Советы интуристам: не тыкать пяткой на Востоке, ходить в немецкую сауну без купальника и не пить в Шардже
Эксперты «Реального времени» комментируют «вредные» советы от МИДа о «голубых», «чухонцах» и «среднем пальце»
Новая памятка МИД РФ для российских туристов за рубежом буквально за сутки разошлась по интернету, а следствием такого интереса к ней стали отнюдь не однозначные отдельные советы о «голубых» в Канаде, «неграх» в США, «чухонцах» в Финляндии и среднем пальце. «Реальное время» опросило представителей туриндустрии в Казани, и они дали свои советы, рассказав также о своем отношении к подобным памяткам.
Много не пить и «неграми» чернокожих не называть
На днях МИД РФ опубликовал памятку для российских туристов. Помимо банальных «не пить много алкоголя», «проявлять дружелюбие к местному населению» и «не грубить», там содержится и ряд достаточно странных советов. Например, министерство рекомендует не использовать «часто встречающиеся в голливудских фильмах оскорбительные жесты (вытянутый средний палец, поворот пальцем у виска и др.) и нецензурные выражения на английском языке, к тому же в агрессивной форме». Почему-то МИД счел эти жесты «голливудскими». Кроме того, предлагается «в странах с различной долей чернокожего населения воздерживаться от использования слов «негр» или «нигер», а также их производных».
Помимо общих рекомендаций, отдельно есть советы для посещения государств с прочными исламскими традициями, государств с буддийскими традициями и отдельно для визита в несколько десятков конкретных стран. К примеру, в Бангладеше, где население преимущественно исповедует ислам, пожатие рук при знакомстве допускается только между мужчинами, а чтобы не попасть в неловкую ситуацию с незнакомыми женщинами, советуют вообще не контактировать с ними на улице. В графе про Великобританию вместо советов указаны национальные особенности. Так, поднятые брови у британца воспринимаются как выражение скепсиса, покрученный у виска палец — предложение решать самому, а поднятые вместе вверх средний и указательный палец являются аналогом фразы «ну подожди, я до тебя доберусь!».
В советах для посещения Финляндии в министерстве обратили внимание на то, что нужно спокойно реагировать на финские фамилии, которые звучат для русского уха непристойно. В качестве примеров приведены фамилии Huitu, Hujala, Hujanen. И уж тем более не рекомендуется называть финнов «чухонцами».
Без «сальных мужских» шуток про «голубых» и не сравнивая канадца с американцем
Не менее интересными являются комментарии МИДа к порядкам в Канаде. Акцент сделан на то, что там давно легализованы однополые браки и «наблюдается серьезная «зацикленность» на гендерном равенстве». Как следствие — там лучше обойтись без пересказов «сальных мужских» анекдотов и шуток про людей нетрадиционной ориентации. Следующую цитату лучше привести в полном виде.
«Помимо общественного порицания, в крупных мегаполисах с компактным проживанием «голубых» (в частности, Ванкувере, Торонто и Монреале) есть риск нарваться на наказание в форме штрафа и даже срока по серьезной статье «преступление на почве ненависти» (hate crime)», — сообщается на сайте министерства.
Интересно, что памятка была опубликована 23 марта, но 24 марта днем ее подкорректировали и «голубых» заменили на «сексуальные меньшинства».
Однако опасаться стоит не только негативной реакции ЛГБТ-сообщества, но и противоположного пола, в общении с которым стоит отказаться от демонстрации эмоций, ведь впоследствии можно нарваться на обвинения в попытках сексуального домогательства.
Еще один нюанс, связанный с канадцами, касается их «чувства самосознания и отличия» от американцев»: «Хотя иностранцам подчас непросто отличить одних от других, гражданин Канады может сильно обидеться за сравнение своей страны с США», — предупреждают в памятке.
«В Германии в саунах, где не разрешается приходить в купальниках, специально для русских сделаны запрещающие знаки»
«Реальное время» попросило участников туриндустрии Татарстана оценить идею с подобными советами и порассуждать на тему того, насколько они необходимы для российских туристов и какие советы действительно могут пригодиться не только отечественным путешественникам, но и тем, кто собирается в Казань из-за рубежа.
-
-
Леонид Пресс генеральный директор туристической компании «Стен»
-
Я видел, что они что-то опубликовали, но еще не читал. Но люди же у нас не читают документы МИДа, они читают инструкции, которые дают в турагентствах. Если Роспотребнадзор и Ростуризм обязывают выдавать эту инструкцию — мы выдаем.
Что касается самой памятки, к примеру, алкоголем нужно не злоупотреблять всегда, вне зависимости от того — за границей ты находишься или дома.
Лично я никогда не сталкивался с тем, что к русским плохо относятся за границей. Если человек себя нормально ведет — к нему нормально относятся, вне зависимости от национальности. Если ведет себя плохо — к нему относятся плохо. Это же понятно, что не надо пить, драться, сквернословить — так должен вести себя любой нормальный человек.
