Рустам Минниханов: «Ильсур Раисович… давайте уберем перекупщиков, чтобы у вас коррупции не было…»

IV расширенное заседание Совета по предпринимательству: как президент Татарстана устроил разнос мэру Казани и городским властям, а Сидякин перевел стрелки на Левитина

На прошедшем сегодня заседании Совета по предпринимательству РТ корреспондент газеты «Реальное время» уже не увидел Ильдара Халикова, ушедшего с поста премьер-министра РТ в начале недели, зато обнаружил вице-премьера РТ Алексея Песошина, ставшего для президента РТ, судя по всему, «левой рукой» — к нему непосредственно с поручениями часто обращался Рустам Минниханов. Странным образом отсутствовал министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов (хотя два из семи вопросов касались именно АПК Татарстана), в результате под шквалом президентской критики оказался его заместитель. Больше всего, однако, «попало» от Рустама Минниханова мэру Казани Ильсуру Метшину и вообще казанским властям. Самой громкой темой стала критика президентом РТ Министерства транспорта РФ, новые требования которого к безопасности транспортных средств Минниханов назвал «глупостями».

Отсутствие Ильдара Халикова — и Алексей Песошин как «левая рука» президента РТ

Сегодня прошло четвертое расширенное заседание Совета по предпринимательству при президенте РТ (третье состоялось 6 декабря 2016 года), которое транслировалось онлайн. Несмотря на основную сегодняшнюю проблему — турбулентность банковской системы РТ наряду с крахом Татфондбанка — на встрече о ней не упомянули ни разу. Возможно, потому, что в число проектных групп, представители которых выступили в роли «ходоков» к президенту Рустаму Минниханову, не вошли банковские группы. Возможно, потому, что проблема ТФБ и так заслонила другие проблемы бизнесменов, которыми власти РТ, уже частично «обезглавленные» (премьер-министр РТ Ильдар Халиков покинул Кабмин в начале этой недели), все же решили заняться. Как и в прошлый раз, модератором дискуссии стал один из предпринимателей РТ.

Сегодня им стал известный в Набережных Челнах активный Олег Коробченко (фирма «Кориб», ставшая недавно резидентом созданной в прошлом году ТОСЭР). Как и в прошлый раз, сам секретарь совета, обычно модерирующий встречи предпринимателей с властями РТ и надзорными органами в рамках проекта «Бизнес и власть», сел позади президента РТ справа, чтобы вовремя шептать и подсказывать Рустаму Минниханову нужные цифры и точные формулировки. Другим любопытным фактом стало явление вице-премьера РТ Алексея Песошина (исполняющего обязанности премьер-министра РТ), сидевшего по левую руку от президента: Минниханов почти после каждого вопроса публично давал ему какие-то поручения, а Песошин спешно записывал их в блокнотик. Для сравнения, на прошлом заседании вместо Песошина сидел вовсе не Ильдар Халиков, а Фарид Мухаметшин. По сути, Минниханов впервые «вывел в люди» Песошина в качестве второго лица в республике.

Рустам Минниханов предложил бизнесу составлять рейтинг муниципалитетов

В отличие от последнего заседания предпринимателей было меньше (по словам Коробченко — 208, по словам Нагуманова — «порядка 300»). Тогда собрались 260 бизнесменов, трансляцию посмотрели более 4 000. Всего в зале на этот раз собрались более 400 человек. Модератор напомнил, что в рамках совета было создано 50 проектных групп, в которых участвуют порядка 1000 предпринимателей и 250 представителей властных структур, а также было проведено 300 заседаний. Он напомнил, что на уровне Татарстана далеко не все вопросы можно решить. Но «есть те, в решении которых смогут помочь присутствующие в зале депутаты Госдумы РФ». Этим присутствующим был Александр Сидякин, которого сам президент РТ, кстати, то и дело поднимал: во всяком случае, кажется, чаще, чем собственных подчиненных. Так или иначе, на заседании решали «системные проблемы любого региона», а не только Татарстана. Сам Рустам Минниханов заметил, что, по его мнению, проектные группы совета работают эффективно, и на нынешнем заседании рассмотрят предложения еще семи проектных групп (в прошлый раз выслушали восемь представителей проектных групп). Он также выразил пожелание, и это стало одной из главных новостей встречи, «чтобы бизнес сам делал рейтинги по нашим муниципалитетам»:

