Казанский «мститель» равнялся на питерского нациста: «Любой белый мужчина должен действовать»

Следком по РТ усмотрел в деятельности бывших футбольных хулиганов признаки экстремистского сообщества

Жесточайшая конспирация, занятия спортом и готовность без сожаления убивать «понаехавших» были входным билетом в казанскую ячейку национал-социалистов, на счету которой, по версии следствия, убийство студента из республики Чад и ряд хладнокровных «прыжков» — нападений на лиц неславянской внешности. «Реальному времени» удалось ознакомиться с видеопризнанием в преступлениях 19-летнего Романа Халилова. Он признается, что стал сторонником покойного питерского нациста Боровикова еще в 13 лет и тогда решил убивать иностранцев.

Сода и перец для собак

Мечтает побриться налысо и дать интервью журналистам 19-летний Роман Халилов — главный подозреваемый по делу казанских «националистов». Под короткой стрижкой у него скрываются татуировки с крестами. Есть кресты и на теле, но из-за одежды виден лишь один — на тыльной стороне ладони. Каким образом силовики вышли на след этого парня и его предполагаемых подельников в Следкоме по РТ не сообщают. Но утверждают, слаженно сработали сотрудники ФСБ, МВД и следствия. Причем записи с камер уличного наблюдения им не помогли. Преступники их умело обходили. Хотя и прятали лица под шарфами и масками.

— Была очень большая конспирация. После каждой акции, после каждого нападения они выкидывали одежду, орудия преступления, заметали следы. Вплоть до того, что вставляли в кроссовки и другую обувь спирт, брали с собой соду, перец — сыпали их на место преступления, чтобы сбить собак со следа, — рассказывает старший следователь по расследованию особо важных дел первого отдела Следкома по РТ Игорь Золотов.

По его словам, место преступления казанские «социалисты» подбирали месяцами: высматривали, где установлены камеры, выбирали пути отхода. Телефоны на место своих акций не брали. По словам Золотова, конспирации казанцы учились у других экстремистских групп: «Халилов говорит, что его «соратником по жизни» является Боровиков — такая группа действовала в Питере».

Группа нациста Дмитрия Боровикова, убитого при задержании еще в 2006 году, отметилась убийством социолога Дмитрия Гиренко и «казнями» иностранцев, включая шестилетнюю девочку-таджичку. Целью таких зверств было привлечь больше внимания. Ряд экспертов считают, что это первая группировка, которая встала на путь межрасовой войны.

«Месть за «белую расу»

Сам 19-летний подозреваемый в убийстве африканского студента так описывает сдвиг в своем сознании: «В 2010—2011 году в соцсети увидел ролик, как чеченцы отрезают головы русским парням… С того времени начал интересоваться, узнавать все больше. Читал журналы, смотрел документальные фильмы о банде Боровикова-Воеводина, о приморских и орловских «партизанах», NSWP-Левоград, да и просто NSWP (National Socialist White Power), про группировку «Спас»… Журналы всех этих банд — про конспирацию, их действия, атаки».

— Какова идеология была этих группировок, что в основу было положено? — уточняет на допросе следователь Золотов.

— Месть… Месть за белую расу. За женщин, которых насилуют, за смешение кровей, — отвечал Халилов. — Я решил, что нужно действовать. Что любой белый мужчина должен действовать…

Из наводящих вопросов стало ясно, что во враги мальчишка, не знавший своего отца, записал людей неславянской внешности. Причем, сознательно решил не трогать рыночных торговцев. «В возрасте 13—14 лет я выбрал себе мишень — африканских студентов, — вспоминает Халилов. — Как писал Боровиков, если убивать «арбузников», все будут думать, что это дело самих «арбузников», какие-то криминальные разборки. А убийство студента — сразу ясно будет. Будут бояться, будут уезжать, о нас будут говорить...».

Халилов рассказывает, как еще подростком присмотрел общежитие КФУ на Аделя Кутуя, где жили иностранцы. «Но тогда что-то не хватало — духа, наверное, так как совсем юный был. Подбирал места, где можно было прыгнуть», — рассказывает он. «Под «прыгнуть», что подразумевается?», — спрашивает Золотов. Ответ: «Убить, искалечить». В 2013-м Халилов был осужден за нападение с ножом на иностранца в «Меге» и на девять месяцев сел. Следствие считает, что мотивом того преступления также был национализм, сам парень говорит о том, что «защищался».

Мать сидельца Светлана Акбердина говорит, что сын ни к каким субкультурам отношения не имеет и вообще ни в чем не виноват. Сам узнал об убийстве африканского студента из СМИ, говорит она. «Помню, как он закричал из комнаты: «Вы слышали про убийство негра?». Он был очень удивлен», — уверяет Акбердина. По ее словам, после отсидки сын поступал в техникум, но там нашли предлог для отказа судимому в получении гражданской профессии. Постоянной работы у Романа не было, лишь шабашки. Его единственным увлечением мать считает бодибилдинг: «Не пьет, не курит, занимается только «качалкой» своей. С 1 февраля у него была «сушка» — если кто знает… Он потерял порядка 15 кг за это время. Хорошо выглядит, здоровый такой!».

