«Сокуров увешан наградами, как новогодняя елка. Однако маска вечного страдальца сильно прижилась к образу»

Выступление режиссера Сокурова на «Нике» было одним из самых обсуждаемых спичей прошлой недели. Достаточно эмоциональная речь с политическими заявлениями не осталась и без внимания Кремля. Свою точку зрения на это событие в авторской колонке решил высказать казанский режиссер Ренат Хабибуллин.

Кинофорумы как политическая трибуна

Премия «Ника» берет свое начало в 1987 году от секретариата Союза кинематографистов СССР. Основал ее небезызвестный Юлий Гусман, который и по сей день является ее художественным руководителем (это к вопросу о том, чем этот дядька из КВН занимается, кроме КВН). В разное время президентами «Ники» были драматург Виктор Мережко («Родня», «Полеты во сне и наяву», «Сонька Золотая Ручка»), кинорежиссер Эльдар Рязанов («Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля»), актер Алексей Баталов («Летят журавли», «Москва слезам не верит»). Сегодня должность президента «Ники» занимает Андрон Кончаловский. Кстати, название свое «Ника» берет от имени героини великой картины Михаила Калатозова «Летят журавли», роль которой блистательно исполнила молодая Татьяна Самойлова. Всего «Нику получают» в 23 номинациях.

О том, что подобные мероприятия уже давно являются рупором политических настроений, ни для кого не секрет. При чем здесь большой вопрос, какую часть общества представляют выступающие на политические темы деятели искусства. Возьмите хоть «Оскара», хоть Берлин, хоть Канны. Отовсюду великие творцы «важнейшего из искусств» во всеуслышание выражают свое мнение по тем или иным вопросам. Премия «Ника» в этом смысле не стала исключением. В этом году особый резонанс вызвала речь кинорежиссера Александра Сокурова. Предчувствуя вопрос, а кто он такой, небольшая справка.

Элитарный режиссер для своих

Александр Сокуров — российский и советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист России (2004 г.). В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Фильмы Сокурова номинировались 43 раза на крупнейших кинофестивалях мира, 26 раз одерживали победу. Наиболее известными работами Александра Сокурова являются «Молох», «Русский ковчег», «Фауст».

Российскому массовому зрителю имя российского кинорежиссера Сокурова не скажет ровным счетом ничего. Этот режиссер всегда оставался и, вероятнее всего, старался находиться в ряду кинематографистов, чьи картины сняты для круга избранных. Ни о каком широком прокате в России фильмов Сокурова не может быть и речи.

Свою «Нику» в этом году Сокуров получил в номинации «За честь и достоинство».

Что касается самой «Ники», то здесь награждают фильмы, которые в прокат если и выходят, то весьма ограниченным тиражом. Что греха таить: никто вообще не знает те фильмы, которые здесь награждают. Возьмем самую престижную» номинацию «Лучший фильм года»:

  • 2017 г. — «Рай», А. Кончаловский.
  • 2016 г. — «Милый Ганс, дорогой Петр», А. Миндадзе.
  • 2015 г. — «Трудно быть богом», А. Герман.
  • 2014 г. — «Географ глобус пропил», А. Велединский.
  • 2013 г. — «Фауст», А. Сокуров.
  • 2012 г. — «Жила-была одна баба», А. Смирнов.

Замкнутый круг гениев

Не стоит однако думать, что фильмы, не вышедшие в широкий прокат и награжденные премией, — это некий артхаус, интересный лишь тем, кто его сотворил. Это большое заблуждение. Картины, получившие «Нику», — это всегда событие. Как правило, они обладают высокой художественной ценностью и несут собой массу интересного. К примеру, картина «Рай» Кончаловского производит сильное впечатление.