— Чтобы мы могли оценивать ту среду, в которой бизнес развивается, — отметил президент РТ, дав понять муниципальным властям, что отныне у него появляется второй канал коммуникаций…

Из-за внедрения онлайн-касс более 70% магазинов на селе РТ могут закрыться

Первый доклад на сегодняшнем заседании коснулся проблемы внедрения онлайн-касс (обязательных с 1 июля 2017 года для торговли, общепита, турагентств и проч.). В частности, внедрения таких касс в отдаленных сельских поселениях, где зачастую на все село один магазин, да и в нем работает продавщица, никогда в жизни не выходившая в интернет и не умеющая порой пользоваться компьютером. Позиция властей РФ: обновленные кассовые аппараты будут передавать информацию через интернет в налоговые инспекции (что как будто должно увеличить налоговые платежи). Владельцы точек на селе со своей стороны упирают на дороговизну таких касс — они стоят 17—25 тыс. рублей. Все это может грозить массовым закрытием магазинов на селе в Татарстане. При этом власти РТ могут определить пункты «труднодоступные и удаленные», которые в итоге освободят от необходимости иметь онлайн-кассы. У властей РТ есть даже их перечень от 2005 года, но он «требует срочной актуализации». Представитель группы, сельский предприниматель Рустам Назипов (владелец трех магазинов в удаленных сельских поселениях) припугнул власти РТ, заявив, что «более 70% нас могут уйти с рынка торговли на селе», а сами онлайн-кассы скорее эффективны для установки в городах, особенно у сетевиков и вообще в «больших магазинах».

— Дело не в стоимости оборудования даже! Мы же лишаемся доходов минимум на два месяца, вынужденные приобрести новые аппараты. Придется возмещать затраты на подключение к интернету, на обслуживание аппарата специалистами из города, обучение персонала (среди пожилых продавцов вообще паника! — они боятся, что не смогут освоить компьютерную технику и им придется уйти с работы…). А как мы будем обходиться без долговой тетрадки и традиционной продажи в долг на селе — не представляю! — жаловался Назипов. — Не проще ли вообще закрыть магазины? Нам сегодня необходимо применять четкие критерии определения населенных пунктов, которые можно будет освободить от онлайн-касс, обращаюсь к вам, Рустам Нургалиевич…

Как бизнес «победил» главного налоговика РТ, пролоббировав президенту РТ свои условия

Проектная группа предложила выделить «льготников» — либо населенные пункты с населением до 500 человек (чаще всего там находится только один магазин), либо пункты с населением до 1000 человек (там, как правило — два магазина). Поднятый по знаку президента РТ глава ФНС РФ по РТ Марат Сафиуллин заявил, что «понимает, перечень 2005 года требует обновления», но сам перечень налоговики обновлять не могут — это в компетенции Кабмина РТ. Предложение главного налоговика — освободить от онлайн-«обузы» пункты с населением до 500 человек. Отвечая на упреки бизнеса в дороговизне аппаратов, он отметил, что число производителей новых ККМ увеличится, и выразил надежду, что тем самым и их «стоимость будет снижена». Бизнес встретил и предложение, и ответ на упреки скептически. Рустам Минниханов сначала предложил согласиться с Сафиуллиным: освободить от онлайн-касс пункты с населением до 500 человек, а для пунктов с населением до 1000 человек сделать переходный период на два года:

— Я не думаю, что мы будем нести большие потери. Тем более, сельские жители и так по обеспечению торговым обслуживанием находятся в неравных условиях и дивидендов от этого [внедрения онлайн-касс на селе] не получим, — заявил президент РТ.

— Оставим пункты с одним магазином — значит, оставим монополистов. Нужны как минимум два конкурента. Предлагаю освободить от новых касс пункты с населением до 1000 человек, — осмелился не согласиться с Миннихановым его тезка Рустам Назипов, к слову, под разразившиеся аплодисменты.

