Гибель через 200 лет: как касимовские татары прошли путь от ханства до общины в 2 тысячи человек

У татарского писателя Гаяза Исхаки есть произведение-антиутопия «Гибель через 200 лет», в которой автор давал мрачный прогноз судьбы татарского народа. В какой-то мере этот сценарий реализовался в далекой Рязанской губернии. Когда-то касимовские татары, составлявшие население целого ханства, были заметной точкой на карте татарского мира. Городская культура, налаженные связи со столицей, мощная купеческая прослойка — все это выделяло их среди других волго-уральских татар. Но в наше время многие даже не знают об этом городе. Автор «Реального времени» Камиль Асадуллин съездил в Касимов и узнал, как живут местные татары в XXI веке.

Город полутора культур

Сейчас Касимов — второй по количеству населения город Рязанской области, хотя с виду этого не скажешь: он выглядит и является типичной провинцией. По обеим сторонам центральной улицы расположены низкие дома, плотно забитые баннерами и вывесками турагентств, аптек, цветочных лавок, продуктовых магазинов. Тротуар есть не везде, а относительно новые кирпичные здания чередуются с отделанными пластиком торговыми центрами и требующими реставрации историческими постройками.

На въезде в Касимов установлена стела с датой основания города и его названием на двух языках — русском и татарском. Туристические сайты тоже позиционируют Касимов как город двух культур, однако в действительности это вряд ли так: сейчас в городе проживает около 30 тысяч человек, подавляющее большинство из них — русские. Касимовских татар — около 2 тысяч человек, и это если считать жителей не только Касимова, но и Касимовского района, утверждает председатель Касимовской татарской национально-культурной автономии Ильдар Бикуев.

Бикуеву 52 года, он родился в Касимове, получил юридическое образование в Казанском университете, а затем вернулся на малую родину. Многие его родственники живут в столице Татарстана, однако сам он уезжать не хочет, в том числе из патриотических соображений.

Автономия, которую возглавляет Бикуев, появилась в 2012 году. На вопрос о ее целях он отвечает просто: «Сохранение родного языка — раз. Сохранение традиций — два. И чтобы люди не растворились в общей массе».

С традициями и особенно с языком все действительно сложно. В отличие от Татарстана, в Касимове не преподают татарский язык в школах, местных СМИ у татар нет, а культурных мероприятий проводится мало. «Если человек приедет из Татарстана и захочет увидеть какую-то активную татарскую жизнь в Касимове, он ее не увидит. Он увидит то, чего нет в Казани, — такой древний минарет, такое интересное кладбище. Но это все камни. Такой энергичной языковой или какой-то другой этнической жизни, как в Татарстане, разумеется, здесь быть не может», — рассказывает историк и публицист Марат Сафаров.

Помимо поддерживаемых Татарстаном Сабантуев и выступлений местных ансамблей, иногда здесь проходят концерты приезжих музыкантов. «Мы артистов привозим — и из Казани и Татарстана, и из Москвы, бывает. Но все поставлено на коммерческую основу: все хотят от этого получить деньги. И чтобы среднестатистического артиста сюда заманить, ему надо проплатить определенную сумму — от 30 тысяч и выше», — сетует Бикуев.

Зато такие события пользуются популярностью, утверждает председатель Духовной организации мусульман Рязанской области Рашид-хазрат Бултачеев. Он тоже родился в Касимове, затем получил образование в Каире, а после этого вернулся на родину. По словам Бултачеева, в прошлом сентябре в город приезжал ансамбль песни и пляски из Татарстана. Зал оказался забит. «Как писали сами работники дома культуры — яблоку негде было упасть. Причем этот концерт был платным, и все равно люди пришли», — говорит он.

Наши собеседники утверждают, что в народе татарская идентичность жива — татары знают основы своей культурой и сохраняют национальное самосознание, хотя родным языком владеют не все. Об этом рассуждает Бултачеев: «В семьях, конечно, стараются и родители, и бабушки приобщить своих детей и внуков к татарским словам. Бабушки обучают их на селе татарским словам». На праздники в Касимове готовят национальную еду, а хоронят татар по-прежнему на старом мусульманском кладбище.

Бикуев перечисляет мероприятия, которые проводит автономия. Например, занятия по воскресеньям для тех, кто хочет изучить язык и культуру своего народа. Школа работает в основном осенью и зимой, а посещают ее 15—20 человек. Еще автономия отправляет детей в лагерь «Идель» в Татарстане. Бикуев с гордостью рассказывает, что если Москве на поездку в лагерь в прошлом году выделили всего 2 места, то Касимову в этом — целых 10. Кроме того, в местном татарском центре проходят тематические вечера, иногда их посещают школьники и студенты местных колледжей. Сам Бикуев регулярно ездит на мероприятия Федеральной национально-культурной автономии татар и Всемирного конгресса татар. «У нас постоянно какое-то движение», — говорит он.

