Француз в России 100 лет назад: как башкиры лишались своей земли, а русские крестьяне этим пользовались

Выдержки из книги французского путешественника: земли за бесценок, хитрые русские крестьяне, ветеринары-взяточники, вырождающийся башкирский конь и суеверия староверов

В издательстве «Паулсен» вышла книга французского путешественника Поля Лаббе «По дорогам России от Волги до Урала» (на русском языке), которую он написал более 100 лет назад. Редактор издания Игорь Кучумов специально для «Реального времени» подготовил новый фрагмент сочинения (перевод с французского — Алсу Губайдуллиной). Автор в сегодняшних заметках рассказывает о колонизации Башкирии, потере местными жителями своих земель и промыслах Южного Урала.

Земля башкир за бесценок

В краю башкир вопрос о разделе земель сейчас уже не актуален, но мною было собрано много материала на этот счет. Особенно большую помощь мне оказал уфимский губернский чиновник месье Михайлов, перед которым я навсегда останусь в неоплатном долгу.

Сегодня русское правительство много занимается вопросами колонизации и раздела земель, вопросами, которые возникают в ее населенных туземцами азиатских губерниях, особенно в степях, где тюрко-татарские и монгольские племена продолжают вести кочевой образ жизни и занимают огромные пространства плодородной земли, пригодной для обработки. В отличие от башкир, туземцы восточных окраин России всеми способами стараются удержать свои земли.

В начале XVII века башкиры стали продавать свои земли за бесценок. Русские торговцы за несколько сот рублей приобретали огромные владения, а теперь их потомки являются богатейшими землевладельцами России. В те времена башкиры даже не подозревали, что земля может иметь цену. Ценностью для них было что-то материальное, например, несколько серебряных монет, чай или мешок риса, что им и предлагалось на обмен и что могло на несколько дней обеспечить их пропитанием без всяких трудозатрат. Они легко соглашались на эти сделки, не думая об их последствиях. Нищие купцы и чиновники, уезжая на Урал, возвращались оттуда сказочно богатыми и наперебой рассказывали, как легко приобрести (а по сути — украсть) у башкир землю. Чтобы положить конец этим безобразиям, царь Алексей Михайлович в Соборном уложении, принятом в 1649 году, запретил такого рода сделки. Но в 1736 году продажи земли были вновь разрешены ради стремления обеспечить землей дворян, вельмож и чиновников.

Однако с 1761 года для продажи угодий чужеземцу стало требоваться согласие волости.

В 1818 году продажа башкирских земель вновь была запрещена.

В 1832 году государство закрепило за каждым башкиром 40 десятин земли, а продавать принадлежащую общине остальную часть можно было только с разрешения оренбургского генерал-губернатора и единодушного одобрения волостного схода.

В 1869 году обязательное требование единогласного одобрения сделки волостью было заменено согласием на это двух третей ее членов.

В 1882 году вышел действующий по сие время закон, позволяющий башкирам продавать свои земли только государству и общинам русских крестьян — либо уже существующим, либо создающимся.

Это было вызвано тем, что после отмены крепостного права русские крестьяне стали переселяться на новые места. Как когда-то дворяне и купцы, они стали скупать плодородные земли у башкир по смехотворным ценам, что привело к росту напряженности в крае. Крестьяне ощущали за своей спиной поддержку губернской администрации, стремившейся превратить их в землевладельцев. По этой причине была пересмотрена норма неотчуждаемой собственности: отныне за каждым башкиром мужского пола закреплялось 15 десятин земли, не подлежащих продаже. Именно столько получал в Сибири русский крестьянин-переселенец.

Хитрые русские крестьяне

Башкиры, лишившись возможности кочевать, стали переходить к землепашеству и их численность с каждым годом стала сокращаться. Многие из них нашли в торговле землей легкий способ зарабатывания на жизнь. Как я уже говорил, продажа и аренда земли породили постоянные, крайне запутанные и практически неразрешимые конфликты между башкирами и переселенцами. До сих пор можно встретить голодных и изможденных башкир, которые вместо того, чтобы делать запасы на зиму, продают русским переселенцам целые гектары своих угодий за небольшое количество сахара, чая, риса и муки. Быстро проев полученные продукты, они нанимаются батрачить на своем же собственном участке.

Хитрющие русские крестьяне быстро раскусили простоватых туземцев. Поскольку земля действительно стоит немало, крестьянин уговаривает башкира разрешить выплату ее стоимости маленькими частями и сразу делает первый взнос, который превосходит последующие, но гораздо меньше всей суммы. Ослепленный видом денег, башкир забирает их и дает расписку, что от остального отказывается.

Но судебные тяжбы были вызваны не только этим. Башкиры, войдя во вкус, стали одновременно продавать один и тот же участок разным людям, нисколько не задумываясь о последствиях этого. Немедленно появились пройдохи-посредники, наживающиеся на обмане обеих сторон. Для этого им даже не приходится хитрить: все и без того крайне запутано, а судебные процессы по земле иногда длятся годами, при этом владельцев некоторых участков земли бывает невозможно установить.

Переселение в Стерлитамакский уезд русских крестьян началось с конца 1869 года. Крестьяне приезжали сюда со всей России, однако из Петербургской, Новгородской, Тверской, Московской, Владимирской, Ярославской и ряда других губерний они тянулись в Башкирию неохотно: в близлежащих столицах было проще найти работу. Колонисты, обосновавшиеся в Уфимской губернии, в основном были выходцами из Самарской, Пензенской, Вятской, Тамбовской, Курской и Полтавской губерний. Большинство их осели на равнинах и в долинах рек, и лишь вятские крестьяне по привычке предпочли леса. Впрочем, почти все они не задерживаются долго на одном месте.

