Дело Татфондбанка: как вип-арестант Роберт Мусин стал вип-пациентом казанской больницы

Госпитализация главы Татфондбанка в гражданскую клинику может стать первым шагом к его освобождению из-под стражи

Обвиняемый по делу Татфондбанка Роберт Мусин перестал быть арестантом казанского СИЗО-2. Место его экстренной госпитализации «в связи с ухудшением здоровья» официально не раскрывают ни Минздрав, ни УФСИН. Обманутые вкладчики недоумевают, а правозащитники констатируют: перевода «обычных» подследственных и осужденных на лечение в гражданскую больницу можно добиваться годами… Мусин же, как уверяют источники «Реального времени», получает медпомощь по высшему разряду в МКДЦ.


Операция «Госпитализация» пришлась на День Победы

Под стражу экс-министр финансов РТ и экс-предправления Татфондбанка Роберт Мусин был заключен 3 марта 2017 года. 11 апреля ему заочно продлили арест еще на три месяца: из СИЗО-2 в суд прислали справку, что у Мусина подскочило давление. О возможной неявке вип-арестанта сотрудники суда узнали еще утром, то есть до получения сотрудниками УФСИН по РТ официальных жалоб на здоровье от самого обвиняемого. По итогам заседания часть вкладчиков банка решили: Мусин не на нарах, а на Канарах.

5 мая в УФСИН по РТ предупредили: в ближайшее время предправления ТФБ может быть переведен из СИЗО-2 в больницу для осужденных (БДО) при казанской колонии №2 — «в связи с неоднократными жалобами на здоровье», для «проведения обследования в условиях стационара». А 10 мая ведомство распространило пресс-релиз, что днем ранее «Роберт Мусин в связи с ухудшением здоровья был экстренно вывезен в учреждение Минздрава. Охрана Мусина обеспечена в соответствии с требованиями действующего законодательства».

Андрей Шептицкий: «В ближайшее время никаких неотложных действий с участием Мусина не планировалось». Фото Ирины Плотниковой

Какого рода проблемы со здоровьем возникли у арестанта в день празднования великой Победы, не сообщается. На вопрос «Реального времени», почему Мусин не был госпитализирован в тюремную больницу, в пресс-службе ведомства сослались на соответствующее решение медиков СИЗО. Впрочем, отметили, что сознание при вывозе в медучреждение больной банкир не терял. И уверенно заявили: по данным на 10 мая, угрозы для его жизни нет.

В Следкоме по РТ информацию о перемещении обвиняемого встретили без эмоций. «В ближайшее время никаких неотложных действий с участием Мусина не планировалось», — комментирует ситуацию старший помощник руководителя Следкома по РТ Андрей Шептицкий. Напомним, Мусин привлекается к уголовной ответственности сразу по трем делам. Он обвиняется в мошенничестве с кредитом Банка России на 3 млрд рублей, а также подозревается в злоупотреблениях полномочиями с выводом залогового имущества по кредитам перед самым крахом ТФБ.

«Скорейшего выздоровления, если это не подвох»

В Минздраве РТ засекретили данные о состоянии здоровья и местонахождении подконвойного пациента. Причем, если поначалу пресс-секретарь ведомства Айгуль Салимзянова ссылалась на необходимость получить согласие на огласку от самого Мусина, то позже она отказались даже подтверждать информацию о его госпитализации. Чем навела на мысль, что упомянутое в релизе УФСИН «учреждение Минздрава» может находиться вообще за пределами Татарстана!

Впрочем, источники «Реального времени» уверяют: ранее жаловавшийся на давление, Роберт Мусин госпитализирован в профильную для таких заболеваний казанскую клинику — Межрегиональный клинико-диагностический центр. В самом центре отказываются опровергать или подтверждать информацию о таком пациенте, как Мусин, ссылаясь на этические нормы и тот факт, что банкир «пока еще не признан виновным».

А вот один из пациентов МКДЦ на условиях анонимности рассказал «Реальному времени», что лично видел вооруженную охрану у отдельной палаты с евроремонтом и всеми удобствами. По словам нашего собеседника, обычно эти апартаменты предоставляют на платной основе медицинским туристам. Правда, к туристам медсестер и врачей пропускают без тщательного досмотра. Напомним, в СИЗО к услугам Роберта Мусина были телевизор с холодильником и отдельная четырехместная камера, куда его водворили по заявлению о том, что арестант боится за свою жизнь.