С тем, что жизнь татар становится насыщенней, согласен и Рашид Бултачеев: «Больше становится разных мероприятий. Туристы [приезжают], больше татар стало приезжать из Москвы, посещать наши мечети и другие исторические места».

Мечети

Сейчас в городе и районе работают три мечети — Новая мечеть (несмотря на название, она была открыта в 1906 году), мечеть в Подлипках — небольшом поселке недалеко от Касимова, и знаменитая Ханская мечеть. Она претендует на звание главной достопримечательности города.

Ханская мечеть была основана в Средневековье, но в нынешнем виде это здание конца XVIII — первой трети XIX века. «Существует городская легенда, что Петр Великий в самом начале XVIII века, проплывая по Оке мимо Касимова, принял Ханскую мечеть за церковь и перекрестился на нее. Когда ему сообщили, что вышла ошибочка, он приказал ее разрушить», — рассказывает историк Сафаров. Минарет при этом остался цел, и сейчас это единственный, кроме Булгара, след татарской средневековой архитектуры.

С 1938 года в мечети работал краеведческий музей, но в 2013 году здание передали на баланс Духовного управления мусульман России. С музеем был заключен договор аренды, по которому часть мечети была отдана под хранение экспозиции. Религиозные обряды здесь проводятся редко — здание требует реставрации.

Новую мечеть, национализированную в советское время, вернули еще в 1996 году. Она является центром притяжения местных мусульман, хотя истово верующих в городе совсем немного: по словам председателя местной религиозной организации мусульман Мурата Кураева, по пятницам мечеть посещают 50— 60 верующих. Причем татар из них только 10—20 человек, остальные — мигранты. Впрочем, Кураев настроен позитивно: он не смог ответить на вопрос, сколько касимовских татар по-настоящему религиозны, но, по его словам, «все потихонечку приходят в мечеть». «Народ стал намного активней интересоваться [религией]», — заключает он.

Того же мнения придерживается и Рашид Бултачеев. «Люди возвращаются к своим корням, к своим истокам. У кого есть бабушки — то, что они помнят, доносят до своих внуков. Многие приходят в мечеть со своими внуками, детьми. Процесс идет», — считает он.

Новая мечеть помогает не только тем, кто ищет бога, но и тем, кто интересуется своим народом. Именно сюда пришел 22-летний Рустам, когда захотел выучить родной язык — в его семье на татарском почти не говорят, а в своем классе в школе он был единственным татарином. Зато в библиотеке в мечети он нашел учебник по грамматике. «Надо знать свой язык, — говорит парень. — Я и до этого задумывался, но сейчас стал еще больше [думать об этом]».

И Рустам не один такой, утверждает Кураев: «Люди интересуются, задают вопросы. У нас есть книги, посвященные Касимову, мы их даем. Некоторые приходят, ищут свою родословную».

Миграция

Одной из главных проблем сохранения своего народа Ильдар Бикуев называет миграцию молодежи из города. Это касается не только татар: с начала нулевых количество жителей города падает, и за последние 16 лет касимовцев стало на 6 тысяч меньше.

Кристине 26 лет, она родилась в Сынтуле — небольшом поселке в нескольких километрах от Касимова. В 15 лет она уехала учиться в Москву, но сейчас приезжает сюда чуть ли не каждый месяц. «Все, у кого были возможность и желание, отсюда уехали. Кто в Москву, кто в Рязань, Муром, Владимир, Нижний Новгород, кто куда», — говорит она.

По ее словам, более-менее обеспеченные люди стараются перевезти своих детей учиться в крупные города. «Если у родителей есть возможность, они сразу свое подрастающее поколение отправляют, чтобы они там уже учились и получили образование, потому что в нашем городе получить должное образование невозможно», — считает Кристина.

Другая причина уехать — проблемы с работой. Местные жалуются, что с начала нулевых в городе закрылось множество предприятий, работавших в советское время. «Сейчас в Касимове работает «золотой завод» — «Приокский завод цветных металлов». Потом подземное хранилище газа, «Инфорум-Пром» работает — шоколад и конфеты делают. А больше производств нет. Меховую фабрику закрыли», — перечисляет Ильдар Бикуев.

Рустам трудится продавцом в магазине бытовой техники и учится на заочном отделении местного колледжа. Он получает 13 тысяч рублей, но работа ему нравится: Рустаму по душе общение с людьми, тем более в других местах он работал и за меньшие деньги — 12, 10 и даже 7 тысяч. Большинство его одноклассников из Касимова уже уехали. «Наверное, большинство скажет — здесь уже и работы нет, и не особо интересно. У меня некоторые друзья ищут работу, ничего себе не найдут, кроме какого-нибудь грузчика на рынке», — объясняет Рустам, почему его ровесников здесь ничего не держит.

