«Сильная сторона Макрона — это экономика, а программа Ле Пен — это высылка нелегалов, выход из ЕС»

Авторская колонка казанской журналистки, проживающей во Франции, о выборе между Марин Ле Пен и Эмманюэлем Макроном

Насколько активны французы во время президентских выборов? Как воспринимаются кандидатуры Марин Ле Пен и Эмманюэля Макрона внутри страны? Нарастает ли напряжение в обществе от накопившихся проблем? На эти вопросы в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», ответила Галина Кириллович — казанская журналистка, постоянно проживающая во Франции.

«То, что активность избирателей высока, было видно невооруженным глазом»

Французы 7 мая отправятся на избирательные участки, чтобы окончательно решить, кто обоснуется в Елисейском дворце на ближайшие пять лет. А пока бесспорными победителями первого тура выглядят социологи. Еще за месяц до голосования они уверенно предсказали выход в финал президентской гонки экс-министра экономики в правительстве социалистов и основателя движения En marche («Вперед») Эмманюэля Макрона и лидера Национального фронта Марин Ле Пен. Причем это тот редкий случай, когда цифры, полученные в ходе опросов, практически совпали с реальными.

По данным, опубликованным МВД Франции, за Макрона отдали свои голоса 23,8% французов, за Ле Пен — 21,4%. Эти же показатели давали и экзитполы, после которых стало ясно, что республиканец Франсуа Фийон, ультралевый Жан-Люк-Меланшон и социалист Бенуа Амон выбывают из игры. Амон в итоге вообще получил 6,3% — скандальный провал для старейшей политической партии Франции.

То, что активность избирателей высока, было видно невооруженным глазом. На нашем избирательном участке к середине дня было многолюдно. А, судя по телерепортажам из разных уголков страны, так происходило практически повсюду. Причем выразить свою волю пришли избиратели самых разных возрастов. Я не видела специальных исследований на эту тему. Но, на мой субъективный взгляд, молодые французы интересуются политикой не меньше старшего поколения, имеют свою точку зрения и выборы не прогуливают. В конечном итоге, явка составила 76,2% — хороший показатель, но не сильно отличающийся от цифры 2012 года.

«Впервые за долгие годы представителей двух основных партий не оказалось среди основных претендентов»

На интерес к выборам, без сомнения, повлияло то, что они были, если так можно выразиться, нестандартными. Впервые за долгие годы представителей двух основных партий — республиканцев и социалистов — не оказалось среди основных претендентов на победу. Что это — случайность или серьезные перемены в общественном сознании? Скорее всего, и то, и другое.

К случайностям можно отнести результаты праймериз, которые были, по сути, не внутрипартийными, а открытыми. То есть любой взрослый француз мог выразить свое мнение. В результате республиканцы получили Франсуа Фийона, рейтинг которого, по опросам, был ниже, чем у мэра Бордо Алена Жюппе и еще больше просел после ряда скандальных публикаций в прессе, а социалисты — вообще непроходного Бенуа Амона.

Если бы от умеренно правых выдвигался Жюппе, а от социалистов Манюэль Вальс, расклад мог бы быть иным. Так, часть моих знакомых, голосовавших за Макрона, говорят, что могли бы отдать предпочтение Жюппе. Во всяком случае, эта ситуация — повод задуматься о механизме проведения праймериз.

С другой стороны, перемены определенно назрели. В обществе нарастает раздражение от большого числа нерешенных проблем. Отсутствие экономического роста, достаточно высокий уровень безработицы, большой приток мусульманских мигрантов, часть из которых исповедуют радикальный ислам. Правда, каждый из лидеров гонки предлагает свои рецепты от этих болезней. Сильная сторона Макрона — это, бесспорно, экономика, а его намерение снизить налоговое бремя должно обрадовать средний и малый бизнес. Сейчас многие небольшие предприятия терпят убытки и закрываются. Программа Марин Ле Пен давно известна: высылка нелегалов, закрытие ряда мечетей, отказ от евро, референдум о выходе из ЕС.

«Судя по опросам, президентом будет Эмманюэль Макрон. Однако социологи все же не боги»

Так кто же станет президентом? Судя по опросам, это будет Эмманюэль Макрон. Однако социологи все же не боги. Конечно, им помогает то, что французы не стесняются говорить о своих политических симпатиях. Мой собственный мини-опрос среди родственников и друзей тоже говорит в пользу Макрона. Но вот 36,5% жителей нашей деревни в Нормандии проголосовали за Марин Ле Пен.

Здесь, правда, надо учитывать, что первый тур во Франции протестный, а во втором люди реально выбирают главу государства и руководствуются логикой. Но, учитывая принципиально новый политический расклад, ни в чем нельзя быть уверенным до конца. Тем более, что непонятно, кому отдадут предпочтение избиратели Меланшона (19,6%). В отличие от Фийона и Амона, призвавших голосовать за Эмманюэля Макрона, он не дал своим сторонникам никаких рекомендаций.

Что касается отношений с Россией, то эта тема не имеет для французского избирателя особого значения. Если французы выберут Макрона, то не потому, что он прохладно относится к Москве, а если предпочтут Ле Пен, то не оттого, что считают ее русофилкой. Кстати, во время дебатов она старательно избегала этой темы.

Галина Кириллович, Франция

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров