Евреи Казани: кантонисты и купцы, выкупленные места в храме и перестраиваемая синагога

Заметки о казанских евреях и антисемитах. Часть 1

Вечером 10 апреля начнется еврейская Пасха (Песах). В преддверии праздника краевед, колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский специально для нашей интернет-газеты написал колонку об истории казанских евреев: первых кантонистах и купцах. Кроме того, он поведал о перипетиях строительства синагоги в городе.

Кантонисты — первые евреи в Казани

Когда вечером 10 апреля покажется первая звезда, верующие евреи начнут праздновать Пасху (Песах). На столах на специальных блюдах появится ритуальная пища в воспоминание жизни в Египте, доме рабства и об Исходе. Будет на столе и вино — лучшее, какое только может себе позволить хозяин. Будет стоять и отдельный бокал с вином для пророка Илии (Элияху) — он незримо входит в каждый дом, где празднуют. И однажды он возвестит о пришествии Мессии и к этому надо быть готовым.

Есть еще одно апрельское событие. Произошло оно 99 лет назад: тогда в апреле 1918 года в Народном доме в Петрограде наш великий земляк Федор Шаляпин пел на древнееврейском «Атикву». 30 лет спустя эта поразительной красоты песня («Атиква» в переводе — «Надежда») стала гимном воссозданного через два тысячелетия Израиля.

Оба события — неплохой повод коротко рассказать о казанской еврейской общине и казанских евреях вообще.

Сразу следует сказать, что в заметках не будет сколько-нибудь полной истории местного еврейства. Если пытаться втиснуть все в 10—11 тысяч знаков, то будет скороговорка, если писать обо всем с некоторой степенью развернутости, то не обойтись и 100 тысячами. Поэтому автор решил дать немного общего и сосредоточиться подробней на отдельных штрихах.

Оставим в стороне древнюю историю. Здесь не будет ни слова ни о Хазарии, ни о Булгаре. Начнем с XIX века, когда присутствие евреев в Казани было не гадательным, а вполне определенным.

Казанская еврейская община официально существует уже ровно 120 лет. Конечно, и до 1897 года в Казани были евреи: в заметном количестве появились они тут в первой половине позапрошлого века. Это были так называемые кантонисты — малолетние ребята, практически дети, обучавшиеся в батальонах военных кантонистов ремеслу, пригодному в армии. Из этих батальонов путь лежал в войска, и, отслужив там огромный срок, они получали право, «уволившись в бессрочный отпуск», жить вне черты оседлости. Многие из так называемых «николаевских солдат» после службы селились в Казани. Большая часть из них была крещена — архив духовной консистории содержит множество дел о крещении кантонистов, но были и твердые в вере отцов.

Промышленники, торговцы, интеллигенция

Постепенно в Казани стали появляться евреи, занимавшиеся разрешенными для них видами деятельности: купцы первой гильдии, аптекари, врачи. Присутствие «еврейского элемента» стало вполне заметным.

Перечислим (с пропусками зарегистрированных, но не приступивших к работе) только те торгово-промышленные предприятия, которые имели организационную форму торгового дома или товарищества. Вот они:

  • Торговый дом «Вигдорчик, Гольдман и Вебер под фирмою «Кожа».
  • ТД «Волжско-Камской шапочной мануфактуры» (производство и торговля меховыми, шубными, шапочными и тулупными изделиями. Учредители: окончивший юридический факультет Казанского университета Александр Гиршевич Пригожин (распорядитель) и могилевский мещанин Исак Аронович Вол.
  • ТД «Волосова С. И Ко» — мануфактурная торговля. Учредитель: темниковская мещанка Сара Давыдовна Волосова.
  • ТД «Гавенский Б.Г., Витгенштейн И.Ш. и Ко». Кожевенное производство.


