«На тему суицидов разговаривать не нужно...»

Как чиновники и депутаты из Татарстана призвали бороться с «каким-то сервисами», фильмами ужасов, GTA и даже игрой «Виселица»

Татарстан внесет свои предложение в законопроект Ирины Яровой, касающийся введения ответственности для администраторов так называемых «групп смерти». По мнению депутата от Татарстана Ирека Зиннурова и республиканских чиновников, кроме интернета к суицидам могут призывать компьютерные игры, телевидение и даже жвачки. Все продукты, которые могут нанести вред здоровью и жизни подростков, нужно запретить, решили взрослые, несмотря на то, что согласно исследованиям, проведенным ими же, причиной суицидов являются проблемы в семье, неразделенная любовь и конфликты со сверстниками. Подробнее — в материале «Реального времени».

Сопливые уроды с телевидения

— Телевидение переполнено сценами насилия, убийств, есть даже ТВ канал с фильмами ужасов и эти фильмы крутятся целыми сутками! — эмоционально начал выступление депутат Госсовета Рифат Ганибаев.

На секунду показалось, что Ганибаев перепутал кабинеты и пришел на пресс-конференцию, посвященную не подросткам, а пенсионерам. Ведь пока все судачат о том, что Кремль промахнулся и вместо того, чтобы следить за соцсетями, продолжает тотально контролировать телевидение, которое подростки не смотрят (именно с этим связывают то, что на протестные акции 26 марта в основном пришли школьники и студенты), Ганибаев уверен, что ТВ — самое главное зло.

— Есть телеканал с фильмами ужасов! Что там полезного?! Там сопливые уроды бегают и грызут друг-друга, — продолжал депутат-единоросс.

Потом Ганибаев обмолвился, что у него есть 16-летний сын и стало вдвойне непонятно, почему всему виной депутат считает ТВ? Но в итоге он все-таки затронул тему интернета. Он сказал, что дети со своей любознательностью и тягой к знаниям и здесь находят почву (какую именно не уточнил) и что родители даже не догадываются «какими сервисами они там пользуются», поэтому … нет, не родителей надо просить быть внимательнее к своим детям, а

— Отслеживать эти сервисы, глушить, уничтожать — это одна из первых задач, которые человечеству надо решать! — закончил Рифат Ганибаев.

Жуй, жуй, глотай

Наряду со всем известными суицидальными группами в социальных сетях, к самоубийствам подростков могут толкать и вещи, к интернету отношения не имеющие. Беда пришла откуда не ждали, а именно от производителей жвачки. Не с наркотиками, о которых родителей предупреждает вирусная рассылка в мессенджерах, а самая обычная резинка из ТВ-рекламы. Тут замминистра образования Лариса Сулима показала журналистам яркую упаковку жвачки «Файв», с вкладышами, где написаны задания, которые нужно выполнить. Среди безобидных, вроде «спой» или «станцуй», есть действительно неоднозначные.

— «Поднимись на самую высокую точку в городе и сделай селфи». «Ты когда-нибудь пакостил соседям? Поделись ответом в соцсети», «Ты издевался над учителем? Поделись как ты это умеешь это делать», «Одевайся во все черное», — зачитывала Лариса Сулима.

Педагоги, возмущенные заданиями, обратились в прокуратуру, и жвачку начали из магазинов изымать, рассказала она.

— Мы привлекли внимание общественности, заявили в прокуратуру, как только прокурор приходил в магазин, информация доходила до поставщиков, и они эту продукцию изымали. Но ведь кто-то эту игру придумал, поставил в магазины жвачку — это цепочка людей, которая представляет угрозу жизни и здоровью детей. Поэтому этот закон очень необходим. Не только интернет, но и различная продукция может быть небезопасна для детей, — объяснила Лариса Сулима почему поддерживает инициативу депутатов от Татарстана дополнить антисуицидальный закон Ирины Яровой новыми пунктами.

Киборги, гонки, виселица

Само собой, не могли чиновники и депутаты не упомянуть еще одно зло, которое в последнее время суицидальные группы задвинули на второй план. Это компьютерные игры.

— «Беги и умри» — эта игра, когда ребенок должен перебежать дорогу перед близко идущей машиной, это последствия компьютерной игры GTA-5. Это игра, которая провоцирует ребят на деструктивное поведение. И пока у нас закон не позволяет привлекать тех, кто производит игры, — сказала Лариса Сулима и призналась, что проглядела, как опасная игра появилась у ее сыновей.

