«Готовились, но не смогли»: как УНИКС не смог громко хлопнуть дверью в Стамбуле

Команда Пашутина уступила турецкому «Галатасараю» в очередном матче баскетбольной Евролиги

Вечером накануне матча казанских баскетболистов в Стамбуле я смотрел прямой репортаж о матче с участием «Галатасарая» по турецкому спортивному каналу. Арена «Абди Ипекчи», судя по картинке и шуму болельщиков, была заполнена больше чем наполовину. Встречалась женская баскетбольная команда клуба с командой, представляющей один из турецких университетов. Хозяйки почти весь матч догоняли соперниц, почти догнали, выдохлись и в итоге проиграли. Если так в Стамбуле поддерживают женщин, то какая атмосфера должна быть на игре мужских команд, да еще в рамках престижного турнира — думал я, отправляясь на матч. И не ошибся. В Турции умеют болеть и превращать каждый поединок в извержение вулкана эмоций. Поэтому неудивительно, что команда Евгения Пашутина, привыкшая играть в зоне тишины «Баскет-холла» не смогла громко хлопнуть дверью в Евролиге», уступив «Галатасараю» — 75:67. Все подробности матча и впечатления от весеннего Стамбула в специальном репортаже известного телекомментатора и постоянного автора «Реального времени» Александра Нордена.

«Ваши сегодня обязательно победят»

А клуб из района Галаты и Тексима («Галатасарай») в Стамбуле действительно популярен. Экскурсовод Хамиде, которая показывала нам Голубую мечеть, Айя Софию и султанский дворец Топкапы с потрясающим видом на Босфор, тоже смотрела накануне женский баскет с участием «Галатасарая». Официант, угощавший нас обедом в ресторанчике неподалеку от знаменитого «Puding Shop» (кафе, где в 69—70-е годы прошлого века останавливались хиппи, рокеры и даже будущий президент США Билл Клинтон на пути в Индию, Цейлон и другие места хиппи-тусовок и общения с себе подобным «поколением цветов» и постижению высшей истины от гуру и йогов), признался, что болеет за «Галатасарай» — и футбольный, и баскетбольный — и очень хотел бы пойти на встречу с УНИКСом, но вынужден отказаться от идеи, потому что в пол-шестого утра ему надо вставать — работа.

Нам на следующий день вставать рано не надо было — в отличие от команды, которая улетала ночью транзитом через Москву, мы оставались на берегах Мраморного моря еще на день, да к тому же освещение матча УНИКСа и было главной целью нашей поездки. Так что за два часа до игры мы выехали из гостиницы в направлении «Абди Ипекчи», напутствуемые очаровательными девушками на ресепшене, утверждавшими в один голос, что «ваши сегодня обязательно победят».

Вся «Атаманская рать» «вывешена» под потолком

Арена «Абди Ипекчи» снаружи производит довольно мрачное впечатление. Большое здание из серого камня похоже на хоккейные (носящие универсальный характер) дворцы советских времен — Дворец спорта им. Коноваленко в Нижнем Новгороде, пермский «Молот» (где в свое время принимал соперников «Урал-Грейт»), омский СКК им. Блинова. Внутри, впрочем, все компактно и есть даже некоторый уют — во всяком случае не сразу ощущаешь, что на трибунах может разместиться более 12000 фанатов.

UltrAslan — такой огромный баннер вывешен над одной из центральных трибун. Желто-бордовые плакаты со словом Ultra развешаны и на других секторах — видимо, в Турции в фаната превращается каждый зритель, переступающий порог игрового зала, и отделять их от «кузьмичей» бессмысленно. Пресс-офицер «Галатасарая», кстати, подтвердил, что на женском матче, с рассказа о которого ваш автор начал этот материал, присутствовало более 5 тысяч зрителей, так что популярность баскетбола и «Галатасарая» в Стамбуле действительно велика. Вы можете представить себе такую аудиторию на встрече внутреннего чемпионата в Казани?