— Хорошо, договоримся, что даем переходный период на три года для населенных пунктов до 1000 человек. Если вы не возражаете…, — обратился он к Марату Сафиуллину, который тут же отрицательно мотнул головой (мол, «что вы, что вы, полностью согласен!»), сразу позабыв о своем предложении. — Только вы и прокурор тут можете возразить, остальные могут только аплодировать! Я работал в системе потребкооперации и хорошо ее знаю, она разрушена сегодня, и сельский житель и так ощущает дискомфорт, не будем усугублять.

«Повылезало огромное число псевдофермеров — продавцов дешевого товара неизвестного происхождения»

Вторым больным вопросом стал тоже «сельский». На этот раз президенту РТ жаловались сами фермеры, от лица которых выступила Алла Петрова из Алькеевского района. Причиной стали ярмарки в городах. А именно, появление на торговых точках ярмарок не самих фермеров, а перекупщиков, торгующих некачественной продукцией. Фермеры потребовали от властей (прежде всего у мэра Казани Ильсура Метшина, сидевшего сзади слева, рядом с Тимуром Нагумановым) прозрачности схемы размещения фермеров-торговцев на городских шатровых ярмарках, так как сегодня сельчанам приходится занимать точки накануне, чтобы защитить себя от недобросовестных конкурентов. В числе проблем: нехватка электричества, тепла, парковок, информационной поддержки, притом, что шатровые ярмарки сегодня — единственный шанс фермеров «заявить о себе».

— Повылезало огромное число псевдофермеров — продавцов дешевого товара неизвестного происхождения. Сомнительное качество якобы фермерской продукции вводит наше небогатое население в заблуждение. Люди убеждены, что покупают свежее и домашнее, а так ли это — не всегда известно. Это является барьером для реальных производителей, так как их продукция всегда объективно дороже! Мы хотим, чтобы власть уточнила критерии отбора участников ярмарки! Им должен стать пакет документов, подтверждающих наличие производства продукции.

Позицию Минсельхоза РТ представлял, как ни странно, не сам министр Марат Ахметов (отсутствующий на заседании, где две проблемы касались именно села), а его заместитель Николай Титов, который, оправдываясь, признался, что сначала шатровые точки было тяжело заполнять, тяжело было изменить менталитет самих селян, в итоге привлекли поначалу ИП (читай — перекупщиков). Титов также заявил, что критерии уже есть, приказ Ахметовым подписан, с городскими властями «все согласовано». «Я как фермер, например, куда должен обращаться?», — поинтересовался у Титова президент. Тот тут же заметил, что министерство разослало некие письма во все муниципалитеты, они довели информацию до фермеров, в том числе через главу Ассоциации фермеров РТ Камияра Байтемирова: мол, любой желающий торговать может написать заявление начальнику управления (видимо, управления торговлей МО), и его в два дня рассмотрят.

«Ильсур Раисович… давайте уберем перекупщиков, чтобы у вас коррупции не было…»

— Система работает или нет? — обратился Минниханов к Байтемирову, который тут же на эту систему пожаловался:

— Власти дают разрешение на реализацию товаров до 12 часов, фермеры не успевают реализовать продукцию!

— Почему только до 12? — удивился Минниханов.

— Так вот, решили…, — виновато заметил замминистра сельского хозяйства.

— Почему так решили?!

— Нам показалось, что времени с шести утра до 12 часов, достаточно для реализации…

— Сделайте до двух—трех часов дня, какая разница?! Эти площадки сделали для тех, кто сможет продать. Какой смысл в шесть утра приезжать? Я знаю во сколько приходят туда — в 9—10 утра, — возмутился президент, а на реплику Титова, что горожане очередь и в три утра занимают, резко заметил. — Значит, увеличивать число площадок надо! Ильсур Раисович [Метшин, мэр Казани], давайте увеличим число площадок — это раз. Во-вторых, уберем перекупщиков, чтобы у вас коррупции не было, чтобы торговали не те, кто имеет доступ к чиновнику, получают какую-то справку и торгуют! Не надо два дня рассматривать, оперативно надо рассматривать!

