Наталия Орлова о возможном обвале рубля: «Даже если внешний шок произойдет, движение будет в конце года»

Эксперты о рублевом «пузыре» и возможном крахе российской валюты

Наталия Орлова о возможном обвале рубля: «Даже если внешний шок произойдет, движение будет в конце года»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Валютный рынок в России вновь могут ждать потрясения. К такому выводу приходят некоторые чиновники. В частности, по мнению уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, на российском валютном рынке на данный момент надулся «пузырь» из-за слишком высокого курса рубля. Произошло это, по мнению Титова, вследствие притока капитала инвесторов, играющих на разнице процентных ставок в различных странах. Такой приток называется carry trade — и, по мнению Бориса Титова, этот «пузырь» может лопнуть, что приведет к резкому падению курса рубля.

Однако, по мнению главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, carry trade не оказывает существенного влияния на укрепление курса, соответственно, рисков резкого падения курса рубля нет. При этом на днях глава Минэкономразвития Максим Орешкин упрекнул Банк России в жесткой денежно-кредитной политике, которая, по его мнению, приводит к укреплению национальной валюты и мешает экономическому росту страны. По мнению министра, следует активнее снижать ключевую ставку, отказаться от сдерживания роста цен и поддержки курса рубля. Орешкин считает, что ситуация с ростом реальных процентных ставок, которую разыгрывает ЦБ, и серьезное укрепление рубля являются ключевыми рисками экономического развития России.

«Реальное время» опросило экспертов финансового рынка и узнало, ждет ли, по их мнению, Россию резкое падение едва укрепившейся национальной валюты, или же в ближайшее время курс валют будет спокоен. Как ни странно, мнения экспертов разошлись.

  • Наталия Орлова

    Наталия Орлова главный экономист «Альфа-банка», главный экономист, руководитель Центра макроэкономического анализа

    Я не считаю, что существующую ситуацию можно называть «пузырем», потому что курс находится в состоянии свободного плавания и динамика курса определяется рыночными факторами. Безусловно, с декабря 2016 года мы видим, что интерес портфельных инвесторов к России стал больше, потому что возникли ожидания возможного потепления в отношениях между Россией и США, кроме того, на фоне других стран Россия удерживает достаточно высокие процентные ставки, и это тоже привлекает инвесторов. Все-таки нужно понимать, что приток капитала также поддерживается и достаточно высокими ценами на нефть. То есть в условиях, когда цены на нефть не снижаются, конечно, у инвесторов возникает впечатление, что экономическая динамика в России тоже будет неплохой. Поэтому называть это спекулятивным притоком сложно, это вполне рациональные ожидания. С другой стороны, поскольку мы находимся в режиме плавающего курса, совершенно нормально, что курс в какие-то периоды может отклоняться от своих фундаментально обоснованных значений. Я полагаю, что на этот год у нас фундаментально обоснованное значение курса находится в интервале от 60 до 65 долларов за доллар, но хочу напомнить, что в предыдущие годы фундаментальное значение тоже не сильно отличалось от этого диапазона, но тем не менее мы видели курс 70 и под 80 рублей к доллару. Просто сейчас уклонение идет в другую сторону. С одной стороны, я согласна, что это отклонение от фундаментально обоснованного курса, но, с другой стороны, совершенно не факт, что мы должны вернуться на уровень фундаментально обоснованного курса в ближайшее время. Мне представляется, что нужен какой-то внешний шок, который бы запустил ослабление курса. Если нефть продолжит расти и капитал продолжит перетекать в Россию, мне кажется, в таких условиях ожидать быстрого возврата курса к интервалу 60—65 будет достаточно сложно.

    Орешкин никогда не говорил, что нужно обвалить рубль искусственно. Министр по определению не может произносить такие вещи. Он говорил, что курс сейчас переукреплен, и он считает текущие уровни интересными для приобретения валюты. Но это совсем не означает, что курс от этого должен куда-то двигаться, приобретать валюту на текущих уровнях можно и в течение года, и в течение двух лет — не знаю, как долго останется курс на этих уровнях. Не надо передергивать — там были совершенно четкие, взвешенные цитаты.

    Формально в конце года у меня прогноз 65 рублей за доллар, но при условии, что будет внешний шок, потому что те данные, которые пока выходят, говорят о том, что, вполне возможно, курс будет крепче. С другой стороны, даже если внешний шок произойдет, движение в любом случае будет в конце года, а не в ближайшие месяцы.

  • Богдан Зварич

    Богдан Зварич аналитик компании «Финам»

    Поводов для ослабления российской валюты на текущий момент я не вижу. Ситуация на рынке энергоносителей продолжает оставаться достаточно неплохой, мы даже не исключаем дальнейшего роста цен на нефть, что будет способствовать укреплению российской валюты по отношению к доллару и евро. При этом некий рост геополитической напряженности, напряженности в отношениях между Россией и США — он также был достаточно быстро нивелирован визитом Тиллерсона. От него ждали более плохих результатов, чем мы получили по итогам, — и, соответственно, рубль смог достаточно быстро восстановить свои позиции. Сейчас он торгуется вблизи годовых максимумов, по крайней мере, по отношению к доллару. Мы не исключаем, что в ближайшие сессии они могут быть обновлены, потому что во вторник выйдут данные от Американского института нефти, а потом от Министерства энергетики США по запасам углеводородов в Штатах. Если они покажут очередное снижение — то это окажет поддержку рынку энергоносителей и будет способствовать укреплению рубля. Плюс к этому необходимо напомнить, что у нас есть соглашение в рамках ОПЕК+ по ограничению добычи в мире, и все идет к тому, что на майском заседании оно будет продлено на вторую половину года.

