Ильдар Габдрафиков: «Человек может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность»
Уфимский этнополитолог — о башкирских татарах, двойственной национальной идентичности и сомнительных играх политиков
Недавняя инициатива Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) присоединить часть Башкирии к Татарстану вызвала неоднозначную реакцию даже среди татарского населения. При этом организация требует «придать статус государственного татарскому языку в Республике Башкортостан». В последнее время из уст татарских общественников звучали и другие спорные идеи относительно соплеменников, живущих в соседних регионах. Уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков в авторской колонке «Реального времени» решил поделиться мыслями о башкирских татарах. Вместе с тем колумнист нашей интернет-газеты призывает татар и представителей других народов поменьше увлекаться сомнительной политикой.
По следам татарских краеведов
В связи с последними событиями и заявлениями, звучащими со стороны национально-общественных организаций, хотелось бы поделиться некоторыми мыслями. Может быть, некоторые помнят, недавно в Казани прошел первый съезд татарских краеведов. Там тоже звучали разные идеи. Напомню, самая большая делегация была из Башкирии — более 20 человек, и это неслучайно. Всем известно, что в Башкирии проживает вторая по численности, после Татарстана, группа татар. Татары на этой земле живут веками в дружбе и согласии с другими народами и в первую очередь с братским башкирским народом.
Приятно было видеть в президиуме съезда нашего башкирского татарина — генерала Махмута Гареева, оба его родителя из Чишминского района. Он не только гордость Башкирии, всех татар, но и всей России и российского народа.
Хотелось бы коснуться проблемы языка, языка наших краеведческих работ, выступления на публичных мероприятиях. Безусловно, мы должны работать в направлении сохранения и возрождения нашего родного языка. Однако, во-первых, в силу объективных и субъективных причин значительная часть татар была оторвана от своего языка, они жили и продолжают жить в иноязычном (преимущественно русскоязычном) окружении. Многие из них, к сожалению, потеряли свой язык или плохо знают его, но они сохранили крепкое самосознание. Во-вторых, нашу историю, наши дела и проблемы, с которыми мы живем, должны знать и читать и представители других народов. Поэтому я не согласен с теми идеями, в которых обговаривается, что все наши книги, статьи, публичные выступления должны быть только на татарском языке.
«Приятно было видеть в президиуме съезда нашего башкирского татарина — генерала Махмута Гареева, оба его родителя из Чишминского района. Он не только гордость Башкирии, всех татар, но и всей России и российского народа». Фото Максима Платонова
Более того, мы должны шагать в ногу со временем и смотреть в будущее. Я имею в виду необходимость использования современных информационных технологий. Для того, чтобы привлечь в свои ряды молодежь, нам нужны не только сайты с краеведческой тематикой, их уже немало. Безусловно, эти сайты должны быть рассчитаны не только на татароязычного читателя, но и на русскоязычного, а если будет еще и англоязычная версия, то это сделает читательскую аудиторию намного шире. Также мы должны активно присутствовать в социальных сетях («Фейсбуке», «ВКонтакте», «Одноклассниках» и пр.), чтобы шире рекламировать свою деятельность, и новыми информационными технологиями вызвать интерес у подрастающего поколения к своим корням, локальной истории, своей генеалогии.
О братьях-башкирах
Не могу не остановиться еще на одной, на мой взгляд, очень важной проблеме. Она касается темы межнациональных отношений, а именно взаимоотношений двух очень близких народов — татар и башкир. Думаю, многие из здесь сидящих знают о том, что в последние два-три года у нас в Уфе группой историков выпускалась многотомная история башкирских родов. К сегодняшнему дню выпущено уже более 20 томов. Так, отдельные книги вышли по родам Елдяк, Елан, Канлы, Гайна. Еней, Герей и пр. В основном они касаются истории родов, населяющих западные и северо-западные районы Башкирии, восточные районы Татарстана, а также южные районы Удмуртии и Пермского края. Выход этих книг надо только приветствовать, так как в них содержится большое количество архивного материала, который ранее не был введен в научный оборот, то есть публикуется впервые. Безусловно, наши краеведы эти опубликованные архивные источники будут использовать в своих работах.
