Рафаэль Хакимов: «Если раньше татары имели ущербное самосознание, то сегодня они почувствовали себя равными»
Почему у элиты мода на установление ханских и дворянских корней, сколько стоит такое исследование, какие открытия есть у института по этой теме?
Все больше людей начинает интересоваться своей родословной. Если в годы советской власти некоторые сами пытались предать забвению «неполиткорректные» корни, то теперь все как раз наоборот. Более того, стали появляться различные объединения потомков князей, мурз. Кто-то может козырнуть своим кулацким происхождением или предком-муллой. Откуда такой интерес к корням? Почему у элиты возникла мода на установление ханских и дворянских корней? Сколько стоит такое исследование? Какие открытия в этой области есть у татарских историков? На эти вопросы отвечает наш колумнист, директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».
От истории семьи к национальному самосознанию
В последние годы резко вырос интерес к истории, как общей, так и к истории своего места рождения: республики, города, деревни. Практически в каждой деревне есть краевед, который занимается сбором материала, его публикацией. Открываются школьные, сельские, районные музеи. Причем это касается не только Татарстана и Башкортостана, но и всех татар. В Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ собрана целая библиотека истории районов и населенных пунктов. Книги нам присылают энтузиасты, нередко публикующие издания за свои средства или собранные от спонсоров.
На этом фоне, естественно, возник интерес к своим корням не только в широком смысле, но и конкретно — истории семьи, рода. Это касается не только известных дворянских фамилий, но и простых родов. Хотя случается так, что, казалось бы, неприметные фамилии, но оказывается, что в прошлом они были разжалованы в крестьяне в ходе войны Казани с Москвой.
«В Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ собрана целая библиотека истории районов и населенных пунктов». Фото Олега Тихонова
Выросший интерес к своему происхождению связан с подъемом самосознания татар. Авторитет Татарстана, проведение 1000-летия Казани, духовный подъем породили гордость за республику. Если раньше татары имели ущербное самосознание, комплекс неполноценности, то сегодня они почувствовали себя равными. Объявление суверенитета привело к законодательному закреплению равенства двух государственных языков — русского и татарского. Проводятся многочисленные мероприятия на общетатарском уровне.
Неожиданные открытия
К сожалению, вокруг этой темы появилось немало шабашников. Их метод простой — они едут в архив, находят предков по переписям и составляют родословную. При этом иногда возникают ошибки. Документы ранее XVII века найти бывает трудно, если только сохранилась генеалогия какой-то известной фамилии. Много добротного материала собрано у Марселя Ахметзянова, он опубликован.
Институт этим занимается только в связи с историей населенных пунктов, но не конкретно по каким-то заказам. Иногда у нас просят перепроверить их генеалогию. Это те редкие исключения, когда мы не можем отказать. Наша перепроверка выливается в целое исследование. Это отвлекает от основной работы, занимает немало времени, поскольку надо ездить по разным архивам и городам, иногда приходится применять метод ДНК-анализа по Y-хромосоме.
«Иногда у нас просят перепроверить их генеалогию. Это те редкие исключения, когда мы не можем отказать. Наша перепроверка выливается в целое исследование». Фото tatmuseum.ru
К счастью это приводит к неожиданным открытиям. Например, человек, записанный ясачным крестьянином, в итоге оказывается в прошлом, т. е. до взятия Иваном Грозным Казани, мурзой или даже князем. При таком комплексном подходе находятся родственники, делаются открытия, значимые для историков — открываются новые исторические связи, более глубокое понимание передвижения татарских родов, их роль в истории. Мы на таких примерах отрабатываем методу исследования происхождения конкретных фамилий. Однако, повторяю, такие исследования — у нас редкое исключение.
«Нам помогает генеалогия»
Чем же полезна для нас генеалогия? Она значима для исследования истории населенных пунктов. Проблема в том, что изложение истории деревень по административному принципу малопродуктивно для историков. В этом случае мы получаем чисто энциклопедический результат, т. е. дату возникновения деревни, численность населения в разные годы, количество выращенного урожая, биографию руководителей и т. д. Такой материал, безусловно, нужен и полезен, но он нам не дает понимания механизмов их возникновения и развития.
А углубление в причины возникновения населенных пунктов нас приводит к конкретным семьям. Деревня из-за, например, безземелья вынуждена делиться, искать новые земли или заниматься промыслами, торговлей, отходничеством. Кто-то отделяется и перекочевывает на пустующие земли вдали от родных мест, или же строится рядом, но перестает заниматься земледелием. Для понимания всего многообразия истории деревень, причин возникновения и исчезновения, их жизнеспособности в прошлом и настоящем, мы должны знать родственные связи. В этом нам помогает генеалогия.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.