И еще. Под сводом «Абди Ипекчи» развешаны стяги с большими фотографиями действующих игроков «Галатасарая» — Арара, Мицова Гюлера, Диблера и остальных. Не «легенд» клуба, а именно тех, кто и составляет сегодняшний состав. Интересно, часто ли приходится менять фото? Неплохо было бы перенять эту идею и в УНИКСе, тем более что зал Баскет-холла — свой. Вот только не пришлось бы после сезона «вздергивать» казанских баскетболистов под крышу по причине неудовлетворительных результатов…

Арена заполняется неспешно, большинство болельщиков, видимо, подходит, как и в Казани, в последний момент. Во время разминки игроков УНИКСа Евгений Пашутин спокойно сидит в углу скамейки и приветствует кивком головы и улыбкой казанских журналистов. Судя по всему, коуч спокоен и уверен в позитивном результате. Посмотрим.

Но вот за полчаса до начала матча мелодично и тихо поющий из динамиков Майкл Джексон сменяется воинственным клубным гимном. На паркете под приветствия фанатов появляются подопечные Атамана. Выход казанской команды встречается оглушительным свистом. Но самое сенсационное, лично для меня, — арена к началу матча заполнена едва ли на четверть. На двух трибунах за кольцами вообще пустота. Но зачем для поддержки команды в Турции нужны заполненные трибуны, когда человек триста фанатов поют, орут и скандируют за все 12 тысяч?

Начали за здравие, но до большого перерыва не дотянули

Стартовая пятерка гостей традиционна — Лэнгфорд, Колом, Панин, Антипов и Параховский. В первые минуты соперники состязаются в промахах, затем обмениваются трехочковыми, а на 3-й минуте Колом в одиночку убегает к хозяйскому щиту и делает счет 3:7. Параховского турки стерегут строго, но Колом ведет свою партию отменно, и Панин разменивает второй десяток очков своей команды, а Лэнгфорд к середине первой четверти делает отрыв ощутимым — 5:12. После второй «трехи» Панина (еще одна у Антипова) счет становится 8:15 и Атаман берет перерыв. Быстрое нападение УНИКСа в дебюте встречи переигрывает оборону хозяев.

Тайм-аут идет «Галатасараю» на пользу. Два дальних попадания Диблера, мяч от Пляйсса из-под кольца, и преимущество Казани сводится к минимуму — 19:20. Еще и Колом начинает промахиваться, а в защите не можем обойтись без фолов. На площадке у гостей появляются Анджушич и Понкрашов, но инициатива, похоже, утрачена и четверть удается «удержать» с большим трудом — 21:23.

Второй период начинается с 50-процентной реализации Понкрашовым штрафных. Колом продолжает мазать из-под кольца, но хозяева тоже гостеприимны — промах следует за промахом. Зато в защите турки хороши — блок-шот на Понкрашове сделан по всем канонам жанра и он вдохновляет подопечных Атамана на рывок: Тайс и Фитипальдо выводят «Галатасарай» вперед — 26:24.

Игра идет очко в очко. Колом наконец-то налаживает прицел, но Уильямс, перехватив мяч, попадает в дужку с метра, и при счете 33:27 на 15-й минуте Евгений Пашутин берет свой первый за вечер тайм-аут. Что-то творится с прицелом у наших защитников — Колом и Лэнгфорд соревнуются в киксах со средней дистанции, Тайс «с мясом» вколачивает слам-данк в гостевое кольцо и на 16-й минуте отрыв «Галатасарая» вырастает до двузначного — 37:27.