    На мой взгляд, «пузыря» сейчас на рынке нет. Рубль соответствует той нефти, которую мы видим. Говорить о «пузыре» не приходится. Пока мы ожидаем, что позитивная динамика на рынке энергоносителей продолжится, соответственно, мы не исключаем дальнейшего укрепления рубля. Те покупки, которые делает Центробанк в пользу Министерства финансов, не оказывают существенного влияния на рынок. Также рынок игнорирует все словесные интервенции со стороны власти. Для российской экономики у сильного рубля есть как положительная, так и отрицательная сторона. Отрицательная — потеря конкурентоспособности российских производителей, но есть и положительный фактор, о котором тоже забывать нельзя, — дорогой рубль дает возможность компаниям по модернизации и расширению производства.

    Правительство уже пытается предпринимать усилия по ослаблению рубля — и покупки, и словесные интервенции, но пока реакция рынка на это не очень серьезная. Минфин, конечно, может увеличить объемы закупок валюты — но тут вопрос в том, сколько он готов покупать.

  • Александр Разуваев

    Александр Разуваев директор аналитического департамента «Альпари»

    Carry trade может продолжаться достаточно долго, особенно если ставки будут в рамках ожиданий, особенно если ставки Банка России будут снижаться плавно, а подъем ставки Федрезерва будет в рамках ожиданий. Я не считаю, что рубль перекуплен. Понимаю, что наши экономические чиновники мечтают о слабом рубле, они объясняют это заботой о реальном секторе, импортозамещением, стимулированием экономического роста, но главное, конечно, они хотят бюджет. Потому что слабый рубль автоматом ведет к отсутствию проблем с бюджетом. Однако я сторонник сильного рубля, это — более высокое качество жизни, импортные товары, зарубежные поездки, импорт технологий, рост капитализации наших компаний, низкая инфляция и низкие процентные ставки. Опять-таки, с точки зрения геополитики, если зарплаты россиян в долларах гораздо выше, чем у наших соседей — в Казахстане и Беларуси, то граждане этих стран едут работать в Россию и, соответственно, настроены на евразийскую интеграцию. Я не думаю, что, как говорит Орешкин, курс будет 68 в конце года. Конечно, есть риски ослабления, но я думаю, что пониже — 62—64. Так или иначе, у нас ЦБ уже два года не вмешивается в рынок, и, соответственно, все будет зависеть от рыночных факторов. Что касается разницы в процентных ставках — это рыночная ситуация. При этом я не считаю, что ключевая ставка Банка России как-то завышена. Реальная инфляция у нас, думаю, где-то 7—8%, в этом случае ставка в 9,75% смотрится абсолютно нормальной. В самое ближайшее время, думаю, рубль останется примерно на текущих уровнях с небольшой тенденцией к укреплению.

  • Николай Лаптев

    Николай Лаптев директор филиала АО «Открытие Брокер» в Казани

    В настоящее время курс рубля плавает вполне рыночно. Скорее, наоборот, российский Минфин с февраля аккуратно играет против чрезмерного укрепления курса, скупая валюту. Впрочем, интервенции Минфина остаются довольно скромными.

    Вряд ли стоит говорить о «пузыре» в курсе рубля. Но относительно текущих цен на нефть, от которых в максимальной мере зависит российский платежный баланс, курс рубля немного завышен. Более стабильные уровни для курса USD/RUB при текущих ценах на черное золото лежат в районе 62—63. В случае же снижения цен на нефть эти уровни могут передвигаться в район 67—69. Катализатором снижения рубля может быть локальное усиление глобальных рисков и коррекция цен на нефть.

    Глава МЭР Орешкин не призывает обвалить курс рубля, но призывает ЦБ снизить ставки, чтобы сделать более доступными для внутреннего производства кредиты и менее привлекательными операции спекуляций carry trade зарубежных инвесторов. Курс рубля в этом случае должен ослабнуть, но не очень сильно.

    Мы не исключаем коррекцию курса рубля к доллару во II квартале до уровней 62—63, а в худшем случае — до 67—69 рублей. В долгосрочной перспективе после коррекции мы ставим на укрепление рубля.

  • ​Максим Осадчий

    ​Максим Осадчий начальник аналитического управления банка БКФ:

    В настоящее время рубль достаточно существенно переоценен. «Фундаментальный» курс сейчас — около 64 рублей за доллар. Причина существенной переоценки рубля — в первую очередь carry trade. А причина carry trade — в умеренно жесткой политике Центробанка, который поддерживает ключевую ставку на уровне, существенно превышающем инфляцию. Инфляция сейчас приближается к целевому на конец 2017 года уровню в 4%, а ключевая ставка — 9,75%. Высокие процентные ставки на фоне укрепления рубля создают мощные стимулы для иностранцев инвестировать в российские бумаги. Сейчас доля иностранцев на рынке ОФЗ уже составляет 29%, и эта доля растет. При нынешней стоимости нефти тенденция к укреплению рубля может сохраниться, но изменение тренда абсолютно неизбежно. Вопрос в том, когда и насколько в жесткой форме рынок укажет рублю на его реальную цену. Полагаю, что не в таком уж и далеком будущем мы увидим курс и на уровне 100 рублей за доллар. Однако пока тенденция к укреплению рубля может продолжиться из-за carry trade.

Мария Горожанинова, Максим Матвеев

Новости партнеров