Войны лоббистов: как человек арестованного губернатора Удмуртии спутал все карты челнинским дорожникам

В ремонт безымянных дорог Челнов не могут закатать 800 млн рублей

Большой ремонт городских магистралей в Набережных Челнах на грани срыва. Как стало известно «Реальному времени», УФАС по РТ аннулировало результаты электронных аукционов «Главтатдортранса» на ремонт уличной сети общей стоимостью почти 300 млн рублей, и под угрозой отмены остаются результаты еще нескольких завершившихся аукционов общей стоимостью почти 500 млн рублей. Отобранные дорожные подрядчики безвозвратно теряют время в подвешенном состоянии. Шокирующий фальстарт челнинской дорожно-ремонтной кампании связан с многочисленными жалобами дорожных компаний на обнаруженные ими нарушения при организации торгов.

После конкурса кулаками машут

Тяжелым катком по начавшемуся дорожному ремонту в Набережных Челнах прошлась череда гневных жалоб, обрушившихся на организатора государственных конкурсных торгов ГКУ «Главтатдортранс». В начале мая главный государственный заказчик завершил отбор подрядчиков на ремонт улично-дорожной сети Набережных Челнов с общим бюджетом 1,25 млрд рублей. В электронной системе zakupki.gov, на чьей площадке проходила тендерная кампания, по ее окончанию были зарегистрированы множество жалоб на нарушения при организации конкурсов. Серию из пяти однотипных жалоб подал крупнейший дорожный подрядчик Удмуртии, государственное предприятие УК «Удмуртавтодор». Под этот удар попали сразу пять электронных аукционов общей стоимостью почти 800 млн рублей. Главный дорожный подрядчик Удмуртии сигнализировал татарстанскому управлению ФАС о нарушениях в аукционной документации, подготовленной ГКУ «Главтатдортранс». Именно они помешали ему решиться на участие в торгах. Поэтому УК «Удмуртавтодор» оспаривает не результаты аукционов, а только положения конкурсной документации, как абсолютно независимая компания.

Заметим, что жалоба в УФАС по РТ была подана в последние дни заявочной кампании 27—28 апреля, то есть еще до объявления старта торгов. Правда, организатор торгов уже не успевал исправить выявленные неточности, так как по требованию ФЗ №44 внести изменения в конкурсную документацию можно лишь за 5 дней до начала торгов. Так что с самого начала аукционы проходили под угрозой отмены. Ведь сам факт принятия жалобы УФАС по РТ обязывает блокировать заключение контракта с победителями до окончания разбирательства.

Впрочем, как сообщила «Реальному времени» начальник юридического отдела ГУП УК «Удмуртавтодор» Наталья Махова, через два дня после подачи жалоба была отозвана руководством без объяснения причин. А значит, автоматически должен перестать действовать запрет на заключение контрактов. Однако в электронной системе zakupki.gov жалоба УК «Удмуртавтодор» все-таки остается действующей, и эта сумятица заставляет нервничать победителей. Как сообщила пресс-служба УФАС по РТ: «Жалоба ГУП УР «Удмуртавтодор» отозвана, но в настоящее время проводится проверка закупки. Проверка еще не завершена». Таким образом, «запретка» за заключение контрактов, похоже, осталась в силе, а значит, Набережные Челны остаются «сидеть» в ее капкане. О том, что дорожные работы в Набережных Челнах заблокированы, знает и глава ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. «Да, слышал об этой непростой ситуации», — сказал он корреспонденту «Реального времени», дав понять, что правительство пока в нее не вмешивается.

УК «Удмуртавтодор» снимет капкан, когда придет назначенец Бречалова?

Тут следует вспомнить, что ГУП УК «Удмуртавтодор» сам оказался в центре политических разборок, разыгравшихся после неожиданного ареста губернатора Удмуртии Александра Соловьева в апреле этого года. В отношении Соловьева в Главном управлении по расследованию особо важных СК РФ возбуждено уголовное дело в связи с совершением им двух особо тяжких преступлений, предусмотренных частью 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом, занимающим государственную должность РФ, в особо крупном размере), сообщила официальный представитель СКР. А 10 мая стало известно, что вслед за задержанием главы республики написал заявление об увольнении и глава ГУП УК «Удмуртавтодор» Александр Корепанов. Именно он и подписал жалобу в УФАС по РТ. «До 26 мая он находился в отпуске, после чего покинет руководящий пост», — уточнили в компании.

