​ОСАГО «в натуре»: как будут чинить железных коней по новому закону

Почему страховщики считают, что закон идет на пользу автомобилистам, а владельцы машин недовольны?

Закон о натуральном возмещении потерпевшим в ДТП вступает в силу сегодня в России. Если коротко, то страховщиков обязали ремонтировать поврежденный в ДТП автомобиль без доплаты автовладельца. Причем чинить пострадавшие по чужой вине машины будут с использованием только новых деталей. Денежные же выплаты владельцу авто предложат лишь в некоторых случаях. К примеру, если железный конь не подлежит восстановлению. Положения нового закона применяются к договорам, заключенным после 28 апреля. Страховщики оценивают новый закон как благо, но в то же время не исключают вариантов мошенничества. Автомобилисты относятся к нему далеко не так позитивно. И дело не в том, что нельзя получить деньги. «Реальное время» составило топ-10 основных изменений в ОСАГО и попросило экспертов дать оценку положений нового закона.

  1. Деньги в исключительном случае

    Согласно положениям нового закона о натуральном возмещении потерпевшим в ДТП, деньги автовладелец сможет получить только в исключительных случаях. К таким отнесли полную гибель автомобиля; превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 000 рублей), если потерпевший не согласен доплатить; а также случаи гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды.
  2. С правом выбора

    Также закон не отрицает возможности получения выплаты в деньгах на основании договоренности потерпевшего со страховщиком. Однако пойдут ли на это страховщики — вопрос. Также владелец автомобиля сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению в деньгах.
  3. Только новые запчасти

    Ремонтировать автомобиль по ОСАГО страховщики обязаны с помощью только новых запчастей за исключением случаев, когда сам автовладелец не согласится на б/у либо восстановленные детали.


    Фото ryazan-expert.ru
  4. 30-дневный дедлайн

    Положения закона также регламентируют срок ремонта авто, который отныне не может превышать 30 рабочих дней. Причем автосервис не может быть удален от места жительства потерпевшего или места ДТП более чем на 50 км.
  5. Станции-партнеры страховщика

    Право выбора станции ремонта оставили за потерпевшим, правда с оговоркой, что он присутствует в списке партнеров страховщика. Тем не менее автовладелец сможет отремонтировать свою машину на любой другой станции по письменному согласованию со страховой компанией.
  6. Дилерский ремонт

    Что касается машин, находящихся на гарантии меньше двух лет, то тут страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. В случае отсутствия подходящей станции в списке партнеров страховой и несогласия владельца «чиниться» в другой мастерской, выплата будет в деньгах.
  7. Гарантия на ремонт

    Гарантия на ремонт по новому закону составит полгода, на кузовные и лакокрасочные работы — один год. При этом страховая будет нести ответственность за ремонт. В случае, если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.


    Фото agdestrahovka.ru
  8. «Гармошки» будут «разруливать» страховщики

    Законом предусматривается распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения при столкновении более двух машин. Отныне вопросы взаимодействия с другими компаниями будет решать страховщик, а не автовладелец.
  9. Износ деталей

    При натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему теперь не придется доплачивать за износ запчастей из собственного кармана: разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали будет вычитаться из выплаты.
  10. Старые полисы действуют по старой схеме

    После вступления нового закона в силу все полисы ОСАГО с не истекшим сроком страхования остаются действительными до указанной в них даты. Отмечается, что при желании прежний полис можно обновить, заключив новый. При этом автовладелец потеряет как минимум 23% от стоимости старого полиса (расходы страховщика на ведение дел).


    Фото avtovzglyad.ru

Почему страховщики рады, а автомобилисты не очень?

Эксперты «Реального времени» в оценке нового закона разошлись. Страховщики оценивают новый закон как благо, но в то же время не исключают вариантов мошенничества. Автомобилисты относятся к нему далеко не так позитивно.