  • Торгово-промышленное товарищество «Гликин М.М. и братья». Торговля, выделка и разработка на всех рынках России и за границей всякого рода кож, шерсти, конского волоса и других товаров.
  • ТД «Гольдберг Братья и Ко». Покупка и выработка кож на их собственном кожевенном заводе и мастерских и торговля выработанных изделий (так в документе, — Л. Ж.)
  • ТД «Голицер И.Я. и Ко». Производство и торговля кожевенных изделий, выделка кож на заводе, расположенном в Адмиралтейской слободе.
  • ТД «Товарищество Гутман». Торговля стеклянными изделиями, хрусталем, лампами, фабрика металлических изделий в д. Гутмана на Левой наб. Булака.
  • ТД «Косман Л.С. и сын в Казани». Кожевенная торговля.
  • «Товарищество строительных работ братьев Магид». Принятие на себя от казенных, общественных, частных учреждений и лиц подрядов на железной дороге и другие строительные работы, поставка материалов и товаров.
  • ТД «Мариенштраус и Вульфсон в Казани». Яичная торговля.
  • ТД «Братья А. и В. Персон в Казани». Лесная торговля, эксплуатация лесопильного завода.
  • ТД «Г. Розенберг и Ко». Сфера деятельности: «эксплуатация театрального помещения на Большой Проломной улице в доме Меркулова».
  • ТД «М. Розенцвейг, Шмулевич и Ко». Торговля готовым платьем и мануфактурными товарами.
  • ТД «Братья И. и Я. Шерешевские». Торговля галантерейным товаром.
  • ТД «А.П. Милицын с сыновьями». Торговля обувью, головными уборами, дорожными вещами.
  • ТД «Р.А. Печатников с сыном». Торговля готовым платьем.

Полноты ради включим в список предприятие с владельцами караимского происхождения:

  • ТД «А.Мичри и Эзра Эгиз». Этот торговый дом был основан в Казани в 1876 году. Купцы Абрам Юфузович Мичри и Эзра Исаакович Эгиз имели сеть табачных магазинов в обеих столицах и Одессе и были владельцами табачной фабрики в Киеве.

А ведь было много заведений с иными организационными формами, также принадлежавших евреям: ими пестрят соответствующие разделы адресно-справочных книг. В смысле занятий еврейского населения Казань не была исключением: ювелиры, часовщики, слесаря, портные, фотографы, типографы, аптекарские служащие. В самом конце XIX века стали появляться евреи присяжные поверенные, врачи, дантисты, акушерки. Крещеные евреи порой занимали довольно значительные должности. Например, Лев Борисович Мандельштам стал губернским врачебным инспектором в Казани. Кстати, он состоял в родстве с отцом поэта О.Э. Мандельштама. А его сын Михаил, окончивший юрфак Казанского университета, стал весьма известным присяжным поверенным, был защитником Н.Э. Баумана на процессе в Москве.

Казанские (да и не только казанские) евреи охотно брали строительные подряды и проявляли здесь примеры расторопности. Далеко не все знают, что на строительстве Пассажа в Казани сделал себе имя подрядчик инженер М. Брук. Ему же вместе с Л. Бабицким обязан город стремительному возведению Каргопольских казарм (на этом месте сейчас городок танкового училища).

Еще одно сооружение, построенное при участии М. Брука, мы можем видеть неподалеку — это железнодорожная насыпь так называемого «Южного подхода» с мостами у Архангельского кладбища и на ул. Павлюхина.

Ну и об одном памятнике, связанном хоть и не с казанской жительницей, но все же еврейкой. Речь о Марии Львовне Диллон, авторе известного всем бронзового бюста Н.И. Лобаческовкого.

Слушай, Израиль… История казанской синагоги

В истории редки примеры, когда возрождаются государства, исчезнувшие сотни лет назад: на ум приходят разве что Греция и Армения. Рекорд поставил Израиль, возродившийся через два тысячелетия после изгнания евреев с родной земли.

«Шма, Исраэль, Адони элохейну, Адони эхад...» (Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ) — простые и величественные слова этой молитвы чаще всего в Казани звучали и звучат здесь, на улице Профсоюзной. Вы уже поняли, что речь пойдет о здешней синагоге.

Собственного молельного дома евреи не имели и богослужения проводили в арендованных помещениях. Община росла, но официально ее как бы не было: все документы о гражданском состоянии (браках, разводах, рождении и смерти) приходилось выправлять у московского или екатеринбургского казенного раввина, а это было неудобно. После регистрации общины был избран ее членами и утвержден в должности губернатором казанский казенный раввин, которому были выданы метрические книги.