Надо также отметить, что крестьяне нередко переезжают в менее плодородные местности, поскольку не могут освоить глубокую вспашку почвы и не обладают необходимыми орудиями для этого. Первые три года они получают неплохой урожай, не удобряя землю. Истощив ее, они уходят на новое место, бросая свои избы, которые сразу же заселяются ворами и бродягами. Все попытки переубедить крестьян наталкиваются на их косность. Я видел торговцев, предлагавших мужикам приобрести превосходные и недорогие орудия труда, но те, признавая их преимущества, стояли на своем:

— Эти штуковины нам ни к чему, наши отцы обходились без них, и наши сыновья проживут без этого!

Однако я не хочу делать из этого каких-то обобщений. Рано или поздно цивилизация все равно привнесет сюда перемены. Замечу лишь, что и у французского крестьянина, который во всех отношениях намного развитее русского, имеется немало предубеждений, основанных на суевериях.

Сделано в Башкирии

Я уже называл культуры, которые здесь возделывают: это пшеница, овес, гречиха, рожь, конопля, просо и т. д. Землепашество — единственное занятие большинства населения России, за исключением тех мест, где имеются фабрики и заводы. На Урале много действующих рудников и их станет еще больше, поскольку там есть месторождения угля, платины, золота и серебра. Крупнейшие месторождения находятся на азиатском склоне Уральских гор, и многие мужики, оставив на полях своих женщин, уходят туда работать. Напротив, башкиры в промышленности почти не представлены. Самые крупные предприятия, где задействованы крестьяне — это винокуренные заводы, которые ежегодно производят до 6 800 000 литров 40-градусной водки.

Кустарные промыслы, в которых так искусен русский крестьянин, в Уфимской губернии развиты меньше, чем в соседних губерниях. В силу довольно позднего прихода сюда русских, сокращения лесов, уменьшения поголовья скота, увеличения численности и плотности населения, а также по причине наличия крупной промышленности этому роду деятельности выживать тяжело, несмотря на поддержку его правительством.

Садоводство здесь так же развито слабо, крестьяне мало уделяют внимания огородничеству, собирая небольшие урожаи огурцов, а в солнечных местах порой и дыни с арбузами. Уже несколько лет в губернии неплохо возделывается табак.

Переселенцы, как и башкиры, разводят скот, лошадей и пчел, причем в качестве пастухов обычно нанимают туземцев. Численность скота у крестьян в последние годы растет, а у башкир уменьшается, в чем они обвиняют ветеринаров: будто бы те, нуждаясь в деньгах, «находят» у животных болезни и обязывают резать скот. Чтобы избежать этого, башкиры дают им взятку, и тогда и волки бывают сыты, и овцы целы — ветеринары уезжают с набитыми карманами, скот сохраняется, а его хозяева избегают разорения. Но если туземцы в силу своей бедности не могут наскрести требуемую сумму, то тогда начинается массовый забой животных. Хотя туземцам особо верить нельзя, вполне возможно, что здесь они не лгут: я сам был свидетелем, правда, не у башкир, а в Сибири, как ветеринар получил сто рублей за право сохранить стадо. Заметив меня, коновал смутился, но деньги не вернул.

Русские крестьяне отпускают пастись своих лошадей в степь, кормят их заранее заготовленным сеном, а в случае изобильного урожая даже дают скоту зерно, чтобы оно не пропало.

За качеством скота не следят по причине изобилия его голов в губернии. Овцеводство развито слабо, а вот разведением свиней занимаются не только крестьяне, но и крупные помещики. Местные свиньи мелкие, но сейчас здесь пытаются внедрить английскую породу.

Коневодство развивается там, где существуют казенные жеребцы-производители. Башкирская лошадь в настоящее время вырождается и, видимо, вскоре совсем исчезнет. Сегодня ее можно встретить только в Белебеевском и Стерлитамакском уездах. Часто молочных кобыл оставляют пастись в присутствии жеребца. Хороший конь энергичен и заботится о кобылицах. Чтобы спастись от зноя, он уводит табун в лес, причем сам идет впереди, защищая лошадей от волков. Когда вечером кобылицы выходят на луга, он идет последним, потому что хищник может наброситься сзади. В случае нападения волков жеребец сгоняет жеребят в середину, кобылы становятся вкруг головой наружу, а жеребец начинает бешено носиться вокруг табуна.

Пчеловодством занимаются 10% башкир и 4% крестьян. Ульи стоят на лугах, но чаще в горных лесах. Я уже говорил, что самый вкусный мед тот, который пчелы откладывают в дуплах старых лип. У пчеловодов-переселенцев существует немало суеверий: они, например, полагают, что пчелы боятся некоторых птиц, что нельзя заниматься пчелами по пятницам, а любое нововведение в этом деле есть грех! Крестьяне-раскольники вроде бы не столь суеверны, но и у них в конюшнях я часто замечал прикрепленные к стене сорочьи хвосты. Говорят, что черт (а он невидимый!), войдя в помещение, сразу на что-то садится, но если это будет лошадь, то она вскоре сдохнет. Если же, увидев хвост сороки, он сядет на него, тогда лошади будут спасены. Такую примету я слышал не только в Уфимской губернии, но и в Сибири, Забайкалье и на Амуре.

В этих местах очень много староверов. Они полагают, что молиться богу можно без участия священников. Согласно Всероссийской переписи 1897 года, в Уфимской губернии насчитывается 23 485 раскольников, но на самом деле их намного больше.

Игорь Кучумов, использованы иллюстрации с сайта rus-turk.livejournal.com

Новости партнеров