Вероятно, внезапный отзыв жалобы в УФАС непосредственно связан со сменой руководства компании. Врио главы Удмуртии Александр Бречалов недавно рекомендовал на должность главы ГУП «Удмуртавтодор» бывшего главу регионального управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Сергея Лукина. Об этом он сообщил в ходе совещания органов госвласти. «Господин Лукин <…> сейчас будет работать активно с группой по дорожном хозяйству, я надеюсь, возглавит «Удмуртавтодор». Я рекомендовал его на эту должность», — сказал Бречалов, передал информационный ресурс susanin.news. Так что можно предположить, что неопределенность вокруг зависших контрактов разрешится после назначения нового руководителя УК «Удмуртавтодор».

Как новичок выбивает из Челнов казанского подрядчика

После претензий «Удмуртавтодора» добавилась еще пара жалоб от молодой дорожной компании «РБР Групп». Ее владелец и учредитель Петр Туганов подтвердил «Реальному времени», что компания зарегистрирована в Казани, а ее производственные мощности базируются в Челнах. В отличие от ГУП УК «Удмуртавтодор» «РБР Групп» выступает как заинтересованное лицо, так как компания принимала участие в конкурсном отборе по двум аукционам общей стоимостью почти 350 млн рублей. В них победителем оказалась казанская компания «Каздорстрой». Как сообщил Петр Туганов, лишь по случайному совпадению «РБР Групп» столкнулась с «Каздострой». По его словам, «РБР Групп» выбирала лоты «по своим возможностям», а не для того, чтобы отбирать хлеб у «Каздорстроя». В своей жалобе он указал на нарушения при проведении торгов, а также потребовал признать незаконным его отстранение при подведении итогов. Тут важно подчеркнуть, что обе компании подали жалобы независимо друг от друга, не будучи даже знакомыми и пользуясь сведениями о подаче претензий исключительно из ресурса zakupki.gov.

Единственное, обошелся без жалоб аукцион на проведение реконструкции автомобильных дорог по пр. Московскому и ул. Нариманова. Контракт достался челнинской компании «Трест «Камдорстрой». Новость о начале дорожных работ на центральных магистралях Набережных Челнах размещена на верхней позиции корпоративного сайта ГКУ «Главтатдортанс». В ней сообщается, что на сегодняшний день выполнены работы по фрезерованию старого слоя покрытия, с частичной разборкой разрушенного бортового камня. Стоимость и условия контракта не раскрываются. Вообще, ГКУ «Главтатдортанс» не спешит афишировать какие-либо дорожные контракты, не проводит пресс-конференции и не встречается с прессой, хотя оперирует исключительно бюджетными средствами и немалыми.

Путинские километры в Челнах

Многомиллионные дорожные подряды, вокруг которых набирает силу скандал в Набережных Челнах, разыгрывались по путинской программе ремонта дорог «Безопасные и качественные дороги». Еще в начале января этого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о распределении в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» межбюджетных трансфертов в размере 30 млрд рублей. Федеральные ресурсы на финансирование весенней компании по ремонту дорог получили лишь 34 субъекта, в том числе Татарстан и Удмуртия. При подаче программы в Минтранс России Татарстан «заявил» две агломерации — Казанскую и Набережночелнинскую. На первую Росавтодор выделил 1,6 млрд рублей, на вторую — около 700 млн рублей. Но так как программа реализуется на условиях 50%-го софинансирования, то и республиканский бюджет выделил средства. В итоге общий «дорожный бюджет» на этот год для двух агломераций составил 3,65 млрд рублей. Удмуртская республика «защитила» программу «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Ижевской городской агломерации» с объемом финансирования на 2017 год в 1,25 млрд рублей.

По сведениям «Реального времени», на Набережные Челны пришлось ровно столько же — 1,25 млрд рублей. На фоне сокращения дорожных работ татарстанские подрядчики наконец получили возможность гарантированного госзаказа и с нетерпением ждали розыгрыша майских тендеров. Добавим, что конкурсы будут проходить ежегодно до 2025 года. К этому времени предполагается провести ремонт более 300 км улично-дорожной сети Набережночелнинской городской агломерации и ликвидировать 23 места концентрации дорожно-транспортных происшествий, говорится в программе.

Подряды распределили без обид

Исходом майских «дорожных аукционов» его победители, похоже, могли бы остаться довольными, если бы не запрет на заключение контрактов. Основным претендентам досталось, можно сказать, почти поровну. Челнинское МУП «Предприятие автомобильных дорог» выиграло два аукциона со стартовой ценой 146,5 млн и 111,5 млн, то есть почти на 260 млн рублей. Этому не помешал арест руководства компании. Как уже рассказывало «Реальное время», в мае на скамью подсудимых отправился 42-летний директор предприятия Фарид Киямов.

