среди детских авторов тех лет можно назвать также Мажита Гафури, Сагита Сунчелея, Наки Исанбета, Габдерахмана Сунгати, Нажиба Думави, Гали Рахима и многих других. Практически в каждом журнале и газете выделялось место для детской литературы. В разных татарских издательствах выходили целые серии: «Мәктәп мөкяфәте» («Школьный подарок»), «Балалар бакчасы» («Детский сад»), «Балалар күңеле» («Детская душа»), «Балалар көтепханасы» («Детская библиотека»).

В 1908 году был издан специальный «Детский календарь» на татарском языке. Помимо специально написанных для детей текстов в этих книгах ценным было то, что их старались иллюстрировать рисунками. Последнее было особым новаторством. Так, один из детей тех лет — театральный деятель Фуад Саллави вспоминал о том, какое большое впечатление на него произвела иллюстрированная книга Тукая с детскими стихами. Вместе с братом он очень любил разглядывать эту книгу с картинками.

Еще одним новшеством стало появление журналов для детей на татарском языке. Первый такой журнал выходил в 1907 году в Москве и назывался «Тэрбиятел-атфаль» («Воспитание детей»). Но вышло всего несколько номеров. В его редакции работал известный татарский писатель Фатих Амирхан. Более широкую известность получил казанский журнал «Ак юл», который издавался с 1913 по 1916 год Фахрелисламом Агиевым. Были предусмотрены следующие рубрики: рассказы и стихотворения, как татарских авторов, так и переводы с разных языков, научно-популярные статьи о животных и растениях, по географии и истории. В отдельных разделах публиковались детские игры, загадки, задачи и письма маленьких читателей, «для переписки детей между собой». Наиболее активными авторами были сам Ф. Агиев, Г. Баттал, Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Рафикый, С. Жалял, Х. Карим, Ш. Ахмади, Г. Шараф, Н. Исанбет, С. Сунчелей и др. С марта 1917 года в Казани начинает выходить другое ежемесячное детское издание «Балалар доньясы» («Мир детства»). Издателем и редактором являлся Якуб Халили, который уже успешно издавал женский журнал «Сююмбике».

Новым явлением в татарской культуре начала XX века стала организация детских вечеров — праздника Мавлид, о чем уже была специальная публикация, поэтому здесь не будем повторяться.

Таким образом, материальный и духовный мир детства в начале XX века сильно изменился. Одежда из уменьшенного аналога взрослых фасонов превратилась в оригинальные детские наряды. Игрушки стали более разнообразными и отражали технический прогресс. Татарские дети, родившиеся в начале XX века, получили собственный книжный мир: с рисунками, со стихами и сказками на родном языке. В этих произведениях присутствовали и элементы целенаправленного воспитания личности ребенка, с определенными качествами. Например, трудолюбия и нравственности. Основной акцент делался на достойном образовании как для мальчиков, так и для девочек, что должно было гарантировать как самореализацию человека, так и создание гармоничной семьи.

Лилия Габдрафикова, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конец XIX — начало XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Новости партнеров