Однако есть люди, которые из этих архивных источников готовы делать политику. Они ищут или даже пытаются создавать проблему там, где ее нет и не должно быть. Из тома в том помещают абсурдные (у меня нет другого слова) статьи об извечном, историческом противостоянии двух народов. Это очень вредные и лживые измышления, мы должны решительно противостоять таким попыткам.
«В последние два-три года у нас в Уфе группой историков выпускалась многотомная история башкирских родов. К сегодняшнему дню выпущено уже более 20 томов». Фото bashklip.ru
Мы, татары Башкортостана, бок о бок веками жили и живем в дружбе и согласии с башкирами, и ничто не может помешать нашей дружбе. Чтобы избежать возможных кривотолков, искусственно не обострять тему межэтнических отношений, я предлагаю краеведам, которые пишут книги, статьи, посвященные истории как отдельных сел и деревень (особенно находящихся в северо-западной части Башкирии), так и в целом края, не ставить своей главной целью непременно доказать, что здесь живут только татары или только башкиры. Мы не должны на этом заострять свое внимание, так как чрезмерное выпячивание темы этнической принадлежности населения того или иного населенного пункта, той или иной территории может привести лишь к нежелательным проблемам во взаимоотношениях двух народов.
Что такое национальная идентичность
Уверен, что и татарская, и башкирская идентичности настолько крепки, что вот такими тенденциозными книгами, публикациями на них нельзя повлиять, а навредить можно. Думаю, кто считает себя татарином, все равно он останется татарином, а башкир — башкиром. При этом никто человеку не вправе и не может помешать свободно определять свою этническую принадлежность. Совместная судьба двух народов так распорядилась, что наши предки здесь жили, поэтому нам и нашим потомкам суждено жить на общей территории.
Будучи профессиональным этнологом, хочу напомнить, что этническая идентичность представляет собой сложный и тонкий конструкт в нашем сознании как на уровне индивида, так и на коллективном — на уровне больших и малых групп. На механизмы ее формирования и функционирования влияет множество факторов.
Поэтому этническая идентичность человека представляет сложную субъективную иерархию. Например, он одновременно может быть татарином и мишарем, татарином и кряшеном, татарином и нагайбаком, татарином и тептярем и т. д. Он также может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность, если его родители разной этнической принадлежности — татарин-русский, татарин-чуваш, татарин-мариец и т. д. Бывает и так, что в течение жизни человек может изменить свою этническую идентичность. Реальная этническая мозаика гораздо разнообразнее, чем дают данные официальной статистики и переписей населения.
«Уверен, что татарская и башкирская идентичности настолько крепки, что вот такими тенденциозными книгами, публикациями на них нельзя повлиять, а навредить можно». Фото kazanreporter.ru
Нам в своих работах также нельзя искать доказательства того, какой народ на этой земле более древний, кто коренной, а кто пришлый. Такого рода поиски никогда не приведут к добру. Все мы на этой земле коренные, а если обратиться к более отдаленной истории, то здесь не было ни татар, ни башкир, а когда-то жили сарматы, угры, различные тюркские племена, булгары, кипчаки, ногайцы и т. д., которые позже составили этническую основу как татарского, так и башкирского народов. Поэтому этническое происхождение у этих народов общее, впрочем, как и их история.
Убежден, что краеведение принесет гораздо больше пользы нашему народу, его будущему. Поэтому давайте заниматься краеведением и быть подальше от сомнительной политики!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Ильдар Махмутович Габдрафиков— историк, политолог, этнолог; кандидат исторических наук.
- Старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук (с 1990 года).
- Эксперт международной Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN (с 1993 года).
- Область научных интересов: этнополитология, этнодемография и этносоциальные процессы, межэтнические отношения, национальная политика и нациестроительство, этнологический мониторинг.
- Автор более 200 научных работ, в том числе нескольких монографий.