Ну и где там обещание наставника УНИКСа «не проиграть подборы»? Ближе к большому перерыву защита его команды встает, как суда на рейде, ожидающие своей очереди на проход через Босфор. Забить мы не можем уже минут пять, и Пашутин вновь вынужден тайм-аутом вносить коррективы в действия подопечных. Диблер броском из-за дуги набирает свое 12-е очко, выходя на первое место в списке самых результативных в матче и на перерыв команды уходят с 16-балльным преимуществом «желто-бордовых» — 45:29. Вторая четверть проиграна катастрофически — 6:24, и я представляю, на каких тонах Пашутин общается с парнями в раздевалке.

За разницу боролись до последнего

Через минуту после старта второй половины встречи Дэй исполняет три штрафных, точен только на треть, но полукрюком делает отрыв в счете уже неприличным — 50:29. У нас «мимо кассы» все: за три минуты Лэнгфорд (дважды), Колом, Параховский. Наконец Артем набирает первые очки УНИКСа в третьей четверти, но третий подряд ляп Лэнгфорда почти не оставляет гостям надежды. Комедию ошибок продолжают Антипов и Колом. Статистика у казанцев ужасна — 6 очков за четверть, 3 — за половину следующей. Чего можно добиться с такими «показателями»? А на трибунах уже начинается перекличка фанатских секторов. Песни становятся громче и стройнее, при почти 20-очковом преимуществе своих любимцев в конце предпоследнего периода можно уже начинать праздновать победу.

Даже организовать погоню не получается. Казанцы нервничают, вот Воронов схватывает умышленный фол. Первые в матче три очка набирает Мицов — 56:29. Это поменьше, чем 20 баллов преимущества, но переломом в игре и не пахнет. В общую нервозность свой вклад вносят арбитры, одновременно с истечением времени третьего периода награждая УНИКС фолами и долго совещаясь по этому поводу с судейским столиком. Четверть эта, кстати, завершается со счетом 12:12, но минус 16 перед последней десятиминуткой — это очень много.

Диблер трехочковым доводит счет на 33-й минуте до 60:41. После небольшой передышки Колом и Лэнгфорд, не набравшие на двоих за 30 минут и 20 очков, возвращаются на паркет. Вроде кое-что начинает получаться на подборах, но все губит неуклюжесть казанских форвардов, у Уильямса мяч вообще всю встречу выпрыгивает из рук, как горячая картошка. Счет как застыл — 62:45 на 35-й минуте. Совместными усилиями соперники «настреляли» 11 очков за половину четверти. Накануне турецкие женщины действовали результативнее, чем два участника Евролиги среди мужских клубов.

За 4 минуты до финальной сирены УНИКС переходит рубеж в 50 набранных очков, а Лэнгфорд набирает 11 баллов. Увы, 66:51 и времени на погоню совсем не остается. Турки сами промахиваются в каждых двух атаках из трех, но им и этого достаточно. Гюлер и Лэнгфорд обмениваются попаданиями из-за дуги, те же минус 16, что и после третьего периода держатся на табло (71:55), но две подряд результативные атаки Лэнгфорда и Уильямса слегка сокращают отрыв. Последние секунды матча, в котором одна команда ведет больше 10 очков, обычно соперники просто бросают играть и «выбирают» время. Но здесь эти секунды растянулись, наверное, на четверть часа. С учетом того, что в Казани УНИКС выиграл у турецкого клуба +13, Пашутину важно было сохранить положительную разницу по сумме двух встреч, которая будет иметь значение при распределении мест в случае равенства очков.

И тренер вместе с командой этого добились. Несколько тайм-аутов с обеих сторон и постоянные фолы хозяев на Лэнгфорде привели к тому, что «Галатасарай» победил всего лишь с разницей «плюс 8» — 75:67, а Кит добрался до своего среднестатистического показателя, набрав 24 очка. Но вряд ли эти «достижения» могут в какой-то степени удовлетворить игроков и штаб команды, потерпевшей «юбилейное», 20-е поражение. Так нередко бывает в баскетболе: ты выигрываешь два периода из четырех, еще в одном делаешь ничью, но оглушительно проваливаешься всего лишь в одной десятиминутке и теряешь все шансы хлопнуть дверью накануне завершения выступления в престижном турнире. Что же, надо делать выводы из своих ошибок и не раскисать. Да и некогда этим заниматься — уже 24-го марта в гости к УНИКСу приезжает действующий клубный чемпион континента ЦСКА.

