Все тайное становится явным: тройной удар по амбициям УНИКСа от Евгения Пашутина

Почему в поражениях казанского клуба виноват прежде всего тренерский штаб

Все тайное становится явным: тройной удар по амбициям УНИКСа от Евгения Пашутина
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

УНИКСу осталось провести в Евролиге всего лишь два матча, но уже сейчас очевидно, что выступление казанского клуба оказалось провальным. 21 поражение в 28 матчах и последнее место в таблице — это объективный провал. И ведь точно нельзя сказать, что состав УНИКСа слабейший в турнире. Проигрыш в последнем домашнем еврокубковом матче армейцам из Москвы только подчеркнул основные проблемы подопечных Пашутина. О главных упущениях тренерского штаба УНИКСа, вызвавших неудачное выступление в Евролиге, — в материале «Реального времени».

Травмы и отсутствие кадров для ротации состава

Одной из самых больших проблем нынешнего УНИКСа многими специалистами было признано огромное количество травм, вследствие чего у команды в некоторых матчах возникала нехватка квалифицированных баскетболистов, способных заменить отсутствующих игроков. Первым стал Коти Кларк, только-только начавший проявлять себя и выходить на ведущие роли на паркете, вторым — Антон Понкрашов, по сути, единственный российский разыгрывающий. Оба выбыли на длительный срок, поставив перед селекционным отделом важную задачу подбора подходящих кандидатур.

Начинавший сезон с убедительных побед в Единой Лиге ВТБ УНИКС до травм этих двоих защитников героически сражался со своими соперниками в Евролиге, уступая всего чуть-чуть. Так, например, казанцы уступили 6 очков «Барселоне», 3 — «Бамбергу», 1 — «Дарюшафаке». Далее было поражение ЦСКА и победная серия из двух матчей, но матчи вытягивались на морально-волевых качествах и проходах Лэнгфорда, игроков команде не хватало ощутимо.

Кларк, к слову, поправился к началу января, но вместо ожидаемого выхода на свой прежний уровень у американца ничего не получалось. Его место в стартовом составе отвоевал Орландо Джонсон, призванный заменять своего соотечественника во время его травмы. Коти вернулся, но на его несчастье травмировался Хоакин Колом, и движение мяча по периметру, где силен Кларк, замедлилось, что мгновенно сказалось на эффективности всего УНИКСа. Именно здесь начался главный спад команды Пашутина, когда они начали уступать даже командам вроде «Енисея» и «Цмоки-Минска».

Приобретения Пола Столла, Дарио Анджушича, Артема Клименко и Орландо Джонсона дали УНИКСу лишь временную реакцию, после пары-тройки игр весь эффект от их подписаний девался в неизвестном направлении. Расставание с последним и вовсе ошарашило болельщиков команды. Все дело в том, что Орландо в последних 5 матчах был одним из лидеров на паркете, набрав в них 71 очко (14,2 в среднем), порой нивелируя плохое настроение Кита Лэнгфорда. Причем, по слухам, именно у Пашутина возник конфликт с американским баскетболистом. Перед игрой же с ЦСКА что-то подобное произошло и с Коти Кларком, в итоге оказавшимся на трибуне, а не на скамейке запасных.

В результате подобных пертурбаций в одно время в УНИКСе оставалось лишь три защитника, которым в помощь приходилось отряжать Воронова и Антипова, от чего страдала их персональная статистика. Наиболее ощутимо это ударило по лидерам команды. Кит и Хоакин как могли бились в каждой игре, играя порой по 35—37 минут за матч, чего явно не добавляло им свежести в таком плотном графике встреч.

Неумение выстраивать состав под свои требования

Следствием первой причины неудачного евросезона для УНИКСа стала неудачная работа казанского тренерского штаба на трансферном рынке. Многие решения Пашутина и компании в результате были сомнительными, а некоторые позиции так и не были усилены перед началом выступлений в Евролиге.

Это наиболее ярко проявилось в момент переподписания заканчивающихся контрактов. Так, например, остались Каймакоглу и Банич, в последние годы занимавшиеся чем угодно, но только не позитивным развитием в сторону улучшения своих показателей. В результате оба имеют отвратительные цифры по набранным очкам, причем времени на паркете они проводили слишком много. Наибольшие претензии к Костасу, который в среднем играл 23 минуты, набирая за это время смехотворные 4,7 очка за матч. Банич провел сезон, по сути, на скамейке, выходя на 10—12 минут и набирая в среднем все те же 4 балла. Как нахождение этих игроков в команде помогает УНИКСу в матчах, непонятно.