Подобные картины, безусловно, не без огрехов и спорных моментов, заставляют осмысливать и переосмысливать не только Вторую мировую войну — как чудовищный эпизод человеческой истории, но и вопросы общечеловеческой морали в периоды страшных потрясений в целом. Остается лишь сожалеть, что данные фильмы не доходят до людей. В этом, без сомнения, есть «заслуга» создателей, которые подчас создают картины исключительно для западного потребителя и кинофестивалей. Эти картины как будто намеренно не желают быть русскими.

В то же время для работ, которые нужно показывать и смотреть именно здесь, ни у телевидения, ни у прокатчиков не находится места в эфире рядом с рекламой и «шестнадцатым «Форсажем». Вот и получается набивший оскомину замкнутый круг, когда зритель, переросший «Человека-паука», не может отыскать в расписании сеансов ничего более интересного, чем «50 оттенков» коричневого. Ситуация не так безвыходна в крупных городах, где нет-нет, да и появится что-то вроде того же «Рая» Кончаловского или «Милого Ганса, дорогого Петра» Миндадзе. В этом контексте, когда фильм просто не доходит до зрителя, не приходится удивляться, что деятели искусства используют любую высокую трибуну, чтобы высказать то, что наболело, уже не кинематографическим языком, а напрямую. Именно поэтому премия «Ника» прогремела не очередными шедевром отечественного производства, а речью Сокурова, о которой мы и поговорим.

Призыв вести себя по-христиански

Начал триумфатор с того, что «сердечно поблагодарил за сердечность», а после рассказал, как звонил маме, которой 90 лет. Мама просила сына ничего не говорить с трибуны, или «они тебя убьют». Начало довольно серьезное. Если я верно понимаю язык иносказания интеллектуалов, то мама считает (не сам Сокуров. Или сам Сокуров тоже?), что мы живем в тоталитарном государстве, где могут убить за гражданскую позицию. Тут, вероятнее всего, намек на Бориса Немцова, убитого на Большом Москворецком мосту в 2015 году. По умолчанию смерть политика приписывается, без сомнения, Кремлю. «Ты вечно споришь с правительством», — продолжила мать. «Я не спорю, я высказываю точку зрения», — ответил матери кинорежиссер. Далее Сокуров сказал, что ждет от Владимира Путина ответа о судьбе режиссера Сенцова.

Олег Геннадьевич Сенцов — украинский кинорежиссер и писатель. Задержан в Крыму в 2015 году. Обвиняется в террористической деятельности. Сенцов не признал себя виновным в инкриминируемых ему преступлениях и назвал дело политическим и сфабрикованным.

Сам режиссер Сокуров 2 декабря 2016 года встречался с Путиным и сказал, «что на этом человеке (Сенцове) нет крови. Мы осуждаем его за намерения». Путин обещал «подумать», а Сокуров «остался доволен содержанием беседы». До этого Сокуров в открытом обращении к Путину просил его отнестись к делу Сенцова по-христиански. А ведь известно, что сам Сокуров активно выступает против сращивания церкви и государства. Собственно, раз ты имеешь такую позицию, почему же просишь о таких странных вещах? Иногда логика великих художников не ясна простому человеку. Хотя не исключено, что РПЦ и христианство для Сокурова, как и для большинства жителей планеты, вещи разные.

Если отойти от проблемы Сенцова, то статья за терроризм (ст. 205 УК РФ) уже давно критикуется виднейшими правозащитниками. Основными фигурантами этих дел, к сожалению, является мусульманская часть населения. О всех тех, кто осужден по данным статьям и отбывает наказание в местах не столь отдаленных, режиссер Сокуров, конечно же, не упомянул. Возможно, дело в его особом отношении к Кавказу? Но это потом.

Сокуров ждет ответа от Путина, пока тот думает. Что ж, подождем и мы…

Как фамильярность превращается в умелых руках в гражданскую войну

А заговорил на эту тему Сокуров, поскольку наблюдал за тем, что происходило в воскресенье, 26 марта. И далее цитата: «Государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми». По мне, так термин «фамильярно» здесь не совсем уместен, но проблема, поднятая Сокуровым по данному пункту, имеет под собой серьезные основания.

