Как разработчик боевого беспилотника выставил «композиторов» из КАИ за дверь

Как Альберт Гильмутдинов узнал от корреспондента «Реального времени», что у вуза нет доступа к оборудованию «КАИ-Композит»

Как разработчик боевого беспилотника выставил «композиторов» из КАИ за дверь
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В Казани случилось настоящее ЧП федерального масштаба, в центре которого оказалось оборонное предприятие, ведущий технический вуз и имиджевый для Татарстана инжиниринговый проект. Как стало известно «Реальному времени», Казанское опытно-конструкторское бюро им. Симонова перекрыло доступ КНИТУ-КАИ к созданному им инжиниринговому центру «КАИ-Композит». Аннулированы служебные пропуска всех сотрудников центра для прохождения на военную территорию ОКБ, а оставшееся здесь технологическое оборудование центра стоимостью $4 млн заблокировано на неопределенное время. По одной из версий, причиной открытого демарша явились финансовые разногласия давних партнеров.

Силовой захват?

Неожиданный конфликт между ОКБ им. Симонова и его давним арендатором инжиниринговым центром «КАИ-Композит» перешел в открытое противостояние 3 марта, когда руководство ОКБ решило выдворить с военной территории всех сотрудников научно-исследовательского центра. Операция по депортации университетских ученых оказалась незамысловатой: администрация просто отбирала у них пропуска, а потом перестала их пропускать на территорию ОКБ. Громко захлопнув дверь перед носом работников «КАИ-Композит», руководство ОКБ при этом распорядилось не выдавать технологического оборудования, принадлежащего КНИТУ-КАИ.

Заметим, что Национальный технологический университет на протяжении 2012—2013 годов выигрывал несколько федеральных грантов, на средства от которых и было приобретено зарубежное технологическое оборудования для испытания композитных материалов. Общая стоимость «захваченного» имущества оценивается в $4 млн. Правда, сейчас никто точно не знает в каком состоянии оно находится. Более того, среди сотрудников «КАИ-Композит» постоянно циркулируют слухи о том, что служебные компьютеры «КАИ-Композит» взломаны.

Альберт Гильмутдинов подтвердил факт напряженной ситуации, сложившейся вокруг «КАИ-Композит». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Ректор КНИТУ-КАИ: разве у нас нет доступа?

Ректор КНИТУ–КАИ Альберт Гильмутдинов подтвердил факт напряженной ситуации, сложившейся вокруг «КАИ-Композит». Однако, оказалось, что и он не знал всей остроты происходящего конфликта.

«Погодите, вы хотите сказать, у нас нет доступа к нему? — с явным негодованием переспросил он у корреспондента «Реального времени». — Если честно, то я не курсе всех деталей, — еле сдерживался он. — Если мы не получаем доступа к своему же оборудованию, то это однозначно неправильно и неприемлемо. Будем разбираться», — заключил он. Генеральный директор — главный конструктор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин оказался занят на выездном совещании, как заявили «Реальному времени» в приемной. Поэтому узнать его позицию о происходящем не удалось.

«КАИ-Лазер» о ЧП в «КАИ-Композит»: это не у нас

О произошедшем инциденте наслышан и глава «КАИ-Лазер» Руслан Янбаев. «Точно не знаю, оборудование захвачено или находится под арестом, но слышал, что работники не могут попасть на территорию центра», — рассказал он. — Мне многие по этому поводу звонят, путая «КАИ–Композит» с «КАИ-Лазер». Приходится объяснять, что это дело не у меня», — отшутился он.

Глава центра «КАИ-Композит» Сергей Луканкин вынужден был признать, что произошло ЧП, а у многих работников в заблокированном центре остались личные вещи, которые невозможно забрать. «У нас есть масса сообщений, что компьютеры вскрыты, но я не могу со 100%-ной достоверностью утверждать, т. к. я не видел», — рассказал он.

По его словам, в ближайшее время ему предстоит организовать комиссию по оценке состояния оставшегося без присмотра оборудования, т. к. оно сертифицировано по системе менеджмента качества и подлежит военной госприемке. «Это оборудование отвечает всем военным ГОСТам, а они диктуют четкое его использование, — объяснил он. — И после случившегося военпреды уже не имеют права подписывать исполнение работ по госконтрактам до проведения надлежащей оценки».

«КАИ-Композит» зарядился на «Альтаир»

Напомним, что инжиниринговый центр «КАИ-Композит» был образован в структуре института авиационной техники и технологии (ИАТТ) при Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н.Туполева в начале 2012 года. «К этому моменту он успешно провел серию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ на коммерческой основе в области разработки и применения композиционных материалов и технологий для ОКБ им. Симонова», — рассказал источник в авиаотрасли. Однако ни одна из сторон до сих пор не раскрывала, исполнением какого военного заказа занят сложившийся альянс ОКБ им. Симонова и «КАИ-Композит».

Нетрудно догадаться, что речь, скорее всего, идет о проекте создания первого российского тяжелого беспилотного летательного аппарата, получившего название «Альтаир». Напомним, что шесть лет назад конструкторское бюро выиграло конкурс Минобороны на выполнение научно-исследовательских работ на один миллиард рублей, а летом прошлого года впервые начались летные испытания БПЛА весом в пять тонн. Они продолжаются до сих пор.

По всей видимости, часть работ по созданию БПЛА и взяло на себя «КАИ-Композит». Как рассказывал в интервью Альберт Гильмутдинов, инжиниринговый центр «очень активно работает в области создания композитных технологий и создания изделий из композитов». «С ОКБ имени Симонова очень плотно работаем. Проектов в «КАИ-Композите» очень много, и это без преувеличения технологии XXI века, потому что постепенно все классические металлические материалы все-таки замещаются композитами», — подчеркивал он инновационную роль центра в отечественном авиастроении.

У нас нет ЧП — есть рабочие моменты

С того времени инжиниринговый центр «КАИ-Композит» остается постоянным арендатором ОКБ им. Симонова. Причем, договор аренды между компаньонами до сих пор остается в силе, уточнил заместитель проректора по науке и инновациям КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов, напрочь отказавшись комментировать причины ЧП. «Откуда у вас эта информация? Вы участники этого конфликта?», — с пристрастием допытывался он. При этом он всячески пытался дезавуировать случившее, заявив, что «у нас нет никаких больших причин — есть рабочие моменты, которые мы сейчас утрясаем».

Между тем в авиастроительных кругах Татарстана связывают ЧП с тем, что после ряда федеральных нововведений государство вынуждено было «обрезать» «гражданские» контракты (именно таковыми являлись контракты ОКБ им. Симонова с «КАИ-Композит») и «гражданские» кредиты под военные заказы, исполнителем которых и является ОКБ. «Я так себе представляю, что в таком положении оказалось бюро — без средств на финансирование «КАИ-Композит», — рассказал источник в отрасли.

Сергей Михайлов напрочь отказался комментировать причины ЧП. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Сергей Михайлов подтвердил, что на сегодняшний момент у «КАИ-Композит» нет ни одного контракта на 2017 год. «Перерыв во взаимоотношениях с ОКБ был связан с тем, что не был согласован план совместных работ, — пояснил Сергей Михайлов. — В настоящее время мы утверждаем график, объемы и сроки работы, которые будет выполнять «КАИ-Композит» в интересах ОКБ им. Симонова и других заказчиков. В ближайшую неделю будут заключены первые договоры и центр будет работать», — заверил он. Значит, центр вновь вернется к «Альтаиру»?

Луиза Игнатьева

Новости партнеров