О том, что он сам будет делать после окончания колледжа, Рустам еще не думал. Хотя он уже ездил на месяц в Москву на подработку, и ему там понравилось. «Один друг в Рязани живет. Отучился по специальности, на которой я учусь, [работает] на нефтеперерабатывающем заводе. Нормально получает», — говорит Рустам. На вопрос, какая зарплата считается нормальной для области, он отвечает 18—20 тысяч.

О низких заработках говорит и Кристина: по ее словам, средняя зарплата в городе составляет около 10 тысяч рублей. «И то не все столько зарабатывают, некоторые и меньше. В Касимове люди из-за 20 тысяч ездят вахтами в Москву охранниками в торговых центрах [работать]», — рассказывает она. Впрочем, по словам Ильдара Бикуева, все не так плохо и средняя зарплата в Касимове составляет как раз 20 тысяч.

На вопрос о том, что будет с касимовскими татарами через несколько десятилетий, Бикуев отвечает пессимистично: «Если здесь не будет работать какое-то производство, то все очень плачевно. Но мы так далеко смотреть не будем, мы будем жить сегодняшним днем». «Все мы надеемся на лучшее и молим Всевышнего оставить нас в живых. Все в наших руках. Что мы сможем сделать, сохранить и передать нашим детям, то и останется», — рассуждает Рашид Бултачеев.

«Касимов — это цивилизация, обращенная назад. Все люди, которых вы там встретите, сразу начнут рассказывать какие-то предания. Они будут рассказывать, что произошло 500 или 600 лет назад, для них такая межвековая связь — это совершенно нормально», — рассказывает Марат Сафаров. Он считает, что количество татар в Касимове будет уменьшаться, однако им удастся сохранить свою идентичность. «Как показывает время, они не растворяются окончательно. Уменьшаются и увеличиваются, но остаются».

1/35
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Ильдар Бикуев
    Алсу Маликова
  • Ильдар Бикуев
    Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Алсу Маликова
  • Рустам
    Алсу Маликова
  • Мусульманское кладбище
    Алсу Маликова
  • Мусульманское кладбище
    Алсу Маликова
  • Новая мечеть
    Алсу Маликова
  • Новая мечеть
    Алсу Маликова
  • Новая мечеть
    Алсу Маликова
  • Новая мечеть
    Алсу Маликова
  • Новая мечеть
    Алсу Маликова
  • Новая мечеть
    Алсу Маликова
  • Рашид Бултачеев
    Алсу Маликова
  • Ханская мечеть
    Алсу Маликова
Камиль Асадуллин, фото Алсу Маликовой

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Прошлое

Касимов появился как крепость в 1152 году, тогда он носил название Городец Мещерский. В XIV веке он был сожжен монголами, затем его отстроили заново недалеко от прежнего места. В 1452 году город был передан хану Касиму, сыну основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда, князем Василием Темным. На следующие 200 с лишним лет город превратился в один из центров татарского мира. «Это была буферная зона, которая служила пограничьем между Московской Русью и постордынскими государствами», — объясняет историк и публицист Марат Сафаров.

Со временем надобность в ханстве отпала. Последней правительницей города стала Фатима-султан. Она скончалась в 1681 году. По легенде Фатима-султан собиралась принять православие и за это была убита своими подданными. На этом история Касимовского ханства завершилась. «Дальше начался трудный процесс, который длился около 100 лет, когда было непонятно, что с этим поселением делать», — рассказывает Сафаров.

В екатерининскую эпоху началась либерализация по отношению к мусульманам и татарам, которые жили в разных частях империи. Повезло и Касимову: Екатерина удовлетворила просьбу татар и разрешила им отстроить разрушенную десятилетия назад Ханскую мечеть.

Из-за своего расположения и статуса у касимовских татар была особо развита городская культура. Местные татары всегда были близки к российскому государству: правители Касимовского ханства много времени проводили в столице, а после упразднения ханства связи с Москвой, а позже и с Петербургом поддерживали многочисленные местные купцы.

В конце XIX века во всем Касимовском уезде проживало почти 170 тысяч человек, татар среди них было около 5 тысяч. «Касимов никогда не был татарским, он был русско-татарским городом. Татары никогда не составляли подавляющее большинство населения Касимова», — подчеркивает Сафаров.

К началу XX века Касимов стал успешным провинциальным городом. «Это был город очень зажиточный, уездный, достаточно развитый, несмотря на отсутствие железных дорог. У него были большие перспективы», — утверждает историк. Октябрьская революция хотя и лишила многих татар состояния, но дала стимул к формированию национальной культуры, однако уже в 1930-х годах все сошло на нет.

Новости партнеров