Налицо странная позиция Кремля. Некий гражданин Навальный обвиняет второе лицо государства ни много ни мало в коррупции. Делает он это путем публикации фильма-расследования «Он вам не Димон», который на момент написания статьи просмотрели уже 16 миллионов раз. По логике вещей после столь громкого обращения оппозиционера номер один должно быть одно из двух: либо Навального обвиняют в клевете и сажают по 121 УК РФ, либо…

Но не у нас. У нас можно промолчать. И все. Без сомнения, Навальный, съевший собаку на провокационных сюжетах, ожидал и такого исхода. Именно поэтому объявил митинги по городам России. Татарстан в его списке имеет особое положение, ведь в связи с банковским кризисом и у нас поднялась волна народного возмущения. На этой волне, как заправский серфер, и маневрировал кандидат в президенты страны Алексей Навальный в нашей республике.

Митинги собрали тысячи людей в крупных городах, основной массой которых была молодежь — студенты и старшеклассники. Более девятисот человек были задержаны. В том числе и кандидат в президенты Навальный. Именно эти задержания и назвал «фамильярностью» Сокуров. Режиссер сказал, что очень хорошо знает настроения молодых людей, поскольку сам университетский человек. «Нельзя начинать гражданскую войну между школьников и студентов. Надо услышать их». Вот так легко фамильярность переросла в гражданскую войну. О чем говорит наш прославленный кинематографист? Очевидно, что здесь Сокуров довольно ловко играет терминами. И даже если невозможно не согласиться с тем, что нужно услышать молодое поколение, сам Сокуров не может не понимать, сколь дорого может стоить эта игра словами самому подрастающему поколению. Для того чтобы это понять, не нужно быть «университетским человеком», а просто оглянуться назад. Все было ровно сто лет назад.

«Никто с ними не разговаривает. Наши депутаты боятся это делать, — продолжил Сокуров. — Давайте мы примем закон, запрещающий прикасаться к женщинам, девушкам в общественных акциях». Здесь, хоть в зале и слышатся аплодисменты, нужно просто задаться вопросом: а почему вообще задерживают на акциях протеста? Видимо, по причине нарушений. Разве у нас по Конституции не все граждане имеют равные права? О чем тут вообще речь? Что за странный популизм?

Вспомнить «День опричника»

Далее Сокуров обратил внимание на то, что требуется гуманитарное просвещение, а внедрение в систему образования религиозных, подменных понятий ведет к развалу государства. И здесь нельзя не согласиться с Сокуровым.

В фантастических повестях «День опричника» и «Сахарный Кремль» Владимир Сорокин очень точно описал будущее России, которое избрало одними из векторов своего развития, или, как сегодня принято говорить, «духовными скрепами», православие и самодержавие. Государство, по Сорокину, развалилось на мелкие княжества, а в Московии правит Государь. Причем несколько лет назад, когда я ознакомился с этими работами писателя, то решил, что автор сильно преувеличивает проблему. Далее начались разговоры о главенстве русского народа, роли православия и уже совсем недавно устами крымских политиков проговариваются вопросы необходимости возврата к монархии. Я снова и снова возвращаюсь мыслями к этим повестям и вижу, как точно автор ухватил веяния политических настроений тогда, когда они даже еще не были проговорены вслух.

Возвращаясь к Сокурову и губительности сращивания государства и церкви, снова не отпускает мысль о том, как это контрастирует с его просьбой к президенту страны о том, что нужно бы по-христиански с Сенцовым-то… Так нам по-христиански или по УК РФ, господин Сокуров? Нужно быть последовательным…

«Православным я могу быть хоть на Северном полюсе, но Россия у меня здесь! И только здесь!» — завершил свою мысль Сокуров. Это вероятно о том, что Россия — светское государство и надо все-таки этого держаться.

