Бендеры от медицины: пациентам прописывают квази-лекарства, «диету Малышевой» и «вибролампы»

Как защита МСБ стала убежищем для перерегистрирующихся «медицинских» фирм-однодневок

Накануне представители Росздравнадзора и Отдела защиты прав потребителей рассказали об участившихся случаях навязывания медицинских и «около медицинских» услуг жителям Татарстана в 2015—2016 годах, назвав это «массовым недоразумением в головах»: «народ ринулся лечиться почему-то не у врачей!». И обвинили в этом некие маркетинговые ходы различных фирм, перечислив некоторые из них. Корреспондент «Реального времени», послушав сетования надзорных органов, узнал, почему не рекомендуется идти в частные медкомпании с паспортом, как бабушку с пенсией в 10 тыс. рублей заставили подписать кредитный договор на 168 тыс. рублей и на какие ухищрения идут «остапы бендеры от медицинских услуг», избегая уголовного, да и административного наказания.

Пришел вылечиться от боли в суставах — послали лечиться от ожирения, подписав на банковский кредит

В первую очередь на пресс-конференции назвали ряд фирм, на которые чаще всего пишут жалобы жители Татарстана: ООО «Виталия», «Созвездие Плюс», «Орион», «Сафар», «Образ» из Набережных Челнов, «Амадей».

Чаще всего, отметила замруководителя Росздравнадзора Любовь Шайхутдинова, представители якобы медицинских компаний звонят домой, и, уговаривая посетить организацию, ссылаются на то, что услуги будут оказаны по условиям какой-то федеральной программы. В числе прочих уловок — сообщение о том, что клиенту сделают скидку, так как он входит в квоту по определенной госпрограмме лечения: «Приходите, мы окажем помощь по программе госгарантий совершенно бесплатно, приносите паспорт и полис». Некоторые компании позиционируют себя как официальных дистрибьютеров — к примеру, диеты Елены Малышевой.

Реагируя на жалобы, Росздравнадзор, конечно, проверяет компании на наличие лицензий. В большинстве своем определенные лицензии они имеют: по косметологии, сердечно-сосудистой хирургии и т. д. Однако при наличии лицензии происходит подмена услуг медицинских на бытовые. Пациентов вводят в заблуждение: к примеру, пациенту с жалобами на боли в суставах, прописывают «лечение» ожирения — некую «липолитику», «озонотерапию», «прессотерапию». То есть услуги, нередко уже не медицинские, а бытовые. В результате пациент, уходя от лечения собственно основного заболевания, идет лечиться по программе лечения ожирения. Надо ему это или нет — решать, конечно, самому пациенту. Лишний вес действительно может быть отягощающим фактором в болезни суставов, но основная ли это причина заболевания? И правильно ли пациент понял, что он будет получать именно лечение ожирения, а не болезни суставов?

К примеру, недавно одна бабушка вернулась домой из подобного ООО с договором в 180 тыс. рублей! Что было куплено на такие деньги? Всего лишь наматрасник, подушка и наколенник, то есть не медицинские, а бытовые изделия, которые вряд ли окажут какое-либо лечебное воздействие.

— Но при этом договоры пациенты подписывают! Организации стараются их заключить! Такого, чтобы договоры не заключали, еще не было. В договорах прописываются какие-то процедуры, и только дома пациент понимает, что подписался на процедуру ненужную или дорогую. В большинстве случаев денег у пациентов на это нет. Часто это пенсионеры или малоимущие, которые ищут панацею. А у таких компаний есть свой «приближенный» банк, дающий кредиты, направляемые в пользу ООО. И пациент лишь дома понимает, что подписался на кредит, или ему родственники на это открывают глаза: в договоре обнаруживается огромная кредитная сумма! — объяснила стандартную схему введения в заблуждение со стороны подобных «медкомпаний» Любовь Шайхутдинова на пресс-конференции в «Татар-информ».

«Три дня назад к нам обратилась 82-летняя бабушка — она подписала договор с кредитом на 168 тыс. рублей при пенсии в 10 тыс. рублей. Пришла, как выяснилось, просто из любопытства — «омолодиться»!», — подтвердила Ирина Ахметшина, начальник Отдела защиты прав потребителя по РТ

«Психологическое воздействие», странный чай или маркетинговые ходы?

Особенно в последние два года, по словам Ирины Ахметшиной, жители Татарстана жалуются на «косметические фирмы», в частности, на услуги по «омоложению», «лечению ожирения», «оздоровлению кожи»:

— Как правило, по телефону предлагают посетить фирму и попробовать пройти процедуры бесплатно. Часть женщин заинтересована в них, они охотно идут. И как бы мы ни предупреждали, поток таких людей не кончается.

