Рынок ретейла Поволжья: 5 трлн в розницу и вечное соперничество Башкирии и Татарстана
Обзор потребительского рынка ПФО по итогам 2016 года
Потребительский рынок Поволжья относительно стабильно растет как минимум пять лет подряд. Оборот розничной торговли региона по итогам 2016 года приблизился к 5 трлн рублей. Это всего на 1,6% больше уровня 2015 года, однако два года назад оборот розницы рос вдвое медленнее, так что повод для оптимизма есть. В целом позитивные подвижки заметили и участники рынка. Тем временем, как выяснила аналитическая служба «Реального времени», Татарстан и Башкортостан делят лидерство в ПФО по двум ключевым показателям потребительского рынка.
Застенчивый рост розницы
Почти 5 трлн рублей составил, по данным Росстата, совокупный оборот розничной торговли в 14 регионах Приволжского федерального округа. Оборот розничной торговли в Поволжье увеличился за прошлый год всего на 1,6%, однако в 2015 году потребительский рынок региона вырос вовсе на жалкие 0,8%. Так что повод для оптимизма есть.
Значительную часть — почти половину — этой величины обеспечили три крупнейших региона ПФО — Башкортостан, Татарстан и Нижегородская область. При этом оборот розничной торговли Башкирии и Татарстана превышает рынки самых маленьких регионов округа — Мордовии и Марий Эл — в 10 раз!
Однако в некоторых регионах этот показатель сократился. Сильнее всего просел Пермский край — минус 3% к уровню 2015 года. А ведь пять лет назад Пермь отчитывалась о почти 20%-ном приросте розницы… Впрочем, в те времена двузначные цифры прироста потребрынка показывали почти все регионы ПФО, кроме одного — Самарской области. Но последние два года говорить об этом не приходится.
Наилучшую в Поволжье динамику розницы продемонстрировала по итогам прошлого года Пензенская область, и это всего 4,8% к уровню 2015 года. Лидер по абсолютному значению оборота розничной торговли — Республика Башкортостан — зафиксировала рост на 2,4%. «Дышащий» Башкирии в спину Татарстан — плюс 3,3%.
Регион | 2010 | 2011 | Изменение за год | 2012 | Изменение за год |
Республика Башкортостан | 512,1 | 578 | 12,90% | 633,9 | 9,70% |
Республика Татарстан | 454,4 | 534,9 | 17,70% | 650,7 | 21,70% |
Нижегородская область | 350,7 | 421,5 | 20,20% | 482,7 | 14,50% |
Самарская область | 422,2 | 461,9 | 9,40% | 502 | 8,70% |
Пермский край | 306 | 365,9 | 19,60% | 397,6 | 8,70% |
Саратовская область | 181 | 206,1 | 13,80% | 243,9 | 18,40% |
Оренбургская область | 157,7 | 187,1 | 18,70% | 214,1 | 14,40% |
Удмуртская Республика | 110,3 | 135,1 | 22,50% | 156,9 | 16,20% |
Пензенская область | 112,8 | 130,3 | 15,60% | 139,6 | 7,10% |
Вечные друзья
Извечное соперничество Башкортостана и Татарстана отразилось и на показателях потребрынков. Если по абсолютному объему с небольшим отрывом лидирует Башкирия, то по обороту розничной торговли на душу населения — ее сосед. А еще Нижегородская область. На каждого татарстанца в прошлом году пришлось 206,7 тыс. рублей, на каждого нижегородца — по 200,5 тыс. рублей, а на одного башкира — только 197,4 тыс. рублей.
