Казанский антисемитизм: газеты черносотенцев, местный маркиз де Сад и академические юдофобы

Заметки о казанских евреях и антисемитах. Часть 2: «интеллектуальное» жидоедство, штрихи к истории

Пока евреи проводят пасхальную неделю (Песах), колумнист «Реального времени», краевед Лев Жаржевский в продолжение к предыдущим заметкам подготовил новую колонку о «сынах Израиля» в Казани. Сегодняшний материал автор посвятил такому явлению, как антисемитизм в интеллектуальной среде.

Achtundachtzig Professoren: Vaterland, du bist verloren.

Классические антисемиты

Объединить в одном выпуске заметки о казанском еврействе советского периода и о казанском антисемитизме оказалось невозможно по техническим причинам — формат этому препятствует. Пришлось выбирать. Выбрал антисемитизм.

Однажды Н.К. Сванидзе сказал, что ненависть к евреям — явление грязное, свойственное лишь морально нечистоплотным людям. Если бы это было так! На самом деле расовая неприязнь, переходящая в ненависть, свойственна и весьма образованным и уважаемым людям.

Вот лишь несколько высказываний в довольно точном переводе.

  • Мартин Лютер: «Они являются самым опасным народом, который когда-либо существовал, существует и будет существовать».
  • Джордано Бруно: «Совершенно справедливо, что миросозерцание, проповедуемое еврейским законом, по своей жестокости превосходит варварские обычаи самых диких народов. Евреи настолько чумной, прокаженный и опасный народ, что заслуживают быть уничтоженными еще во чреве матери».
  • Вольтер: «Евреи — этот темный и варварский народ, в котором чувство жадной наживы тесно связано с возмутительными предрассудками и неукротимой ненавистью против всего остального мира».
  • И снова Вольтер: «Подражая баниантам и армянам, обшарившим всю Азию, и жрецам Изиды, под видом волшебников и прорицателей кравшим по дворам домашнюю птицу, евреи — эта сволочь и отребье — появляются везде, где пахнет гешефтом. Пусть эти обрезанцы, скупающие старые штаны для перепродажи их дикарям Африки, похваляются своим знатным и древним происхождением, — для нас они всегда останутся величайшими мерзавцами, каких только носила земля».

Редкостным ненавистником евреев был Рихард Вагнер — он не поленился даже издать книжку с обоснованием своей ненависти. Вспомним Гоголя и Достоевского, вспомним Виктора Астафьева — их искренняя неприязнь к евреям сочеталась с огромным талантом. Вспомним казанского профессора-правоведа В. Залеского — главного антисемита Казани начала прошлого века.

Выдающийся русский биолог, профессор Казанского университета Константин Мережковский известен не только своими трудами по специальности. И не только тем, что он был автором фантастического романа, одного из первых в России. И даже не своей страстью к педофилии, а именно ненавистью к евреям. И не сказать, что юдофобия является совсем уж чуждой нынешним казанским ученым.

Расовая неприязнь нисколько не зависит ни от образованности, ни от личных моральных качеств человека. Как ни печально, но она является свойством человеческой натуры. Образованность и личная порядочность могут повлиять (впрочем, далеко не всегда) лишь на проявления этого свойства. Отнять его у человека они не в силах.

Черносотенные издания

Говоря о казанском антисемитизме, следует разделить его на государственный (иногда прикрытый, а чаще совершенно открытый) и общественный. Законодательство Российской империи ограничивало в правах евреев по вероисповедному и этническому признакам. Люди лишались многих прав по сравнению с остальными подданными только потому, что были евреями. И тут Казань ничем не отличалась от остальной России: те же ограничения, те же массовые высылки за черту оседлости. И конечно же, жандармская слежка за евреями: фонд 199 Нацархива РТ хранит дела «Об обнаружении у мещанина М.М. Кривина книжного склада сионистов и книг на еврейском языке», «О казанской организации «Поалей Цион», «О партии сионистов», «Об установлении наблюдения за прибывшими в Казанскую губернию евреями».

Зато казанский общественный антисемитизм имел свои специфические черты.

Вопреки расхожим представлениям, черносотенство не было уделом преимущественно лавочников и люмпенов. Черносотенную практику породила охранительная идеология, и на российском фоне Казань не только выглядела, но и на самом деле была одним из идеологических центров черносотенства и тесно связанного с ним антисемитизма.