По законам того времени, вне черты оседлости строительство синагог запрещалось вообще, допускалось лишь возведение молитвенных домов (хотя сказать, чем конкретно отличалась синагога от молитвенного дома, автор заметок не может), и то с большими ограничениями: они должны были быть подальше от церквей, а их внешний вид ничем не должен был отличаться от обычных зданий.

Сначала хотели возвести молитвенный дом в районе нынешнего Центрального рынка, но пока длилась волокита с утверждением проекта, часть выбранного участка была продана. Старая молельня, приведенная в порядок после погрома в октябре 1905 года, находилась на Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзной) в доме Смоленцева, откупленного в 1912 году казной для строительства Госбанка, и встал вопрос о новом помещении. Тут-то и решились, наконец, на строительство собственного здания для молельного дома и выбрали для этого участок Тихомирнова (ранее купца Беленкова) на той же Малой Проломной. Сначала стоявший здесь двухэтажный дом хотели просто перепланировать и надстроить на этаж, но оказалось, что дом держался на честном слове и мусоре: у него не было даже фундамента — именно так и написано в архивном документе. Кроме этого, хлопот добавила стена, подпиравшая откос в глубине участка. В конце концов технические проблемы были решены: откосы укреплены новой стеной, старый дом разобран полностью. Труднее было с административными препятствиями: городские власти нашли, что молитвенный дом будет слишком близко от церквей. Но за евреев заступились губернские власти, и, скрепя сердце, недоброжелатели уступили. О том, сколько это стоило евреям, история скромно умалчивает.

Интересно смотреть списки жертвователей на молитвенный дом: разница в суммах была очень значительной. Правда, некоторые заведомо богатые люди ограничивались скромными суммами. Содержатель трех кинотеатров и основатель Большого драматического театра Гирш Розенберг пожертвовал лишь 100 рублей.

Но как бы там ни было, здание было построено, к февралю 1915 года в нем устроили паровое отопление и окончательно отделали. 12 февраля комиссия членов губернского правления составила акт осмотра здания. Ровно через месяц, 12 марта того же года, молитвенный дом был освящен: кантор из Баку Френкель совершил богослужение. Само собой, синагогальный хор пропел русский гимн на древнееврейском и были посланы телеграммы в адрес государя и верховного главнокомандующего.

Часть денег на строительство собиралась оригинальным, чисто еврейским путем — путем покупки или аренды постоянных мест в молельном зале. На спинках кресел крепились таблички с именем владельца, и еще долго после закрытия синагоги в мае 1929 года посетители клуба еврейской культуры читали латунные письмена: Персон, Гликин, Аврех и т. д. После закрытия синагоги здесь размещался уже упомянутый клуб, затем Дом пионеров, позже — Дом учителя.

В 1940 году здание молитвенного дома, выстроенное в стиле модерн, перестраивается по проекту местного архитектора Р. Муртазина. Высокий и просторный молельный зал перекрывается — так получился дополнительный этаж для размещения администрации дома и кружков. Изменился и фасад: был пробит новый вход, подковообразные проемы стали прямоугольными, парные вытянутые окна второго и третьего этажей были объединены. Здание приобрело фронтон, украшенный барельефом Ленина. Свершилось сказанное в 78-м псалме: «Боже! Язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой...».

Но прошло время, и вновь в доме на Профсоюзной звучит «Слушай, Израиль...». Конечно, евреи не хуже и не лучше других людей, но все-таки именно о них сказано в Библии: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Псалтирь,32:12).

Где евреи, там практически всегда рядом есть антисемиты: так повелось еще со времен амаликитян. Казань отнюдь не была исключением. Напротив, она была одним из центров русского черносотенства и антисемитизма. Причем, как и положено университетскому городу, тон здесь задавала профессура.

Но об истории казанского еврейства при Советах и казанском антисемитизме мы расскажем во второй части наших заметок.

Продолжение следует

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором

Новости партнеров