— Когда я рассказала об этом своему младшему, старший говорит: «Да он же играет в GTA! У него она есть». Я удивилась, оказывается это лицензионная игра за три с половиной тысячи рублей мной купленная, может принести вред ребенку! Все эти киборги, гонки…

— А гонки-то как могут повредить? — возмущенно перебил кто-то из молодых журналистов в первом ряду.

— Машины переворачиваются, разбиваются! — попыталась убедить молодежь в своей правоте Лариса Сулима.

Спор этот свелся к классическому: «А у вас дети есть? Нет? Вот когда будут, поймете».

Позицию Ларисы Олеговны по поводу компьютерных игр поддержал Ирек Зиннуров, депутат Госдумы от Татарстана, которому и предстоит внести предложения в антисуицидальный законопроект.

— Вы хотите подать все так, что мы хотим что-то запретить, — упрекнул он журналистов. — Мы хотим упредить. Проблема существует, обычная игра «Виселица», где вопросы и ответы, но итог этой «Виселицы» — повешенный человечек. Вроде безобидно, но с этого безобидного все начинается. Мы хотим запретить только то, что ведет к суицидам, — в итоге это страшное слово «запретить», как Зиннуров ни старался, все-таки прозвучало.

Не кровати переставлять...

Из выступления Гузель Удачиной, уполномоченного по правам ребенка в Татарстане, стало понятно, что двигаются законотворцы не в том направлении и не кровати надо переставлять, как говорилось в одном анекдоте.

Оказывается, из 13 случаев подростковых самоубийств, которые произошли в Татарстане в 2016 году (кстати, меньше всего за последние шесть лет, в 2011 году было к примеру 27, а в 2014-м — 23), ни одно не было продиктовано влиянием негативного интернет-контента.

Из 74 случаев попыток самоубийств, только в одном случае порезы на руках у ребенка были совершены под влиянием участия в группе в социальной сети.

ГИБДД проанализировала все случаи ДТП с участием несовершеннолетних и пришла к выводу, что ни в одном из этих случае пострадавшие дети не играли в «Беги или умри».

Анализ причин смерти 13 подростков от самоубийств в 2016 году показал, что предположительно причинами смерти являлись: в пяти случаях внутрисемейные конфликты, в двух — сложные романтические взаимоотношения, в одном случае конфликт со сверстниками, еще в одном — переживания, связанные с привлечением к уголовной ответственности, и в четырех случаях причины остались не выясненными. Причем пять из этих 13 детей были из неблагополучных семей.

— В первую очередь проблема самоубийств связана с семьей, родители должны внимание уделять воспитанию. Самоубийство — это значит родители допустили ошибку в воспитании детей, — сделал вывод противоречащий теме собрания Азат Хусаенов, начальник отдела по надзору за исполнением закона о несовершеннолетних Прокуратуры РТ.

И все с ним неожиданно согласились.

— Проблема не в том, с какой бедой ребенок столкнулся, а в том, что он не смог найти выход из этой ситуации и рядом не оказалось человека, который бы ему помог. Надо научить детей стрессоустойчивости, — нашли главное участники пресс-конференции.

Но антисуицидальный закон и поправки, предусматривающие ответственность за все, что может вовлечь в «совершение действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни», все-таки нужен, были убеждены депутаты и чиновники.

Лариса Сулима: «Самое главное, любить детей и чтобы они понимали, что у них есть будущее. Не нужно накручивать детей, давить на них, запрещать. Ни в коем случае нельзя обсуждать примеры суицидов»

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Журналистов, многие из которых сами родители, конечно интересовало, а как можно пока закон не принят, уберечь детей от суицидов, какие слова подобрать в разговоре на эту важную тему? Ответ чиновников поразил, оказывается лучший способ — вообще молчать.

— На эту тему разговаривать не нужно. Самое главное, любить детей и чтобы они понимали, что у них есть будущее. Не нужно накручивать детей, давить на ни них, запрещать. Ни в коем случае нельзя обсуждать примеры суицидов, вы не должны проявлять инициативу в этой теме, иначе будет обратный эффект — вы вызовете к этому интерес, — посоветовала замминистра образования и науки Татарстана Лариса Сулима.

— Дети совершают суициды, не потому что они зомбированы негативной информацией в интернете. Они начинают увлекаться эти вещами, когда есть проблема. Не нужно говорить о суициде, нужно налаживать контакт с ребенком, — прозвучало еще одно мнение с трибуны.

Из-за столов представители СМИ встали растерянными, и не всем было понятно зачем вообще собирались, если тему поднимать нежелательно, а причиной суицида на самом деле являются не группы в соцсетях и уже тем более не ТВ, игры и жвачки, а банальные конфликты подростков с родителями и сверстниками.

Дарья Турцева, фото gossov.tatarstan.ru

Новости партнеров