Мусульманская блогосфера: Земля плоская, музыка — харам, а куклам надо выкалывать глаза

Обзор мусульманских групп в социальных сетях от журналиста Айши-Галины Бабич

Стремительное развитие социальных сетей сопровождается и ростом различных пабликов в них. Сообщества «Фейсбука» и «ВКонтакте», в которых «обитают» приверженцы ислама, не стали исключением. Мусульманский журналист Айша-Галина Бабич, изучив группы, созданные для верующих, в авторской колонке «Реального времени» делает их обзор. Колумнист приводит курьезные примеры, которые нередко можно встретить в интернете.

Развлекательные паблики

Куда идти за исламом, когда сайты старомодны, а книги тяжелы на вес, кофейни расслабляют, а друзья посмеиваются? Конечно, в социальные сети. Включи айфон и присоединись к группе «ВКонтакте» или в вотсапе — и уже льется на тебя вековая мудрость, обрывки мыслей, книг и трактатов. И только грубый голос «познавших истину» нарушает эту красоту и гармонию.

Современные мусульманские паблики в социальных сетях можно условно разделить на четыре категории. Одни, и их большинство, развлекают, выдавая в день тонны красивых картинок с нередко сомнительными надписями, разного рода хадисами (цитаты пророка Мухаммада, — прим. ред.), часть которых может не иметь к хадисам никакого отношения, и высказываниями знаменитых людей, которые также вряд ли узнают, что приписывается им в современном интернете.

Молодежь любит эти паблики за возможность «перепостить» себе на стену красивый статус, а из таких статусов, как мы знаем, человек сегодня собирает свою виртуальную личность и отправляет свой незамысловатый «месседж» в сетевое пространство.

«Скажи вслух: Альхамдулиллях», «Вчерашний хадис о любви пророка к Аише «О, посланник Аллаха, какова твоя любовь ко мне? А он отвечал: — Как канатный узел...» — оказался ложным и поэтому просим вас удалить его», «Когда все куда-то исчезают, и ты остаешься в одиночестве, помни: возможно, Аллах отдалил от тебя всех, чтобы ты остался наедине с Ним» — «Откуда цитата?» — «Истина».

Куда идти за исламом, когда сайты старомодны, а книги тяжелы на вес? realnoevremya.ru/Максима Платонова

Плоская Земля, вокруг которой вращается Солнце

Второй вид пабликов — для тех, кто желает получать знания и не ограничивается виртуальными библиотеками и онлайн-курсами. Знания эти всегда специфические, относящиеся к определенному «манхаджу» (методология, разъяснение определенных понятий, — прим. ред.). Здесь публикуются конспекты книг, разбираются уроки, даются видео с лекциями на ту или иную тему. Все материалы этих групп — переводы с арабского языка, и переводы, как правило, некачественные, содержащие немало ошибок. Но это не смущает читателей, большинству из которых никогда не придет в голову сверить перевод с оригиналом, поскольку нет ни знаний арабского языка, ни оригинала под рукой.

Еще одна опасность, скрытая в таких пабликах, — публикация непроверенной информации, фейков. Так, известен случай с «фетвами» известных мусульманских ученых Ибн База и Усаймина о том, что Земля плоская и Солнце крутится вокруг Земли. Несмотря на то, что имеется опровержение этих слов ученых, до сих пор находятся мусульмане, которые распространяют «фетву» и спорят с несогласными, пытаясь приводить в доказательство аяты из Корана и настаивая, что великие ученые не могут ошибаться, так что Земля действительно плоская.

В одной из групп недавно появилась информация, что мусульманские ученые определили максимальный срок нахождения ребенка в утробе матери как срок в 4 года. Несогласные тут же отправлялись в «бан» — негоже оспаривать мнение таких светил ислама, как имам Шафии и ибн Сина, ведь срок беременности в 4 года упоминается в целом ряде мусульманских сочинений, названия которых никто не может перевести.

Информация таких «образовательных пабликов» подается всегда в ультимативном ключе: вы не найдете ссылок на альтернативные мнения, экскурсов в историю, свидетельств о полемике по тому или иному вопросу в среде мусульманских ученых разных эпох. Здесь будет превалировать абстрактное «мнение абсолютного большинства», не подлежащее критическому разбору и не дающее пространства для интерпретаций. Администраторы этих групп верят, что и вы уже утвердились в намерении следовать за конкретными учеными, список которых прилагается. Если же у вас есть сомнения — вам не место в этой компании.

Разоблачители и опровергатели

Третий вид пабликов посвящен опровержениям всего и вся. Здесь можно заметно обогатить свой словарный запас, узнав множество оскорбительных эпитетов и терминов, которые при случае используются в адрес несогласных. «Джахили», «мурджииты», «хариджиты», «ашариты», «матуридиты», «ваххабиты», «суффисты», «ихвановцы», «джихадисты», «такфиристы» — эти увесистые ярлыки без разбора разлетаются в адрес пользователей, в адрес других пабликов, в адрес современных ученых, общественных деятелей, публицистов, активистов общин.

