Хайдар Халиуллин: «Вину не признаю, но морально считаю себя ответственным за сложившуюся ситуацию»

Казанский суд не отпустил президента Ассоциации МСБ РТ под поручительство доверяющих ему

Хайдар Халиуллин: «Вину не признаю, но морально считаю себя ответственным за сложившуюся ситуацию»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Арестовал сегодня, не выслушав последнего слова, Вахитовский райсуд Казани 62-летнего президента Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдара Халиуллина. Заготовленная обвиняемым речь в сумбурном финале процесса так и не прозвучала. «Самое главное, вообще не виноват ни черта!» — успел бросить он уже по завершении процесса, после чего следователь потребовал: заковать в наручники и увести. Подробности общественно-значимого процесса в репортаже «Реального времени».

На арест обвиняемого Халиуллина пришел отсидевший Курманов

Заседание по аресту Хайдара Халиуллина началось с опозданием на четыре часа. Поддержать бессменного президента Ассоциации малого и среднего бизнеса в суд пришли его ближайшие соратники и сын. Дамир Халиуллин захватил с собой коробку с отцовскими медалями, в их числе весомая награда «За развитие гражданского общества РФ» и памятная — «В память 1000-летия Казани». Дамир рассказывает, что задержали отца 12 апреля не дома и не на работе: «Он с начала недели ходил в ГСУ давать пояснения, почти каждый день, как на работу, а позавчера позвонил вечером и сказал: «Меня задерживают». Не знаю, кто может поверить в эти схемы с конвертиками, — это уж совсем глупым нужно быть!» Напомним, мать Дамира арестовали по этому делу еще в январе.

На заседание судьи Марата Сайфуллина неожиданно пришел осужденный им в свое время Ильдар Курманов, сын экс-министра юстиции РТ, не так давно освободившийся из колонии. В разговоре с «Реальным временем» Курманов-младший посетовал, что собирался обращаться к Хайдару Халиуллину с просьбой о поддержке, да не успел.

На заседание судьи Марата Сайфуллина неожиданно пришел осужденный им в свое время Ильдар Курманов. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Группа поддержки президента общественной организации также запаслась наградными грамотами, открытым обращением в адрес президента и прокурора РТ, а также предпринимательского сообщества и ведущих СМИ республики. Кроме того, было подготовлено ходатайством к суду с предложением — взять на поруки подозреваемого в хищениях по делу «Лизинг-гранта». Поручиться за него готовы исполнительный директор отделения Российского детского фонда РТ Роберт Закиров, председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр» Ильдус Янышев, член Общественной палаты РТ Фарид Сафин, депутат Госсовета РТ Александр Комисаров, а также руководитель общественного объединения «Сбережение молодежи и кадрового потенциала РТ» Фарида Галеева.

Еще один поручитель — генменеджер ООО «Спарк» Владимир Булгаков пришел сегодня в суд на костылях, считая нужным оказать поддержку знакомому. «С 90-х годов Хайдара знаю, он товарищ, всегда очень скрупулезно подходящий к такого рода вещам. Он просто не мог во всю эту грязь залезть никогда!» — говорит Булгаков. В АМСБ он не входит, в отличие от супруги.

Кстати, с возглавляемой Халиуллиным Ассоциацией так или иначе связаны многие поручители. Всего на заседание пришли два десятка представителей общественности. Мест в зале всем не хватило. Правда, забегая вперед, отметим — слово представителям общественности суд так и не дал.

Отобрали очки, предъявили обвинения

62-летний Хайдар Халиуллин на суде держался не очень спокойно, нервно постукивал рукой по колену. Одет был в спортивный костюм. От камер не отворачивался. В какой-то момент попросил очки у адвоката, чтобы прочитать заранее написанную речь. Собственные очки у него отобрали в изоляторе. Мол, не положено — а вдруг задержанный разобьет стекла и сделает что-то плохое. В зале было душновато, и арестант захотел попить. Адвокат Надежда Муратова попросила у следователя разрешения передать бутылку воды — не разрешил.

Ходатайство представителя ГСУ МВД Максима Туртыгина огласил судья. Из документа следовало, что с 4 октября 2016 года — начала следствия — сумма ущерба от выявленных бюджетных хищений по программе «Лизинг-грант» увеличилась до 21,7 млн рублей. 12 апреля 2017 года по этому делу был задержан президент Ассоциации МСБ Халиуллин, 13 апреля ему предъявили обвинение по восьми эпизодам мошенничества: 7 — в крупном, 1 — в особо крупном размере.

Сумму ущерба судья называл тихо. «Не слышно!» — возмутилась одна из присутствующих. Судья названную сумму повторил, но пообещал впредь за выкрики с места удалять из зала. И слово судья сдержал — минут через десять выставил одну даму за хождение по залу и шепот подруге на ухо. Других нарушений порядка судебного заседания не было.

Давил или не давил?

С обвинением Халиуллин не согласился, но его причастность к преступлениям подтверждается показаниями, продолжил судья Сайфуллин чтение ходатайства следствия. В документе утверждалось, что показания против президента АМСБ РТ дали бывший член АМСБ РТ, а ныне обвиняемый Тимур Аюпов и некто Галямов. Более того, в оглашенном ходатайстве упоминались звонки от имени Халиуллина в адрес супруги Аюпова «с предложением встретиться и обсудить состояние уголовного дела», а также его записка уже упоминавшемуся выше Галямову. Действия эти следователь Туртыгин расценил как давление на свидетелей и попросил арестовать Халиуллина на 2 месяца, утверждая, что на свободе обвиняемый может помешать расследованию.