  • Нэлла Аксенова

    Нэлла Аксенова руководитель филиала «Зетта страхование» в РТ

    Теперь автомобилисты будут получать возмещение в натуральном виде. Риск мошенничества уменьшается, но полностью не исключается. Если с автомобилем произошла полная гибель или если удаленность станции обслуживания более 50 км, то некая лазейка все-таки будет для непорядочных клиентов. Кроме того, если машина будет иметь полную гибель, то мы будем вынуждены выплачивать 400 тысяч уже деньгами.

    Не решен вопрос на предмет ситуации, при которой полис пострадавшего будет иметь срок вступления в силу после принятия закона, а второй участник ДТП будет иметь полис старого периода, когда натуральное возмещение еще не имелось ввиду.
    Объем работы у ремонтных организаций увеличится. У страховщиков могут возникнуть проблемы с амортизационным износом, потому что он ложится на их плечи. Насколько я понимаю, есть высокая вероятность, что и средний чек может увеличиться, хотя там есть нормы расценки и методика расчетов. Правительство всю ответственность за качество ремонта возлагает на страховщика. Здесь мы, страховщики, ничем не защищены.
    Новый закон для автомобилиста в плюс. Если автомобиль 2008 года попадает в ДТП, то компания ему обязана практически поменять в машине детали на новые. Позиции страхователя очень выигрышны.

  • Рамиль Хайруллин

    Рамиль Хайруллин представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане

    Любое лоббирование страховщиков какого-либо нововведения ведет в минус автомобилистов. Половина СТО уже заявила, что не готова работать в таком режиме. Сейчас будет, похоже, дефицит СТО: кто-то не готов, кто-то не хочет. С такими жесткими требованиями, которые страховщики выдвигают СТО, многие будут отказываться так работать. Это все ведет к тому, что страховщики станут продавливать свободные тарифы. По сути, они уже сами об этом заявляют, что они будут добиваться свободных тарифов. Уже пошли разговоры о скидках за безаварийную езду, но при условии свободных тарифов. Они планомерно добиваются, чтобы тарифы регулировали только они, чтобы никто больше не вмешивался. Какие бы они благие намерения в уши не лили, мы знаем, что все нововведения отливаются проблемами для автомобилистов.

    Когда у нас начинает работать натуральное возмещене, у нас износ не учитывается: автомобилисту нужно поставить новую деталь, СТО что делать, когда к ним заезжает 10-летний автомобиль? Где они новую запчасть найдут, а сроки обязывают… К ним ведь начнутся штрафные санкции. С одной стороны страховщики постоянно будут обеспечивать работой, с другой ответственность будут нести СТО за сроки, детали и т. д. СТО уже отказываются так работать, потому что они понимают, что запчасти новые порой негде взять.

    Мое мнение, закон не снизит число мошенничеств. Те же самые мошенники, которые продают липовые страховки и с которыми практически не борются, сейчас будут просто старые машины ремонтировать за счет новых запчастей. Вот новая схема родилась в просторах интернета.

    Натуральное возмещение кому хорошо, так это владельцам новых автомобилей, находящихся на гарантии. Тех, кто не на гарантии, будут направлять бог знает куда, черт знает к кому, черт знает, что туда будут ставить. В первом случае дилер не заинтересован чинить абы как, так как машина на гарантии. Когда она снимается с гарантии – все, все в руках автомобилистов.

  • Альберт Ишбулатов

    Альберт Ишбулатов директор филиала компании Росгосстрах в РТ

    Пока рано говорить о том, как закон отразится на рынке. Поправки вступили только сегодня. Лишь спустя время, основываясь на определенных статистических данных, мы можем отследить динамику. Т. е. изменения поведения клиентов, убыточности. Мы все это увидим через год — в лучшем случае.
    Эти изменения в законе безусловный плюс автомобилистам. Если у водителя возникает потребность обратиться в страховую компанию, то ему не нужно самому искать сервис: когда он приобретал страховой полис, он уже отметил, куда поедет ремонтировать свой автомобиль. Ему нужно только отогнать свой автомобиль, а все остальное проблемы страховой компании.