Акбердина рассказывает, что полиция в их доме появляется регулярно: «Где-то подожгут, напишут на заборах — приходят к нам». После убийства африканца и нападения на смуглолицего казанца Мирсаидова парня тоже забирали, но потом выпустили.

«Увидел тело в наушниках»

6 марта 2017 года в 6 часов утра к Халилову и его предполагаемым сторонникам оперативники МВД, ФСБ и следователи пришли уже с обыском. Изъяли большое количество листовок, платков и значков со свастикой. А еще молотки и ножи. Но есть ли среди них орудия преступления, покажет экспертиза. После обысков задержали 17 парней и девушку. Из них статус подозреваемых по делам об экстремистских акциях получили девять человек. Под арест же Следком хочет направить тех двоих, что признались в совершении убийства 24-летнего Махджуба Тиджани Хассана из Республики Чад, который учился на юрфаке КФУ.

Признания эти зафиксированы в том числе и на видео. 7 марта Халилова вывозили на место преступления для проверки показаний на месте. В наручниках и сопровождении охраны парень без запинки показал место, где они с Русланом (Архиповым — второй подозреваемый) 16 февраля с 21 часа поджидали иностранца на улице Аделя Кутуя, а потом напали со спины. В руках у Халилова был молоток, но во время следственных действий ему вместо жертвы вручили палку и манекен.

— Я вытащил из портфеля молоток, взял его в руку, через несколько минут на другой стороне дороге я увидел — тело шло… в наушниках. Я его до этого уже видел, когда ездил [место] смотреть, — рассказывает подозреваемый. — Перебежали дорогу, пошли за ним. Он начал поворачиваться, я его догнал, нанес один удар молотком по голове, пока падал, еще один удар и еще.

Дальше, по словам, Халилова, он полез в карман к убитому, хотел взять деньги. Но нашел лишь сигареты и телефон и отбросил их. Дальше, увидев приближение женщины, попытался выдать мертвого иностранца за пьяного. А затем бросился бежать по дворам домов по улице Красной Позиции в сторону улицы Ершова, там нырнул в овраг и на железнодорожных путях встретился с Архиповым. Что делал «напарник» во время нападения, Халилов на данном видеодопросе не рассказывает. А ведь вторым орудием убийства был нож.

— Ему было безразлично кого убивать. Нужен был общественный резонанс, он хотел показать свою силу и превосходство, — комментирует действия Романа следователь. — Он вообще пояснил, что встретил там девушку темнокожую с ребенком и сказал: «Просто не хватило духу ее убить»…

От футбольных хулиганов до убийц

А познакомились Халилов с Архиповым на стадионе, там же нашлись и другие сторонники. «Это выходцы из среды футбольных хулиганов, фан-секторов, вот там они подбирали [людей], — рассказывает следователь Золотов. — «Основным в этой группе был Халилов, но он в эту группу вводил только тех, кому доверял. Тех людей, которые готовы были за идею убивать».

Команды, за которые «болели» задержанные, Золотов не называет. Зато подтверждает, что кроме убийства Халилов с Архиповым сознались в причастности еще к пяти «прыжкам». В убийстве индийского студента медуниверситета (март 2016 года) и погроме на Ново-Татарском кладбище (сентябрь 2016 года) не сознаются. Но следователи ищут доказательства их причастности.

Зато можно считать раскрытым последнее из зафиксированных нападений — 22 февраля 2017 года на улице Чуйкова. Выживший после ударов по голове и ножевых ранений смуглый татарин Ранэль Мирсаидов еще в больнице. Еще один эпизод, в котором признались задержанные — нападение 23 декабря 2016 года на 40-летнего уроженца Кыргызстана. Парни приметили его в подземном переходе у ДК химиков и напали у дома на проспекте Ямашева с телескопической дубинкой. Еще один выживший — 50-летний гражданин Афганистана. По словам Золотова, на мужчину напали в тот момент, когда он шел вместе со своим ребенком по проспекту Победы. К счастью, ребенка «идейные» не тронули. А вот отцу сломали нос.

Как минимум одну из своих акций «националисты» даже сняли на видео. Это февральский поджог «Мерседеса» с киргизскими номерами на улице Мусина. Машину облили горючим, подпалили, а потом «зажгли» этим видео в своей закрытой группе в соцсетях. Признаваться, по словам следователя, задержанные начали лишь тогда, как потерпевшие начали их опознавать.

«Я понимал, что рано или поздно поймают», — признался на допросе Роман Халилов и добавил: «Нет, не раскаиваюсь. Так должен поступать каждый сторонник превосходства белой расы».

Дело расследуется по статьям об убийстве, умышленном причинении вреда здоровью и хулиганстве. В Следкоме по РТ не исключают возможность привлечения подозреваемых еще и за участие в экстремистском сообществе.

Всем подозреваемым предстоит судебно-психиатрическая экспертиза. Однако внешне никаких признаков расстройств и заболеваний у парней не наблюдается. И это страшнее всего.

Ирина Плотникова

Новости партнеров