При этом был отпущен Милакнис, который, по слухам, очень хотел остаться, но тренерский штаб не настоял на продлении его контракта. А ведь в нынешней Евролиге снайперские качества игроков зачастую становятся решающими на важнейших отрезках матчей. К слову, «Жальгирис», где сейчас играет Милакнис, занимает 6-ю позицию по этому показателю, а УНИКС застрял где-то в конце этого списка. Без этого баскетболиста у казанцев просто не осталось снайпера, готового совершать точные броски в любое время своего нахождения на паркете. По точности дальних бросков лишь Павел Антипов смог выбраться за показатель выше 50%, при этом Пашутин зачастую оставлял россиянина на скамейке. Неудивительно, что эффективность атак Лэнгфорда из-за дуги уменьшалась к концу матча, все знали, кто будет бросать в трудные минуты.

Так же не был куплен и центровой для ротации, хотя все знали, что Летевиус Уильямс входит в сезон с травмой и плохой подготовкой. В связи с этим неплохую статистику показывал Артем Параховский, долгое время лидировавший по подборам и блок-шотам в среднем за матч. Но белоруса хватало не на весь матч, и когда тот сажался на скамейку для отдыха, соперники начинали резвиться под щитами. В результате у Артема один из самых высоких показателей +/- в команде (третий после Колома и Лэнгфорда). На подмогу к Параховскому был приобретен Клименко, но даже с выздоровевшим Уильямсом они не смогли качественно подменить основного центрового, а наиболее яркий провал команды случился именно во время травмы белоруса. Кроме того, зимой не был продлен Орландо Джонсон, который только начинал показывать свой лучший баскетбол, оставаясь лучшим на площадке в некоторых играх, когда Лэнгфорда брали в жесткую защиту.

Отсутствие командной игры, быстрых атак и нехватка свежести в концовках

Ставка Пашутина на пик-н-роллы и «изоляции» легко читались еще в предсезонных матчах. Про отсутствие иных способов ведения атак говорилось много и часто, но особенно сильно это проявилось после зимнего перерыва. В январских матчах в Евролиге не осталось команд, не догадавшихся о схеме игры УНИКСа. Следствием чего явилось уменьшение результативности Лэнгфорда, Параховского, а качественные передачи Колома значительно потеряли в своей эффективности.

Всем известный факт: матч начинается пик-н-роллами и заканчивается «изоляциями». Да, конечно, в баскетболе еще не придумали какой-то общей тактики противоборства «двойкам» при атаках соперника, но чем ближе концовка игры, тем реже они проходят. Дело в том, что тренеры к тому времени успевают просчитать все пик-н-роллы и лучше контролируют происходящее. Нечто подобное случалось и с УНИКСом, который выигрывал первую четверть (тренер подготовился), а в концовке матчей просто не хватало свежести придумать нечто новенькое, а комбинации уже читались игроками соперника.

«Изоляции» — еще одна проблема, решить которую Пашутин так и не сумел. Все подобные комбинации строились вокруг Лэнгфорда или Колома, что сильно ограничивало их эффективность. Соперники прекрасно знали, к чему готовится, и в решающих отрезках просто выключали этих двоих. Это отразилось и на статистике Кита, который в таких ситуациях попадал лишь в одном броске из четырех.

Ограниченность командной игры очень хорошо проявилась в количестве голевых ассистов. УНИКС находится на четвертом снизу месте по этому показателю, выигрывая у «Олимпиакоса» и «Панатинаикоса», которые брали свое отменной защитой и находятся на высоких местах в таблице, а также «Дарюшафаке», делавшей ставку на быстрые атаки, но также пропускавшей меньше казанцев. Подопечные Пашутина чуть ли не чаще других команд допускали «фейл» с 24 секундами, которых не хватало им для построения своих атак.

Евгений Пашутин всегда делал ставку преимущественно на позиционные атаки, и нынешний УНИКС, похоже, стал венцом его творения. Правда, результата подобная игра не приносит. Одной из причин является практически полное отсутствие быстрых атак, причем даже тогда, когда команда имеет возможность убежать, но предпочитает перейти на неспешный розыгрыш мяча по периметру.

Такое построение игры, безусловно, имело бы место при отлаженном нападении и отличной защите, чем долгие годы славился тренер Пашутин. Но в этом году УНИКС явно далек от своего идеала. Не добавляет оптимизма и плохая физическая форма казанцев. Сейчас баскетболисты прикрываются подготовкой к решающим играм в Лиге ВТБ. До них осталось совсем чуть-чуть, и там, скорее всего, все тайное станет явным.

Зульфат Шафигуллин, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Спорт

Новости партнеров