Защитник УНИКСа Евгений Воронов: «На что тренеры обращали наше внимание, то соперник и сделал»

После игры эксклюзивным комментарием с корреспондентом «Реального времени» поделился защитник УНИКСа Евгений Воронов:

— Женя, вы хорошо начали, что случилось потом?

— Провалились в защите, позволили им делать то, что они лучше всего умеют. И они оторвались на 15—20 очков во второй четверти, уже потом трудно было их достать: Диблер, Дэй сделали свою игру. В первую очередь нам не удалась игра в защите.

— Вы обращали внимание, что Пашутин перед матчем главной целью ставил не проиграть подборы?

— На что обращали внимание, то соперник и сделал.

— В конце игры ваш тренер брал несколько тайм-аутов, было много остановок. Вы боролись за разницу в счете?

— Я не знаю, это у самого тренера надо спросить.

— На что Пашутин вас настраивал в большом перерыве?

— В первую очередь на действия в защите. «Галатасарай» забил очень много легких мячей, дали разыграться Диблеру. В перерыве тренер сделал акцент, чтобы не дать ему бросать, форсировать его, больше делать проходов, но сделать это мы не смогли. Весь ключ к успеху лежал в игре в обороне, а она, увы, не получилась

— Как будете настраиваться на ЦСКА?

— Как всегда, по-боевому.

Главный тренер УНИКСа Евгений Пашутин: «Нашей ошибкой во второй четверти была слишком большая нагрузка на Колома»

— Мы настраивались на особое внимание к лидерам «Галатасарая» — Диблеру, Мицову, но во второй четверти позволили сопернику произвести много открытых бросков, Тайс сделал много подборов, и мы потеряли концентрацию, контроль и стали играть менее организованно. Вторая четверть оказалась решающей — 6:24. Это слишком большая разница, потом мы начали сдерживать Тайса, но этого оказалось недостаточно. Думаю, что нашей ошибкой во второй четверти была слишком большая нагрузка на Колома, но он устал, и Диблер с Мицовым решили исход игры. Мы анализировали действия этих снайперов в других матчах, готовились к этому, потому что они часто решали исходы игр. Готовились мы и выиграть борьбу за подборы, но не смогли. «Галатасарай» сегодня был лучше, но это наша вина — потеря связей, коммуникаций. Ребята боролись до конца, в четвертой четверти наша защита сыграла намного лучше, но было слишком поздно. Мы должны проанализировать нашу игру и двигаться дальше.

Уже после пресс-конференции корреспондент «Реального времени» спросил у Евгения Пашутина, принципиально ли для него было, чтобы УНИКС проиграл с меньшей разницей, чем он выиграл в Казани.

— Конечно, мы приехали не на концерт, а на матч Евролиги, и надо было показать, что мы боремся до последнего, используем все, даже малейшие шансы.

Александр Норден, фото facebook.com/gsbasketbol

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

«Галатасарай» (Турция) — УНИКС (Россия) 75:67 (21:23, 24:6, 12:12, 18:26)

«Галатасарай»: Дэй (12), Плайсс (8), Гюлер (5 + 8 передач), Мицов (3), Кексал (0) — старт; Диблер (17), Тайус (10), Шилб (9 + 7 подборов + 6 передач), Фитипальдо (7), Коркмаз (2), Арар (2), Айдын Хаджиева (0).

УНИКС: Лэнгфорд (24), Колом (11 + 6 передач), Антипов (8), Панин (6), Параховский (6) — старт; Уильямс (7 + 8 подборов), Понкрашов (3), Воронов (2), Анджушич (0), Банич (0), Клименко (0).

Спорт

Новости партнеров