Сами пострадавшие впоследствии жалуются и на некое «психологическое воздействие», факт которого доказать бывает сложно (возможно, применяются определенные маркетинговые методы, предположила Шайхутдинова). Татарстанцы утверждают, что в таких фирмах их «поят чаями, вызывающими смущение в голове и желание подписать те или иные договоры, которые в нормальном состоянии они не подписали бы». Нередко фирмы, стараясь, как Остап Бендер, «чтить уголовный кодекс», всего лишь «уходят в бытовые услуги»

— Откуда эти фирмы берут телефоны граждан? Вот жаль, нет правоохранительных органов с нами, хотелось бы знать, где берется база данных телефонов? — недоумевала Шайхутдинова одновременно и из-за наличия в свободной продаже таких баз, и из-за отсутствия представителей МВД. — Непрестанно людям приходят звонки. Кто-то может сопротивляться им, а кто-то нет.

«Волшебные вибрирующие лампы», бочки, БАДы и венотоники

При проверке той или иной организации оказывается, что пресловутые «косметические средства» даже не соответствуют техрегламентам или представленным сопроводительным документам: нельзя провести идентификацию самого средства с документами, предоставляемыми при продаже этого средства. Фирмы в самовольном порядке присваивают им какие-то лечебные свойства. При ближайшем рассмотрении, разумеется, оказывается, что приобретенный «медицинский прибор» вовсе не обладает «чудесными свойствами».

Шайхутдинова объяснила, что фирмы зачастую не продают зарегистрированные препараты, вместо них клиентам на руки выдают «венотоники» и «липолитики» (а таких препаратов в природе не существует) или вообще набор биологически активных добавок, а то и баночки «с неизвестным содержимым». Осложняет ситуацию то, что провести грань между медприбором и прибором бытового назначения сложно. Скажем, фирма может продать какую-то вибрирующую лампу, испускающую синее или красное свечение, настаивая на том, что это аппарат лечебный. Лампой, испускающей греющий красный или синий свет, можно дома греть «ухо, горло, нос», но медприбором она не является.

Как защита МСБ стала убежищем для перерегистрирующихся фирм-однодневок

При этом компании нельзя обвинить в мошенничестве (это уже тянет на статью в Уголовном кодексе и необходима доказательная база), в большинстве случаев с клиентами фирмы заключают договоры. Кроме того, компании периодически меняют свои названия, при этом не меняя юридического адреса.

Расторгнуть договор, в принципе, можно, отмечают представители надзорных органов. Фирмы идут на такую процедуру (тем более, что сегодня отказаться от кредитного договора можно на любом этапе). Но для этого надо обращаться в банк. А перед этим вновь идти в «косметическую фирму» и писать отказ от услуг. При том, что какие-то услуги, зачастую, могут быть уже оказаны, и договоры об оказании услуг подписаны, некие «косметические средства» уже приобретены. То есть в случае приобретения подобного товара, который по закону возврату не подлежит, деньги пациенту возвращают не в полном объеме.

Пойманные за руку фирмы, на которые клиенты при поддержке надзорных органов подают в суд, понимая, что это грозит как минимум штрафами, деньги возвращают (поэтому большинство фактов до суда даже не доходит). Но далеко не все и далеко не всем. В 2014 году было возвращено «косметическими фирмами» около 4 млн рублей. При том, что по подсчетам самих надзорных органов, договоры были заключены на общую сумму более 20 млн рублей. Но закрыть фирму по суду почти невозможно. Для этого необходимо бывает привлекать МВД.

— Но, с другой стороны, мы сегодня защищаем малый бизнес. Да, надо защищать и отменять административные барьеры! Но этим пользуются до неприличия! Необходимо сначала доказать, что был нанесен ущерб здоровью, только тогда прокуратура выдает нам разрешение «на выход в фирму», и мы можем попытаться положить конец вакханалии! — пожаловалась на излишне либеральное отношение к малому бизнесу в «косметической индустрии» представитель Росздравнадзора.

Как защититься от «косметических фирм» и не подписать договор с банком, который вы подписывать в принципе не хотели?

Что можно посоветовать, дабы избежать заключения договора на дорогие и бесполезные якобы медицинские услуги? Во-первых, если по телефону вам предлагают какую-то услугу, необходимо засыпать работника фирмы вопросами. Как уверяют психологи, на пятом—шестом вопросе («кто вы?», «что за фирма?», «есть ли у вас лицензия?», «что за квота?» и проч.) работники фирм, понимая, что клиент начинает выяснять тонкости, кладут трубку и отказываются от навязывания услуг.

Во-вторых, на сайте татарстанского отделения Росздравндзора размещен «Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории РТ», на который любят ссылаться «остапы бендеры от медицинских услуг». Стоит поинтересоваться, значится ли та или иная фирма в этом перечне.

В-третьих, представители надзорных органов советуют идти в подобные фирмы, особенно первый раз, без паспорта: заключить кредитный договор без паспорта невозможно.

Сергей Афанасьев
ОбществоМедицина

Новости партнеров