Нюансы есть в странах, которые строго привыкли следовать каким-то нормам и обычаям. К Европе это совершенно не относится — там каждый делает то, что хочет, хоть голой ходи, никто не будет обращать внимание. Но есть мусульманские страны, где четко регламентировано поведение, форма одежды, отношение к женщинам. Если вы хотите себя нормально чувствовать, то, естественно, нужно соблюдать законы той страны, куда вы приехали. Я бы не стал даже давать советы — все будет глупо.
Турист должен себя вести как нормальный взрослый человек, и все. Не важно, где он находится.
-
-
-
Сергей Пасечник генеральный директор Companion SP
-
МИД обязан раз в год напоминать, у них есть ответственный за это сектор, поэтому это обычное явление.
Я думаю, такая памятка прежде всего нужна для восточных стран, где народ особенно ревностно относится к своим традициям. По ту сторону — например в Эмиратах, понятно, что на пляжах не стоит загорать топлес. С другой стороны, когда наши туристы оказываются в Германии, Австрии, они идут в общественную сауну, где как раз не разрешается приходить в купальниках и специально для русских сделаны запрещающие знаки. Там наоборот бывают скандалы, когда мужчины и женщины не хотят раздеваться.
Конечно, в каждой стране есть свои нюансы и часто нужно быть к ним внимательным. Например, в Рамадан, когда восприятие обострено и люди даже воду не пьют, какие-то наши туристы позволяют себе в общественном месте пить пиво — это дурной знак. Или в Америке вы можете попасть в руки полиции, когда открыто начнете распивать на улице спиртные напитки.
-
-
-
Азамат Сабиров генеральный директор AVT
-
В арабских странах, например, нельзя указывать пяткой или тыкать пальцем на другого человека — и это правильно. Есть понятие промусульманских стран, и там есть определенные правила. Что касается европейских стран — там люди более толерантны. А в США, например, нельзя вести себя с детьми так, как привыкли мы. В каждой стране есть определенные ограничения, свои культурные ценности.
Тот факт, что наши авиакомпании вводят черные списки пассажиров, потому что они буянят на рейсах, говорит о том, что есть большая проблема поведения российских туристов на зарубежных курортах. Такая же проблема с британскими туристами. Поэтому я считаю, что чем чаще СМИ будут информировать наших туристов, выезжающих за рубеж, о правилах поведения, тем лучше и комфортнее отдых у них будет проходить. Нужно обмениваться информацией, чтобы создавать более комфортную ситуацию для туристов, потому что мы понимаем, что культура наших туристов очень часто страдает.
Если говорить о Казани и советах для иностранных туристов, замечу, что Казань как мультикультурный город и вообще Татарстан достаточно толерантны. Поэтому я не вижу, чтобы иностранцы испытывали здесь какие-то проблемы. Единственная проблема в том, что у нас не очень улыбчивые люди, и иностранцы обычно на это указывают. Иностранного гражданина можно вычислить потому, что он всегда более растерянный и веселый. Я бы посоветовал нашим людям быть более жизнерадостными и во время прогулок по своему городу думать о чем-то хорошем.
-
-
-
Рамиль Мифтахов гендиректор «Персона грата», глава Ассоциации туристических агентств Татарстана
-
На самом деле, многие даже не читают, когда даешь распечатанную информацию об особенностях страны. Поэтому теоретически МИД правильно поступил, что такие тонкие моменты озвучил в своей памятке. К сожалению, многие компании не информируют своих туристов об особенностях той или иной страны. Даже та же самая Турция, в которой все были десять раз, имеет много разных особенностей, поэтому там тоже не рекомендуется ругаться, оскорблять. Турки очень горячие, и когда будет конфликт, местные власти встанут на сторону турок, учитывая особенность наших туристов.
Вообще, рекомендации в первую очередь важны для массовых направлений. Чтобы не возникли какие-то критические ситуации, потому что, учитывая, какая напряженность в мире к российским гражданам, ее потом используют против них же. Каждая туристическая компания должна информировать туристов, начиная от особенностей питьевой воды — можно ли ее пить из-под крана или только бутилированную, до особенностей поведения — если ты заходишь на объект религиозного значения, то, соответственно, должен быть головной убор и так далее.
В ОАЭ, например, запрещены азартные игры, в Шардже действует сухой закон, а употребление и транспортировка алкоголя считается уголовным преступлением — мы о таких особенностях сообщаем туристам перед въездом в страну.
Если говорить об особенностях Казани для туристов, то здесь иностранцы иностранцам рознь. Китайские туристы ходят только группами, и мы стараемся их никуда на свободу не выпускать, потому что у них есть свои особенности. Если говорить о европейских туристах — они ведут себя очень адекватно. Честно скажу, что туристы, которые приезжают в Россию, прочитали много литературы о том, как себя вести. И они ведут себя более прилично, чем мы за рубежом.
-