Байтемиров, обрадовавшись обратной связи, тут же попросил право для своей ассоциации порулить одной—тремя ярмарочными площадками, пообещав их и благоустроить. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

После того, как президент РТ походя язвительно прошелся по коррупционности казанской мэрии, он обратился уже к и. о. премьера РТ Алексею Песошину, попросив создать его вместе с Министерством сельского хозяйства и Ассоциацией фермеров регламент. Байтемиров, не удовлетворившись, еще раз уколол казанские власти, раскритиковав площадки для ярмарок, требующие благоустройства и реконструкции. На что Минниханов посоветовал Ильсуру Метшину, а также Минстрою РТ и Минтрансу РТ принять участие в улучшении «материально-технической базы»: «Не думаю, что это большие деньги! До летнего сезона надо все привести в порядок!». Байтемиров, обрадовавшись обратной связи, тут же попросил для своей ассоциации право порулить одной—тремя ярмарочными площадками, пообещав их и благоустроить. Президент РТ, рассмеявшись, попросил Метшина дать команде Байтемирова «попробовать», предоставив им для этого две ярмарочные площадки.

Как министры и надзорные органы искали, на кого бы переложить ответственность за перепланировку нежилых помещений, и пока не нашли…

Бурное обсуждение вызвали проблемы узаконивание перепланировок нежилых помещений на первых этажах жилых зданий: компании обращаются за этим в Регпалату РТ, а им в 95% отказывают. Суды, куда бизнес обращается следом, в 50% разрешает делать перепланировку. Но порой суды затягиваются, а пока «суд да дело» — бизнес стоит. Схемы узаконивания перепланировки пока нет ни на региональном, ни на федеральном уровне. Андрей Савельев, президент гильдии риэлторов РТ, обвинил в ситуации бюрократию, особенно досталось вновь команде Ильсура Метшина: Савельев сослался на то, что в отдельных городах РТ — Челнах, Нижнекамске, Альметьевске — городские власти предоставляют подобные муниципальные услуги:

— А в Казани такой процедуры нет!

— Я не юрист, но могу сказать, что любая перепланировка не должна нести угрозы безопасности. Касательно изменений, не несущих угроз разрушения, не вижу проблемы. Почему нужно какое-то решение федерального уровня? Кто у нас тут с регистрационной палаты? — поинтересовался президент.

Замруководителя Регпалаты РФ по РТ Альберт Хайрутдинов заявил, что палата не может давать заключение о безопасности перепланировки, а частники — «знаем, каким образом они заключение дают» («Кривые бумаги!», — согласился Рустам Минниханов). Вторым поднятым президентом РТ чиновником стал начальник Госжилинспекции РТ Сергей Крайнов, заявивший, что прямо сейчас в Госдуму внесен законопроект, который позволяет передать полномочия о разрешении перепланировки муниципалитетам. В регламенты Челнов, Альметьевска, Нижнекамска эти изменения уже внесены: если их внесут и казанские власти, проблема будет решена. Депутат Сидякин в свою очередь напомнил о рухнувшем в Новокузнецке дома из-за такой «бизнес-перепланировки». По его словам, проблема в том, что у Госжилнадзора нет контроля над происходящим с нежилыми помещениями — в результате депутаты Госдумы внесли законопроект, но чтобы его принять (если его вообще подпишет президент РФ) потребуется никак не меньше четырех месяцев. Услышав о сроках, Рустам Минниханов огорчился, предложив, пока депутаты Госдумы обсуждают законопроект, на региональном уровне решать проблему команде Алексея Песошина, который тут же начал строчить указания президента в своем блокноте. Но не все оказалось так просто. Самовольно поднявшись со своего стула министр строительства РТ Ирек Файзуллин воскликнул:

— Только проектная организация, в ведении которой дом, может давать оценку! Но у нас, особенно у старого панельного жилья, нет проектировщиков, тех советских институтов, уже в природе! Надо определить, какая организация смогла бы это делать — допустим, Татинвестгражданпроект, еще кто-то.