Еще одной челнинской компании, «Камдорстрою», достался один контракт на 137 млн рублей, а казанский «Каздорстрой» отыграл больше всех: контракты почти на 260 млн рублей и на 86,9 млн рублей (во всех случаях указаны стартовые цены, — прим. ред.). Но тут нельзя не отметить низкий процент снижения цены по итогам «челнинских» торгов — менее одного процента. Во всех этих аукционах их соперником оказывалась одна и та же компания — «невезучее» ООО «СК Казаньдорстрой», которое странным образом проиграло во всех аукционах. А на дорожных аукционах в среднем по России итоговые цены ниже стартовых на 10—15%.

Похоже, что в реальную схватку с грандом дорожного строительства «Каздорстроем» решилась вступить лишь молодая компания «РБР Групп», которая составила конкуренцию по двум акционам. В первом при стартовой цене контракта в 260 млн она подала ценовое предложение в 257,4 млн рублей, тогда как «Каздорстрой» заявил 258,7 млн рублей. В втором аукционе при стартовой цене в 86,9 млн рублей «Каздорстрой» предложил 86,546 млн рублей, а «РБР Групп» — 86 млн рублей. Но при подведении итогов «РБР Групп» была отстранена, а победителем стал «Каздорстрой».

Как стало известно «Реальному времени», «РБР Групп» все же удалось отстоять свои интересы. В конце прошлой недели УФАС по РТ по жалобе Петра Туганова аннулировало аукционы, предписав при необходимости провести повторные торги. Будут ли они объявлены, пока неизвестно. Между тем, как подтвердил Петр Туганов, его компания готова побороться вновь. Правда, времени для дорожных работ на этих участках остается все меньше, ведь крайний срок сдачи объектов — начало октября 2017 года.

Километраж дорог указан, но адресов-то нет!

В это время в подвешенном положении остаются МУП «Предприятие автомобильных дорог» (выиграло аукционы почти на 250 млн рублей) и «Трест «Камдорстрой» (137 млн рублей). По сведениям источников «Реального времени», подписание контракта с МУП ПАТП заблокировано. По всей видимости, это связано с зависшей жалобой ГУП УК «Удмуртавтодор», которая остается не рассмотренной УФАС по РТ. Пресс-служба исполкома Набережных Челнов переадресовала этот вопрос к заказчикам торгов.

Зато полной неожиданностью для участников торгов оказалась новость об отзыве жалобы УК «Удмуртавтодором», о чем им стало известно от корреспондента «Реального времени». «Надо же, на сайте госзакупок жалоба остается в статусе «рассматривается»», — недоумевает он.

Трудность в ее рассмотрении заключается в том, что в техническом задании во всех без исключения лотах ГКУ «Главтатавтодор» заложил дороги-«фантомы», у которых нет адресов. То есть нет ни кадастровых номеров, ни описания географического месторасположения. Они зашифрованы под одним кодовым словосочетанием «Ремонт дорожно-уличной сети г. Набережные Челны».

«Предварительно изучая аукционную документацию, мы увидели, что ни одной отсылки на улицу, проспект, на квартал города нет. Протяженность, километраж дорог указаны, но адресов-то нет! — удивляется начальник юридического отдела ГУП УК «Удмуртавтодор» Наталья Махова. — Почему они не указывают адреса дорог — трудно сказать. Наверно, это недоработка специалистов, которые готовят конкурсную документацию», — предположила она. Действительно, в техзадании указана категория дороги, ее протяженность, виды обязательных работ, но нет геолокации. Представьте, дорога на 4 км, а где она пролегает — угадай сам!

Челнинским подрядчикам дороги не надо показывать

Но, похоже, ляп с геолокацией никто из татарстанских подрядчиков не заметил.

«А как вы догадались, какие дороги вам придется ремонтировать, если они не указаны в техзадании? — поинтересовался корреспондент «Реального времени» у Петра Туганова. «Нет необходимости знать точное месторасположение дороги, если есть исходные данные. Длина, ширина, сколько асфальта нужно уложить — вот что важно. Мы в Челнах дороги хорошо знаем, поэтому не надо их показывать», — уверен он. Добавим, что все дорожные объекты введены в план реконструкции дорог Набережных Челнов, вот по нему многие челнинские дорожники и ориентируются.

Само руководство ГКУ «Главтатдортранс» оставило запрос «Реального времени» без ответа. «Мы не будем комментировать эту ситуацию», — передала по телефону секретарь директора учреждения Эдуарда Данилова.

«Реальное время» будет следить за развитием событием.

Луиза Игнатьева
Казаньдорстрой

Новости партнеров