У пострадавших от краха ТФБ режим секретности с переводом Мусина из СИЗО вызывает недоумение.

— Если за этим действительно скрывается болезнь, то хочу пожелать [ему] скорейшего выздоровления. А если тут опять какой-то подвох… и опять кому-то создаются особые условия? — задается вопросом лидер обманутых вкладчиков Татфондбанка Александра Юманова.

Больничный конвой — дорогое удовольствие

Адвокат Роберта Мусина на звонки по мобильному сегодня не отвечал. Однако его коллеги уверяют, что процедура перевода подследственного из СИЗО в гражданскую больницу вполне законна. Правда, добиться такого перевода простым и даже непростым арестованным бывает непросто. Но уж если медики ФСИН приняли такое решение, то повлиять на него следователь не может.

— Все зависит от того, какую помощь может оказать БДО при конкретном заболевании или в экстренном случае. В моей практике бывали случаи перевода арестованных в гражданскую больницу, например, в связи с попыткой суицида. В свое время в 15-й горбольнице даже тюремная камера была создана, где вместе с пациентом постоянно находился конвой, — вспоминает казанский адвокат Александр Коган.

Александр Коган: «Все зависит от того, какую помощь может оказать БДО при конкретном заболевании или в экстренном случае». Фото Олега Тихонова

Юрист общественной организации «Зона права» Сергей Петряков уверяет: права больных за решеткой защищает ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», согласно которому, в случае невозможности получения медпомощи в пенитенциарных учреждениях подстражные могут быть переведены в иные учреждения государственного и муниципального подчинение. Правда, с этими учреждениями у ФСИНа должен быть заключен контракт. «Видимо, что-то очень серьезное произошло, если руководство ФСИН приняло такое решение самостоятельно. Возможно, это сделано, чтобы не допустить скоропостижной смерти», — предполагает Петряков.

По словам правозащитника, даже при наличии показаний добиться перевода из СИЗО в клинику Минздрава удается не всем. «Часто отказывают, потому что нет людей, чтобы обеспечить этот самый конвой в гражданской больнице. Там только одна смена — это пять человек, собака и автомобиль, а в сутки надо задействовать человек 10—15, и это лишь на одного пациента!» — рассказывает юрист «Зоны права», вспоминая дело пермского чиновника Абрамяна, которому отказали в проведении операции по эндопротезированию, требовавшей длительного восстановительного лечения.

Первый шаг к освобождению сделан?

Правозащитники не исключают, что параллельно с лечением Мусину в «больничке» проведут полное медицинское освидетельствование на предмет заболевания, препятствующего его содержанию под стражей. Если таковое татарстанские врачи найдут, то у защиты будет право требовать его освобождения под домашний арест уже на законных основаниях. Напомним, что проведения такого же обследования безуспешно добиваются несколько фигурантов громких дел, например, ныне осужденный и арестованный по новому делу о бюджетных хищениях экс-проректор КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин.

Напомним, одним из условий для госпитализации подстражного пациента в гражданскую клинику должен быть контракт клиники со службой исполнения наказаний. Как выяснило «Реальное время», в 2017-м году УФСИН по РТ подписал 16 договоров со следующими учреждениями Минздрава: МКДЦ, РКБ, Республиканским онкологическим диспансером, Республиканским клиническим неврологическим центром, Республиканской клинической инфекционной больницей имени профессора Агафонова, Республиканским клиническим кожно-венерологическим диспансером, казанскими горбольницами №7 и №16, Бугульминской и Альметьевской ЦРБ.

С МКДЦ два контракта были подписаны лишь 21 апреля 2017, они предусматривают оказание медицинских услуг в области кардиологии и неврологии скорой помощи, диагностики и нейрохирургии. Общая цена контрактов — 900 тысяч рублей.

О сроках госпитализации Роберта Мусина сегодня не смогло сообщить ни одно ведомство. Впрочем, в УФСИН пообещали поделиться информацией, как только этот арестант вернется в СИЗО. Если вернется.

Ирина Плотникова, Максим Матвеев

Новости партнеров