Утомленный десятиминутным «бюрократическим футболом» и отчаянной попыткой чиновников министерств и ведомств найти ведомство, на плечи которого можно переложить всю ответственность (отвечать за возможные разрушения жилых домов, разумеется, не хотел никто!) Минниханов ухватился за предложение Файзуллина, как за спасательный круг, и предложил в ближайший срок найти организацию, которая готова будет выдавать разрешения предпринимателям.

Кто ответит за грязную питьевую воду в Татарстане?

После чего все с облегчением перешли к четвертому вопросу повестки дня: использованию водозаборных скважин. Тут же выяснилось, что больше половины из них эксплуатируются незаконно, без лицензии, на получение которой надо минимум год. У 30% скважин статус вообще не определен. Ответственных найти невозможно! Проектная группа совета пришла к необходимости анализа всех скважин Татарстана. Владимир Кожевников, директор Центра эколого-геологических и геодезических исследований РТ, вообще заявил, что «значительная часть скважин не имеет ни лицензии, ни владельца», и скважины используются в итоге «как попало»: «Качество воды такое, что ее не только пить нельзя, но и руки мыть ею я не советовал бы! Прилегающая территория захламлена отходами жизнедеятельности, и не только человека. Лицензия определила бы отношение к воде как к ресурсу, это же не просто красивая бумажка! Штраф для юридического лица сегодня — от 800 тыс. до 1 млн рублей. Это сопоставимо с затратами на обустройства скважин!». Предприниматели, услышав слово «лицензия» и представив возможные бюрократические барьеры, приуныли. Однако оказалось, что основной удар критики пришелся на республиканских чиновников: до сих пор нет точной информации о числе скважин и их состоянии (откуда тогда выше обозначенные цифры — неизвестно…). Действия органов не согласованы. Кожевников предложил президенту РТ провести инвентаризацию скважин под эгидой Минстроя и Минсельхоза, добавив не без ехидства, что сделать это нужно «без привлечения контролирующих органов — иначе достоверная информация вряд ли будет доступна». Рустам Минниханов не скрывал изумления:

— Ирек Анварович [Файзуллин]? Мы, по-моему, начали работу?

— По своим скважинам начали, но они составляют всего 15% от всех скважин, а есть те, которые находятся на балансе у Минсельхоза! — «перевел стрелки» министр строительства РТ на Марата Ахметова (пользуясь, видимо, его отсутствием…). — Дорогая это и тяжелая работа: решать, ставить водоочистку или нет. Почти 100% воды Татарстана требует очистки для питья. Но 80% вода из скважин в основном идет на полив, 10—20% на питье.

Минниханов, выслушав министра, вновь заставил Песошина записать поручения о повальной инвентаризации скважин и решить, что с ними делать.

Как президент РТ раскритиковал Минтранспорта РФ

Пятый вопрос — о чрезмерных требованиях к транспортной безопасности, касающихся как пассажирских перевозок, так и перевозок опасных грузов — стал поводом для критики Рустамом Миннихановым федерального Министерства транспорта РФ, введшего с 2014 года четыре этапа, которые должно пройти каждое новое транспортное средство автопарка предпринимателей. Все это влетает в копеечку — на одно транспортное средства придется выделять по 150 тыс. рублей! Получилось, впрочем, «как всегда»: прохождение процедуры занимает по полгода, новые автобусы и грузовики стоят без дела, бизнес несет убытки. Из 1 190 средств в РТ, например, оценку уязвимости прошли лишь 63. А в преддверии крупных событий — того же ЧМ по футболу РФ — чиновники и вовсе начнут лютовать. Предприниматель, работающий в сфере пассажирских перевозок, Ильнур Тимергалиев привел такой пример: покупает он автобус за 80 млн рублей в лизинг, каждый месяц необходимо выплачивать за него по 200—300 тыс. рублей. Но из-за новых требований к безопасности автобусы стоят на приколе порой по году. Сами же «требования к безопасности» сводятся к установке камер видеонаблюдения, замка на аккумулятор и центрального замка не установишь: плати штраф до полумиллиона рублей.

