Окружной прокурор о деле «Татфлота»: «Что вы с ними цацкаетесь?.. Сам поеду и поддержу обвинение»
Как нижегородские силовики обсуждали, сажать ли казанского судовладельца вместе с капитаном за риски чужими жизнями
Информационная волна от воскресного рейса казанского «речного травмайчика» дошла до Нижнего Новгорода. 25 мая на совместной коллегии Приволжской транспортной и Волжской природоохранной прокуратур было объявлено: СК «Татфлот» светят внеочередная проверка с осмотром судов, штраф в 100 тысяч рублей, а то и приостановка лицензии с уголовным делом на менеджеров. Председательствующий Тимур Кебеков поставил вопрос жестко: «Что делать-то? Ожидать очередную «Булгарию» или всех сажать — капитана вместе с судовладельцем?!».
О жадности бизнесменов и гласности расследования
Кроме руководителей межрегиональных прокуратур, в Нижнем собрались их коллеги из транспортной полиции и Следкома, Госморречнадзора и других ведомств. В режиме видеоконференции в заседании участвовали силовики еще девяти городов Поволжья. Казань вышла на связь из кабинета Татарского транспортного прокурора Максима Ковалюка, в котором расположились Казанский межрайонный природоохранный прокурор Альберт Хабиров и их коллеги.
За время коллегии слово казанцам так и не предоставили, хотя центральной темой обсуждение стало именно татарстанское ЧП. Открывая совещание, Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков напомнил, что 21 мая в Татарстане был выявлен факт перевозки свыше 400 пассажиров на судне, рассчитанном максимум на 300, и при дефиците спасательных средств. Капитан судна уже под домашним арестом. И прямо на коллегии первого замруководителя СУ на транспорте СКР Антона Балденкова попросили расследовать дело «максимально публично и в короткие сроки».
«Это как раз тот пример, когда жадность бизнесменов может привести их на скамью подсудимых», — заявил Кебеков и поручил Татарскому транспортному прокурору проверить СК «Татфлот» (собственник перегруженного теплохода «Москва-130»? — прим. ред.) «с целью установления и иных фактов нарушений при осуществлении регулярных пассажирских перевозок». Остальным подчиненным руководитель дал задание по внеочередным проверкам «всех перевозчиков и контролирующих органов, которые и должны изначально пресекать нарушения» в этой сфере. Ведь по водным артериям Волжского бассейна ежегодно перевозят более 700 тысяч пассажиров.
Эхо «Булгарии»
Факт перегруза пассажирского судна в весьма прохладный весенний день заставили проверяющих задуматься — что ж летом-то будет? Начальник отдела Приволжской транспортной прокуратуры Светлана Кокурошникова предположила, что нарушение может стать системным, и упрекнула коллег из контролирующих и правоохранительных органов в отсутствии профилактических мер. А еще сообщила, что в рамках прокурорской проверки в адрес гендиректора «Татфлота» Сергея Жукова внесено представление Татарской транспортной прокуратуры об устранении нарушения и его причин, а также наказании виновных.
В отношении самой судоходной компании возбуждено дело о правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией). «А санкция этой статьи предусматривает лишение лицензии?», — поинтересовался Тимур Кебеков. Ответ был отрицательным — юрлицу-нарушителю светит штраф в 100 тысяч рублей.
— Рассматриваем возможность возбуждения административного дела о грубом нарушении лицензионных требований, — пояснила Кокурошникова.
— А это не грубое? Вторая «Булгария» могла произойти, — прервал подчиненную Кебеков.
— По факту грубого нарушения суд уже примет решение либо о наложении штрафа, либо о приостановлении деятельности, — закончила мысль выступающая.
— Если это оценочный вопрос, то его надо жестко ставить. Это настоящий беспредел! Ведь не кто-то зафрахтовал теплоход и покатался — это регулярный рейс!.. Спросим и с контролирующих органов — как мы такие вещи мимо себя пропускали?!