Именно в нашем городе издавались ярко-черносотенные газеты «Русь православная и самодержавная» и «Сошники» (ударение здесь падает на «о», сошник — пахарь). Третья же черносотенная газета (строго говоря, «Сошники» были ее сельским вариантом) так прямо и называлась — «Черносотенец». Но всех трех вышеперечисленных газет, выходивших, надо признать, довольно нерегулярно, стоил «Казанский телеграф», издававшийся бывшим административно-ссыльным Н.А. Ильяшенко. Откровенно и прикровенно черносотенной была и значительная часть казанской профессуры — достаточно вспомнить тех же профессоров Засецкого и Высоцкого. Черносотенные взгляды были свойственны и некоторым казанским адвокатам. Существовали в Казани и общественные организации, в том числе спортивные, устав которых прямо запрещал членство в них евреям по вере и национальности.

В заметках совершенно невозможно дать развернутую картину казанского интеллигентского антисемитизма. Поэтому автор решил привести всего лишь один пример начала прошлого века.

Казанской сенсации — 103 года

Волшебная феерия
«НА УГОЛОВНОЙ ГРАНИ»
Часть первая: «КАЛЕРИЯ, СИРОТКА ИЗ КАЗАНИ».
Вторая часть:
«НЕВИННАЯ,
иль
ЖЕРТВА ГНУСНОЙ СТРАСТИ».
Часть третья (очень длинная):
«ДИТЯ В ЗВЕРИНОЙ ПАСТИ»
В четвертой части:
«ГАДИНА
В МЕЧТАХ О ДЕТСКОМ ТЕЛЕ».
И в пятой:
«ЧЕСТЬ УКРАДЕНА,
или
СКАНДАЛ В ОТЕЛЕ».
Шестая часть (является впервые на подмостки):
«ПРОФЕССОР ЗАБАВЛЯЕТСЯ,
иль
БЕДНЫЕ ПОДРОСТКИ».
Седьмая часть (скандальная):
«В БЕДУ ПОПАЛ С ДЕВИЦЕЙ».
И часть пока финальная:
«ПРОФЕССОР ЗА ГРАНИЦЕЙ».

Этот рифмованный и стилизованный под театральную афишу текст под заглавием «Кинематограф в жизни» 8 апреля 1914 года появился в «Московской газете».

А началось все с заметки «Казанский маркиз де Сад». Она появилась в петербургском «Дне» 26 марта того же года и была подписана псевдонимом Казанец. Там была описана история со взятием «на воспитание» у бедной матери ее малолетней дочери Калерии. Подробности «воспитания» стали подлинно всероссийской сенсацией: профессор оказался склонным к садизму педофилом. Профессором был Константин Сергеевич Мережковский. Биограф характеризует его так; «Зоолог, антрополог, ботаник, альголог и лихенолог, исследователь диатомовых водорослей и лишайников. Один из основоположников теории симбиогенеза. Написал ряд пионерских работ по симбиогенезу, насыщенных поистине гениальными прозрениями. Указал на эволюционное значение неотении и олигомеризации органов. Был активен и как литератор. Утопия «Рай земной», увидевшая свет в Берлине в 1903 году сразу на русском и немецком языках, не имеет в русской литературе аналогов; ему же принадлежит неопубликованная поэма «Слеза Брамы» — пример квазихудожественного восприятия идей древней индийской философии. Итоговый философский труд К.С. Мережковского на французском языке «Схема новой философии Вселенной» (1919) был опубликован менее чем наполовину, оставшаяся часть его так и осталась лежать в отделе рукописей Женевской публичной библиотеки. Между тем сам Константин Сергеевич видел себя как автора этого труда в одном ряду с Коперником.

И этот же человек был самым живописным и колоритным русским извращенцем XIX—XX веков, самой яркой и цельной личностью Серебряного века, «русским маркизом де Садом», как его с полным основанием именовали шокированные современники. Другой яркой чертой этого человека был его патологический антисемитизм».

Его жизнь неразрывно связана с Казанью. Здесь он достиг вершины своей карьеры — должности ординарного профессора по кафедре ботаники Казанского университета. Здесь же открылась и другая сторона его жизни — жизни садиста и педофила, насиловавшего девочек в возрасте от трех до четырнадцати лет, сотрудничавшего с Охранным отделением и писавшим доносы на коллег-профессоров, некоторых из которых он уличал в тайном еврействе, других же — в покровительстве евреям.

Недостаток места, а также цензурные ограничения (с описанием способов суицида сейчас строго) заставляют лишь коротко напомнить о его печальном конце: в гостиничном номере в Лозанне он сконструировал и привел в действие хитроумное сооружение для собственного умерщвления.

Одним словом, если отечество и погибнет, то не из-за евреев. Оно погибнет от профессоров-юдофобов. На этом мы и простимся с терпеливыми читателями.

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором

Новости партнеров