Логично учитывать эти требования на первоначальном этапе производства транспортного средства самим изготовителем! Иначе, какой смысл производить автобусы не соответствующие транспортной безопасности? Регулирование избыточно и не достигает заявленной цели! Прошли процедуру 12% компаний РТ. А 88% оставшихся могут прекратить свою деятельность, легко представить, чем все это обернется! — припугнул Тимергалиев власти РТ, попросив Минниханова лично поручить депутатам Госдумы «включиться в разрешение вопроса.

Рустам Минниханов — Александру Сидякину: «И к Левитину обратимся, не помешает!»

— Если автобус произведен, он уже сертифицирован [на этапе производства]! Какие еще могут быть доработки?! — возмутился нормативами Минтранспорта РФ президент РТ. — Это же уже вмешательство в конструктивные особенности будет — глупости какие-то! Полгода получать разрешение — что это за бизнес?! Сидякин, возьмите на контроль! Будем стучать во все двери. Но это абсурдные вещи, короче говоря!

Сидякин, закивавший сразу же на просьбу Рустама Минниханова, рискнул было «перевести стрелки» на «министра транспорта РФ Игоря Левитина», который вообще-то с 2012 года им не является, став помощником Владимира Путина (впрочем, возможно, вопросом этим Левитин занимается уже в новой должности) — министр транспорта РФ сегодня Максим Соколов. Но президент РТ тут же отрезал:

— И к Левитину обратимся, не помешает!

«Не надо двух комиссий! Статус резидента — и автоматом идет получение участка! Какие еще комиссии?!!»

По оставшимся двум болевым точкам президент РТ почти не стал даже заслушивать докладчиков, решая их на лету. К примеру, челнинские бизнесмены пожаловались на то, что вход для инвесторов в ТОСЭР оказался проблематичным на этапе получения земельного участка. Как оказалось, даже став резидентом потенциальный инвестор вынужден пройти две процедуры согласования в разных инстанциях, на что уходит четыре месяца. Сократить время прохождения не мешало бы раза в два, дали понять Минниханову. Президент предложил разрубить «гордиев узел» просто: сделать так, чтобы получившему статус резидента ТОСЭР выделяли землю автоматом. Как это сделать, он поручил разобраться Алексею Песошину. А на робкое предложение своего помощника Айрата Нурутдинова решить вопрос «созданием второй комиссии» Минниханов отреагировал мгновенно:

— Не надо двух комиссий! Статус резидента — и автоматом идет получение участка! Какие еще комиссии?!!!

Почему бизнес не спешит в Иннополис?

Наконец, финальной точкой стала «реклама Иннополиса», с которой выступил предприниматель Адель Ягудин, открывший в айти-городе кофейню и бар. Ягудин и озвучил главную проблему Иннополиса, которая состоит не в отсутствии инфраструктуры для инвесторов (с этим-то как раз все замечательно — коммерческие площади на первых этажах раздают почти даром, по 100 рублей за кв. м!), а в том, что мало самих инвесторов… Ягудин назвал ситуацию «абсурдной»: при крайне привлекательном инвестиционном климате — в городе ощущается нехватка сервиса! Что же вы, предприниматели, не идете сюда, вопрошал Ягудин, рассказывая о том, что работает в Иннополисе с плюсовой операционной прибылью. Спрашивается, зачем ему конкуренты? Ягудин заявил: конкуренты нужны, чтобы удержать жителей Иннополиса в городе в выходные и праздничные дни. Судя по всему, пока иннополисовцы едут развлекаться в Казань…

— Мы по Иннополису проблем с инфраструктурой не имеем, — признался Минниханов. — Но были бы рады, если предприниматели начнут там бизнес. Может, и полторы-две тысячи жителей всего там, но город будет расти [из зала послышалась отчаянная реплика мэра Иннополиса Руслана Шагалеева: «К трем тысячам население уже приближается!»]. Только недавно утвердили пять новых резидентов и заключили соглашения с тремя новыми партнерами.

Сергей Афанасьев, фото prav.tatarstan.ru, видео Камиля Исмаилова
Гильдия риэлторов ТатарстанаСавельев Андрей Юрьевич

Новости партнеров