Страх стать «полочным» режиссером

Далее Сокуров повел по наезженной о том, как ему тяжело, что его картины не показывают и не любят, а снимать он вынужден за границей. И это тоже весьма странно слышать, ведь сам Сокуров имеет, наверное, одну из счастливейших кинематографических судеб в отечественном кино. В его карьере не было ни минуты, чтобы он не снимал. Он работал постоянно и в советское время, и в новой России. Он увешан наградами, как новогодняя елка. Он состоялся и как выдающаяся личность, и как яркий режиссер. Однако маска вечного страдальца слишком сильно прижилась к образу Сокурова. Он страдает. А тут еще и информация о том, что его «Русский ковчег» могут запретить в РФ. Хотя никто ничего не запретил и не запретит, Сокуров все равно не преминул воспользоваться случаем упомянуть, что и здесь, в свободной демократической России, он может стать полочным режиссером.

Полочный режиссер это режиссер, чьи фильмы по идеологическим причинам не допускали к показу в СССР. Положить на полку — не допустить к показу. Поскольку в СССР государство было единственным заказчиком и прокатчиком фильмов, «полка», по сути, означала смерть картины.

Не забыл Сокуров плюнуть в сторону Кавказа, в частности, в сторону Чеченской Республики. Режиссер упомянул, что именно там фильмы его уже запрещены, но это и неудивительно, ведь Чечня — «особый сектор, не очень имеющий отношение к нашей стране». И вот это уже серьезно. Скажи что-то подобное человек в соцсети, то в его отношении легко может быть возбуждена 280-я статья УК РФ («Сепаратизм»). Но что позволено одним, то не позволено другим, и Сокуров на голубом глазу отделяет целую республику от всей страны. Ранее Сокуров не раз высказывал подобные мысли. Его «антиклерикальная» позиция, как оказалось, обращена и в отношении ислама тоже. Что ж, спасибо хоть, что не стал развивать эту тему, а то того и гляди пришлось бы вступать в дело Рамзану Ахматовичу лично.

«Мы должны бороться за силу просвещения! Только это избавит от политических катастроф», — завершил свою речь Сокуров.

В целом речь Александра Николаевича была емкой, цельной и эмоциональной. Она, без сомнения, была подготовлена. И если обратиться не к частным странностям взглядов Сокурова о женщинах, которых нельзя трогать, и нероссийской Чечне (на которые он, без сомнения, имеет право), а к сути, то любой здравомыслящий человек должен с ней согласиться. Именно в молодежи наше будущее, и именно здесь зарождается новое поколение образованных, сильных и политически грамотных граждан Отечества. Именно просвещение позволит сохранить Россию. К сожалению, он не дает никаких конкретных путей решения этой проблемы. Да и ставил ли он себе такую цель — ответить на вопрос «как?». Кроме призыва к объединению и опасности внедрения религиозных догм в обучение мы ничего не услышали. Объединиться где? Как? С кем? Об этом история умалчивает. Хотя будем надеяться, что близость к президенту (все-таки не с каждым Владимир Владимирович встречается и ведет беседы) даст возможность нашему прославленному деятелю «важнейшего из искусств» донести эту важную мысль о судьбе и будущем Родины.

Ренат Хабибуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



Ренат Хабибуллин

Выпускник высших курсов сценаристов и режиссеров, мастерская Аллы Суриковой и Владимира Фокина.


Фильмография:

  • «Елка», короткометражный игровой. 2013;
  • Короткометражные документальные фильмы;
  • «Мечеть Марджани. История воплощенных традиций». 2016;
  • «Зримая вера», 2014, Асгат Гилмзянов, Исхак Лутфуллин, Рашида Исхакый, Альмира Адиятуллина, Ахмадзаки Сафиуллин;
  • «Велохадж. Необычное путешествие». 2016;
  • «Паломник. История долгожданного путешествия». 2017.

Новости партнеров