Оправдания чиновника Госморречнадзора: «Нас отодвинули!»
Выступление начальника Волжского управления Госморречнадзора Олега Абукина напомнило корреспонденту «Реального времени» судебный процесс по делу об упомянутой выше катастрофе на Каме, сгубившей 122 жизни в 2011-м. Свидетели-чиновники разных ведомств в суде ссылались на изменения в законах в защиту предпринимателей, не позволившие вовремя выявить нарушения на «Булгарии». К слову, двух коллег Абукина тогда посадили, и он начал свою речь с оправданий — мол, законодатель обязал ведомство отчитываться на общественных слушаниях, но «сильно отодвинул от текущего контроля».
— У нас теперь даже нет по лицензионному контролю выхода на суда, — признался Абукин. — Взять тот же самый «Татфлот». Вся проверка сводится к тому, что мы приезжаем по их юридическому адресу, нам предоставляют там кабинет, где мы смотрим все документы… Ввиду того, что многие нарушали какие-то права, нас от производства осмотров отодвинули. По прошлому году мы еще ходили на суда, по которым менялись условия лицензии, сейчас даже этого нет.
— То есть презумпция невиновности… в действии, — констатировал Приволжский транспортный прокурор. — Законодатель исходил из добросовестности предпринимателя, судовладельца, капитана судна. А если он проявляет недобросовестность, какой-то рычаг должен быть?..
Начальник управления Госморречнадзора посетовал, что такой правовой пробел есть лишь на пригородных перевозках. На других «такой перебор пассажиров физически невозможен». Впрочем, по словам Абукина, самарские речники утверждают, что на их дачных рейсах казанский «беспредел» нереален, так как компания ведет учет пассажиров «вплоть до рамок при посадке».
Видеокомпромат подчистили
Оценив ситуацию, присутствующие задумались — как исключить «беспредел» с перегрузом. Исходя из вводной: к каждому теплоходу полицейского с чиновником-контролером не приставишь. «Так что делать-то?! Ожидать очередную «Булгарию» или всех сажать — капитана вместе с судовладельцем?.. Это недолго, как показала практика», — заявил присутствующим Тимур Кебеков.
Олег Абукин дал понять, что опыт общения с обвиняемой в правонарушении компанией у его ведомства богатый: «Мы с ними и судились, и штрафы накладывали, когда находили нарушения».
«Ну а что вы тогда с ними цацкаетесь?», — отозвался прокурор и, услышав, что суды по административным делам «Татфлота» часто ограничиваются лишь предупреждением, пообещал: «Думаю, мы найдем на них управу». Из зала подсказали, какую именно: предложение о внеплановой совместной проверке с обязательным осмотром судов было поддержано почти единогласно. Разве что представитель транспортной полиции пожаловался — штатов не хватает. Кебеков напомнил коллеге про Кубок конфедераций в Казани и заявил, что все задачи по безопасности силами прокуроров не перекрыть. А ведь на любом из теплоходиков могут оказаться и иностранцы.
От полиции поступило предложение — периодически осуществлять дистанционный контроль за перевозками с помощью установленных ранее в речпортах видеокамер. Именно так, по головам в кадре пересчитывали пассажиров рейса «Ташевка — Казань». Правда, как выяснилось на заседании, часть записей за более ранний период в казанском речном порту… уничтожили! Однако специалистам по силам восстановить этот компромат, дал понять Тимур Кебеков. И предложил принять меры к тому, чтобы впредь лишить судовладельцев возможности сокрытия таких важных доказательств.
— Кубок конфедераций пройдет, а мы-то останемся. Жители Татарстана и других субъектов округа должны безопасно себя чувствовать, — заявил в итоге главный транспортный прокурор Поволжья. — Надо оперативно провести экспертизу и [уголовное] дело направлять в суд. И кто-нибудь из моих замов или я сам поеду и поддержу обвинение…
P.S.: Комментарий СК «Татфлот» по ситуации с перегруженным рейсом «Реальное время» ждет с 22 мая.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.