Дело капитана «Татфлота»: следователи ищут получателей прибыли от массовой перевозки «зайцев» по Волге
Вслед за арестованным капитаном теплохода «Москва-130» в деле могут появиться новые фигуранты
В уголовном деле о перевозке 100 «лишних» пассажиров на «речном трамвайчике» по маршруту Ташевка — Казань появилась экономическая составляющая. Следком не нашел в отчетности СК «Татфлот» сведений о продаже билетов этим пассажирам, но и в благотворительность не поверил — изъял видеозаписи всех отправлений и встреч судов Казанского речпорта с начала навигации этого года, чтобы установить — имелись ли иные факты перевозки людей с перегрузом и мимо кассы. Первый фигурант дела — 56-летний капитан Юрий Миронов, как выяснилось сегодня в суде, показаний против коллег не дает.
Капитан о «невидимых» пассажирах
Задержанный капитан, он же первый помощник механика на судне, Юрий Миронов в речпорту начал работать в 1981 году — за год до того, как его нынешнее судно «Москва-130» спустили на воду. В суде Миронов рассказал, что ходил на этом теплоходе последние 11 лет, и вспомнил свой последний рейс 21 мая — из Казани в Ташевку и обратно, с заходом на местные станции: «Я ехал, уверенный в своих действиях — знал, что у меня на судне 294 человека при вместимости 300 [человек], о других не знал… Как я их увижу? Погода была неблагоприятная, и на вторую палубу никто не поднимался...»
Напомним, причаливший в 15.45 теплоход в Казани встречала транспортная прокуратура и полиция. Люди еще с Волги позвонили и пожаловались — на тесноту в салоне. Говорили, что на борт взяли столько пассажиров, что приходится стоять, как в набитом автобусе, — на одной ноге. Причем выбраться из середины этой кучи было практически невозможно. «Людей на палубу запускала женщина-матрос, но капитан из своей рубки все это хорошо видел», — рассказала «Реальному времени» Фания Р., одна из пассажирок того рейса, предположив, что закрыть глаза на перегруз главному на судне могло приказать его начальство. Другие пассажиры сообщили, что видели, как во время рейса капитан спускался в салон.
21 мая полицейские и прокуроры установили, что на берег с того рейса сошли 440 человек. Дело было возбуждено 22 мая по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, группой лиц по предварительному сговору (п. «а», ч. 2 ст. 238 УК РФ). А 23-го следователи перепроверили эти данные по камерам видеонаблюдения, и оказалось: на борту было 415 человек, включая сменного капитана, матроса и рулевого моториста, и всего 315 спасательных жилетов. Тогда как, согласно техпаспорту судна, «Москва-130» рассчитана максимум на перевозку 300 человек.
Кто главный на судне?
23 мая капитан Миронов был задержан и допрошен по этому делу в качестве обвиняемого. Вину он не признал. И сегодня следователь Приволжского СУ на транспорте СКР Николай Гончаров попросил суд арестовать его до 22 июля. Гончаров заявил суду, что Миронов и его пока неустановленные соучастники грубо нарушили требования безопасности, чем создали реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров. По мнению следователя, соучастники преступления известны Миронову, «однако он их не изобличает».
Кстати, выяснилось, что «Татфлот» временно отстранил капитана Миронова от должности. А уже после этого в адрес суда и следствия были направлены письма с подписями коллег, характеризующие капитана как грамотного, дисциплинированного и трудолюбивого сотрудника и хорошего судоводителя. Адвокат обвиняемого Андрей Кропотов передал судье грамоты и благодарственные письма в адрес Миронова.
Сам капитан после выступления следователя попросил направить его под домашний арест. Он заявил, что никаких лиц в сговоре с ним не было, ни на кого из свидетелей он не давит и не скрывается, а в Следственный комитет пришел сам. Тут надо пояснить, что материал по капитанскому аресту выпало рассматривать судье Сергею Якунину, выносившему приговор по делу о крушении «Булгарии». Поэтому он адресовал обвиняемому лишь один вопрос:
— Капитан отвечает за все на судне?
— Да, — ответил Миронов
Его защитник, впрочем, уверяет, что не существует должностных инструкций, в которых в числе обязанностей капитана упоминается подсчет пассажиров. Кроме того, Кропотов подчеркивает — никаких неблагоприятных последствий рейс не имел, люди не пострадали, и оснований для ареста капитана не имеется.
Старший помощник Татарского транспортного прокурора Евгений Дикарев ходатайство о водворении капитана в СИЗО поддержал. Но судья Сергей Якунин посчитал эту меру чрезмерной — отправил Миронова под домашний арест до 22 июля, но на крайне жестких условиях. Даже из дома капитану выходить запрещено, не то что звонить и писать друзьям-коллегам.
Следком ждет звонков от потерпевших
В СК «Татфлот» историю перегруженного рейса до сих пор не комментируют. Источники «Реального времени» уверяют, что речники-чиновники придерживаются той же версии, что и капитан: по билетам на судне были 294 пассажира, и норматив не нарушался. Однако силовики намерены разоблачить этот фокус с материализацией сотни «зайцев». Вариантов не так уж и много, причем все они могли использоваться в тот день: либо на станциях продавали неучтенные билеты, либо матросы пускали пассажиров за деньги или по знакомству. Кто получал прибыль от перегруза, тот и будет отвечать.
Кстати, в числе получателя прибыли может оказаться и сама компания. По данным следствия, местные речные перевозки в Татарстане, как и железнодорожные, традиционно считаются убыточными. А это значит, что перевозчик регулярно получает дотацию из бюджета. И может быть заинтересован в играх с отчетностью.
Реальный свет на речные сборы способны пролить видеодоказательства. Записи камер наблюдения порта были изъяты и скопированы в первый же день, и следователи не ограничились одним днем — взяли период с начала навигации 2017 года и занялись кропотливым подсчетом пассажиров. Последние тоже могут повлиять на ход расследования дела — Следственный комитет просит откликнуться пассажиров перегруженного рейса «Ташевка — Казань» и тех, кто готов поделиться со следствием информацией по делу. Контактный телефон: 89093137036.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.