Слова о возможном уничтожении доказательств Халиуллин выслушал с горькой усмешкой. А следователь попросил суд приобщить «записку, переданную Халиуллиным свидетелю Галямову, которая подтверждает его причастность к инкриминируемым деяниям». Следователь утверждал, что факт передачи записки был установлен и на очной ставке между Галямовым и Халиуллиным. Также к делу был приобщен полицейский рапорт «о данных звонившего и оказывавшего давление от имени Халиуллина» на свидетеля Аюпову.

Изучив рапорт, адвокат обвиняемого, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики юрфака КФУ авторитетно заявила: документом он не является — не зарегистрирован по форме. Ну а Халиуллин, глянув на записку, пояснил суду: «Эти фирмы мне не знакомы». Против приобщения этих документов к делу он не возражал.

В перерыве судебного заседания Надежда Муратова объяснила «Реальному времени», что заявленная следствием как компромат записка — вовсе не записка, а просто перечень неких фирм, и о чем он свидетельствует, поди догадайся. Со звонками, по словам адвоката, примерно такая же история. Следствие поставило на прослушку телефоны фигурантов дела и их близких и использовало записи как обоснование давления. Факт такового Муратова наотрез отрицает. Следователь Туртыгин от пояснений СМИ отказался.

Козыри общественных защитников Халиуллина

К сегодняшнему заседанию запаслись компроматом и общественники. Подняли все старые грехи республиканских программ поддержки предпринимательства и отчет Счетной палаты РТ 2016 года о недостаточно эффективном использовании бюджетных средств, направленных в 2012—2015 годах на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Напомним, что порядок отбора участников программ регламентирован постановлением правительства РТ и без договора с экономики грант не получить. Отчет об его использовании также обязателен.

Вот только выборочный аудит установил «отдельные факты» получения субсидий группой аффилированных лиц (одни и те же лица являлись директорами и учредителями компаний, фирмы зарегистрированы по одному адресу, функционировали непродолжительный срок). В ряде случаев меняли место регистрации либо ликвидировались и поставщики оборудования, самые находчивые получатели субсидий приобретали оборудование у аффилированных поставщиков.

При выборочном анализе сведений о поставщиках оборудования 2012—2014 годов аудиторы СП РТ обнаружили еще большие странности. Учредители нескольких лизинговых компаний были зарегистрированы в офшорных зонах, в 13 компаниях уставный капитал был не больше 25 тысяч рублей… И это, если не вспоминать еще две компании, которые до проверки СП РТ просто не дожили!

«При 5 миллиардах, вложенных в поддержку предпринимательства, численность экономически активных предпринимателей снизилась на 15,6%», — цитирует отчет СП РТ председатель комитета АМСБ РТ Фарида Галеева и утверждает, что ни Ассоциация, ни ее президент бюджетными деньгами не распоряжались, в отличие от представителей профильного министерства. Галеева — одна из тех, кто ходатайствовал о том, чтобы Халиуллина отпустили под их поручительство. Правда, в поданном ходатайстве ее должность в АМСБ названа не была.

Слушать поручителей, представленных в качестве общественных деятелей России и Татарстана, судья отказался. Обещал принять решение по этому ходатайству в совещательной комнате. Как и по схожему ходатайству от председателя ТПП РТ Шамиля Агеева — он обратился в суд с письменной просьбой отпустить обвиняемого под подписку. Сегодня же перед началом суда Ассоциация малого и среднего бизнеса РТ распространила обращение к президенту и прокурору РТ, предпринимательскому сообществу и СМИ. Завершалось письмо призывом: «Хватит кошмарить бизнес!»

«Аюпов говорит, что он передал какой-то конверт»

В финале процесса адвокат Муратова заявила, что оснований для ареста ее клиента у следствия просто нет. Она пояснила суду, что Халиуллин с января 2017 года общался со следствием и при задержании в кабинете следователя 12 апреля он не мог быть застигнут ни на месте преступления, ни сразу после него. Далее адвокат заявила, что ни потерпевшие, ни свидетели не заявляют о том, что Халиуллин похитил 22 млн рублей. «Следователь называет фамилии других людей. Аюпов говорит, что он [Халиуллин] передал какой-то конверт кому-то, не знает кому. Он даже не говорит, что это деньги», — убеждала суд заслуженный юрист РТ Муратова. Далее она процитировала часть показаний своего подзащитного:

— Я вину не признаю, но морально считаю себя ответственным за сложившуюся ситуацию. Я Аюпову доверился, который оформлял документы и входил в конкурсную комиссию (ведавшую распределением грантов, — прим. ред.).

Сам Хайдар Халиуллин сказал, что согласен с адвокатом, а против заключения под стражу возражает. Заготовленную речь не произнес, ожидая, что будет последнее слово.

Представитель прокуратуры РТ Артем Кривоносов выступил за арест. Факт давления на свидетелей он посчитал имевшим место, добавив, что инкриминируемая президенту АМСБ РТ «серия многомиллионных хищений бюджетных средств» может потянуть на 6—10 лет лишения свободы.

После оглашения материалов дела и очередной попытки адвоката добиться слова для поручителей судья просто ушел в совещательную комнату. И вышел оттуда с решением об аресте до 12 июня и отказе в ходатайствах общественных защитников. Группа поддержки обвиняемого отреагировала на это выкриком: «Позор!» А сам обвиняемый как-то растерянно сказал, что ему забыли предоставить слово. Когда его вывели из стеклянной «клетки», чтобы подписать жалобу на арест, Халиуллин успел обронить, глядя в сторону журналистов: «Самое главное, вообще не виноват ни черта!»

Ирина Плотникова, фото Олега Тихонова, видео автора

Новости партнеров