Целые коалиции создаются, например, вокруг популярных имамов. Их высказывания — повод для написания разного рода обличительных текстов, выражения негодования и призывов к немедленному распространению по сетям информации об их «опасных заблуждениях». Спасать наивную умму от «нововведенцев», «неучей» и «провокаторов» — вот смысл и цель существования подобных групп. «Порицай порицаемое, даже если это твой близкий друг» — главный принцип такого метода «призыва». Сами по себе эти группы не содержат никакой ценной информации, а их характерная риторика нередко выдает в авторах отсутствие достойного образования и воспитания.

«Кто такой этот имам…? что вообще обращать внимание на него? Этот глупец скачет то в одну сторону, то в другую, вообще не понятно, кто он такое, на чем он!.. Поэтому вообще не стоит слушать, что этот болтун говорит, пусть он уже определится, кто он такой и с кем он, и кудахтает за эту сторону, а то пытается на всех лодочках одновременно плыть!». «Надвигается Навруз, мерзкий, пропитанный ширком языческий праздник, который джахили до покраснения лиц доказывают, что этот грязный праздник якобы «мусульманский»… Праздник пропитан ширком и куфром, и очень печально смотреть на невежд, которые думают, что это исламский праздник».

«Просвещение»: люди без головы, выколотые глаза куклы и харамная поэзия

Наконец, четвертая категория пабликов — это места для общения, где собираются люди разного возраста и порой разных взглядов для обсуждения общей темы или просто для совместного досуга. Здесь объединены все функции пабликов: картинки, цитаты из книг, чьи-то заблуждения, вопросы об исламе, обсуждение семейных проблем, желание принять ислам… Но главная задача такого сообщества — отвечать на вопросы посетителей, опираясь на Коран, Сунну и мнения ученых. К сожалению, с этой задачей не удавалось справиться пока никому.

Большинство вопросов, волнующих современных мусульман и поступающих в разные мусульманские группы и на сайты, связаны с практикой ислама и желанием избежать греховного, руководствоваться правилами, получить максимум пользы от своих действий и поступков, решить проблему, основываясь на исламском подходе. Однако ответы, которые даются в этих группах людьми, иногда даже имеющими какое-то образование в области фикха (исламского права, — прим. ред.), демонстрируют в большинстве своем крайнюю узость взглядов и зашоренность мышления, а масштаб прогрессирующего невежества поистине поражает.

На бытовые и не относящиеся к религии вопросы вы можете получить однозначные рекомендации, отвергающие любую вариативность. Хиджаб — это темная, желательно черная, абая, покрывающая женщину от макушки головы и опускающаяся ниже стоп, остальное — грех. Детские сады и школы — рассадники неверия, отдавать туда детей — грех. Поэзия — харам, проза — харам, песни, музыка, театр, цирк — все харам. Любые изображения, от фото и видео до смайлов в интернете — грех, рисуйте людей без головы, закрашивайте лица, приучайте детей отрывать игрушечным животным голову и выкалывать куклам глаза… Это не «утрированные», не вырванные из контекста, не притянутые за уши факты, а дословные цитаты взрослых людей, «получающих знания». Эти люди на раз-два определились с авторитетами в религии и считают своим долгом просвещать единоверцев доступным им методом: вбиванием в головы, оскорблениями, угрозами. Они появляются в группах из ниоткуда или, напротив, оседают там на постоянной основе, давая свои «рекомендации» по любому вопросу, влезая в любой диалог и «порицая порицаемое» в каждом увиденном комментарии.

Поиск «подлинного ислама» — это поиск самого себя, а на это у нас может уйти целая жизнь. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Эти люди — исправно работающая машина по осквернению имиджа ислама и мусульман, по уничтожению здравого смысла. Можно подумать, что они молоды и полны энергии, которую не могут усмирить и перенаправить в русло созидания. Что им сложно совладать со всем тем потоком информации, который они ежедневно впитывают в своих излюбленных «обличающих» группах. Что кто-то суровый и значимый стоит над ними с требованием распространять по сети известную только им «истину». Что они всего лишь игрушки в руках тех, кто забрасывает информационное пространство сомнительными статьями, безграмотными «фетвами», доведенными до абсурда догмами.

К сожалению, не придумано в интернете таких «фильтров», чтобы отсеивать интеллектуальный шлак. Естественным фильтром выступает наше логическое мышление, наша способность к анализу информации, объективизации, обобщению. Ислам — религия для размышляющих. Ни одна мусульманская группа в социальных сетях не может за нас принимать решение и «решать проблемы», как бы этого ни хотелось тем, кто обращается к интернету в поисках «волшебной пилюли». Поиск «подлинного ислама» — это поиск самого себя, а на это у нас может уйти целая жизнь.

Айша-Галина Бабич
Справка

Айша-Галина Бабич — журналист, писатель, блогер.

  • Родилась и выросла в Москве.
  • Окончила факультет информатики РГГУ и Высшую школу журналистики Международного университета в Москве.
  • Работала редактором сайта Ислам.Ру, публиковалась в различных мусульманских изданиях (в газете «Ислам-info», журналах «Ислам», «Мусульманка», «Четки»), а также в газетах «Московский Комсомолец», «Независимая газета», сотрудничала с «Российской газетой».
  • Экс-продюсер телеканала Russia Today.
  • Возглавляла редакцию журнала Muslim Magazine.
  • Автор книг «Многоженство: советы и комментарии» и «40 рассказов про ислам».
  • Приняла ислам в 2002 году.
  • Замужем, воспитывает сына.

Новости партнеров