    Я не знаю, как изменится работа автосервисов, я знаю, как изменится у нас. Не думаю, что у сервисов станет больше работы, чем есть сейчас.

    Добропорядочный клиент не станет искать никаких лазеек. Если ему понадобилось отремонтировать автомобиль, он сделает это в автосервисе. А если вдруг человек имеет желание подзаработать, он найдет ее и в новом законе.

  • Рустэм Сабиров

    Рустэм Сабиров вице-президент Союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК Казань» страховой группы МСК

    Наконец то принято решение уйти от денежной формы возмещения. Это совершенно европейский подход, когда страховая компания возвращает машины в нормальном исправленном виде. К сожалению, ОСАГО облепили бесконечные группы любителей легкой наживы — их называют автоюристами.

    Приведу такую статистику. Если сравнивать с КАСКО, то до 90% автолюбителей возмещение получают ремонтом, а по ОСАГО в добровольном порядке — 10%, остальные — деньгами. Потому что вокруг каждого вертелось один-два автоюриста, которые предлагали и машину починить, и денег заработать жене на шубу. Это уже явно перебор. Деньги уходили, шли через множество карманов людей, связанных с ремонтом машин, к оформлению ДТП или принятием судебных решений.

    Потребитель только выиграет, естественно в непотребный ремонт его никто не загонит. Закон возлагает на страховщиков ответственность за качество ремонта.
    Ремонта меньше не станет, чек, безусловно вырастет. Грубо говоря, когда автолюбитель Иванов, ремонтировал свою машину и экономил на всем, то теперь ремонт будет делаться порой в фирменных салонах и на старые машины будут ставить новые запчасти.

    В любом законе можно найти подводные камни. Я ищу только плюсы. Стоит ожидать изменений в области ОСАГО. Сейчас пошла информация, что страховой взнос будет зависеть от того, как водителем нарушаются правила. Это более справедливо.

  • Руслан Абдулнасыров

    Руслан Абдулнасыров президент ассоциации автодилеров РТ

    Закон предусматривает возмещение ущерба любому участнику ДТП с помощью восстановительного ремонта с заменой деталей старых на новые, чего не было в предыдущем законе. Естественно, это несет некую пользу и решение больших проблем, в связи с тем, что многие детали были изношены. Пострадавшая сторона, которая не имела отношения к ДТП, задавала резонный вопрос: «Почему я должен доплачивать?». Сейчас эта ситуация должна быть коренным образом исправлена. Для кузовных станций дилерских предприятий это, безусловно, некое увеличение нагрузки на кузовные центры. Но мы хорошо понимаем, что страховые компании, как основные владельцы потоков на ремонт, захотят какие-то специальные условия. Потому что их бизнес заключается в том числе в эффективном урегулировании возмещения.

    Осенью должно все «поехать». Осталось понять, какие будут тарифы, как будут вести себя страховые компании и дилерские центры.

    Очень сильно снизит, по-моему, число мошенничеств новый закон. Целесообразность таких мошенничеств просто отпадет.

    Из картона точно детали ставить не будут. У сервисных станции, как у исполнителя работ, не будет цели уменьшать стоимость детали, потому что не они платят. Тут весь вопрос к самой страховой компании. Думаю, некоторые не совсем порядочные компании начнут оптимизировать эти расходы. Но я надеюсь, здравый смысл преобладает. Это ведь большой поток машин, которые ежедневно попадают в мелкие ДТП.

    Думаю, подводных камней как у любого закона достаточно. Есть три стороны: заказчик, пострадавшая сторона и исполнитель. Все находятся в независимом относительно друг друга положении. Между двумя-то участниками не всегда удается договориться, чтобы третья еще сторона была… Думаю, нюансов достаточно.

Дамира Хайрулина, Александр Шакиров

Новости партнеров