Регион | 2010 | 2011 | Изменение за год | 2012 | Изменение за год |
Республика Татарстан | 120,02 | 140,93 | 17% | 170,67 | 21% |
Нижегородская область | 105,74 | 127,64 | 21% | 146,56 | 15% |
Республика Башкортостан | 125,82 | 142,08 | 13% | 156,04 | 10% |
Самарская область | 131,21 | 143,68 | 10% | 156,22 | 9% |
Пермский край | 115,86 | 138,99 | 20% | 151,03 | 9% |
Пензенская область | 81,23 | 94,42 | 16% | 101,73 | 8% |
Оренбургская область | 77,42 | 92,28 | 19% | 105,99 | 15% |
Кировская область | 68,37 | 87,46 | 28% | 99,19 | 13% |
Удмуртская Республика | 72,41 | 88,92 | 23% | 103,39 | 16% |
«2017 год — предвыборный, поэтому, возможно, экономика немного стабилизируется»
Ситуацию на рынке розничной торговли «Реальному времени» прокомментировали эксперты.
Алина Сафиуллина — начальник управления торговли Приволжского филиала сети магазинов «Верный»:
— За последние два года мы наблюдали рост в объемах продаж в среднем на 15%. Декабрь прошлого года был с меньшим приростом, что было связано с появлением в Казани двух крупных сетей «Лента» и «Эссен». Конечно же любой покупатель, готовясь к празднику Нового года, планирует большие покупки с высоким уровнем ассортимента, поэтому жители города отдали предпочтения гипермаркетам.
На сегодняшний день покупатели стали чаще пользоваться гаджетами, они в поисках скидок, они заходят либо на сайты магазинов, либо в приложение «ЕДАДИЛ», к примеру. Поэтому ценами сейчас никого не удивишь. Покупатель стал избирательным и более склонным к приобретению товаров по акции. Если магазин покрывает все потребности корзины акционными товарами, то скорее всего он выберет именно этот магазин и не будет метаться.
О прогнозах на текущий год тяжело говорить, так как все зависит от активности конкурентов. Развитие и открытие новых магазинов дает зачастую очень непредсказуемые результаты.
Гульнара Постнова — директор по маркетингу ОАО «Эдельвейс групп»:
— В 2016 году приведенная выручка ТК «Эдельвейс» (выручка без учета скидок и выручки новых магазинов) на 4% выше, по сравнению с 2015 годом. Однако мы сильно ощутили сжимание рынка. При всем представленном ассортименте товаров потребители выбирают наиболее дешевый товар, чаще даже не обращая внимания на состав и производителя. Например, качественные сосиски не могут стоить дешевле определенной цены, все это понимают, но упорно продолжают их покупать.
В 2016 году оборот ТК «Эдельвейс» вырос на 8,5% за счет расширения сети. На сегодняшний день мы имеем 65 супермаркетов. Если раньше мы росли в основном за счет увеличения суммы среднего чека, то в 2016 году это увеличение связано с привлечением новых клиентов.
Благодаря постоянным акциям и запущенной программе лояльности, позволяющей экономить до 7% стоимости покупки, торговая сеть «Эдельвейс» по своим ценам, скидкам и акциям признана самой доступной розничной сетью в Казани (по данным независимой оценки) по итогам декабря прошлого и января 2017 года. Суммарно в 2016 году наши покупатели сэкономили более 34 миллионов рублей.
Сергей Крбашьян, генеральный менеджер сети «Позитроника»:
— В целом 2016 год для рынка был немного лучше, чем предыдущий. Падение показателей закончилось во втором квартале, а начиная с третьего, продажи начали демонстрировать небольшой, но устойчивый рост. Если же смотреть по товарным категориям, то в сегменте компьютерной техники в 2016 году спрос на настольные компьютеры упал примерно на 7% по сравнению с 2015, серьезно упали продажи планшетов, однако это компенсировалось ростом продаж ноутбуков, причем ростом и в штуках, и в средней продажной цене устройства. Также падали продажи фототехники (порядка 14%), принтеров, игровых консолей. При всем этом нам удалось показать увеличение по сравнению с 2015 годом за счет роста продаж в ранее нетрадиционных для нашей сети сегментах — потребительской электроники, бытовой техники: КБТ (+15,4%), МБТ (+11%) и смартфоны (+24%).
Розничные продажи в прошедшем декабре по некоторым товарным направлениям выросли на 60% в сравнении со среднемесячными показателями. Однако нельзя не отметить, что сезонные всплески менее заметны, чем в 2015-м и более ранних периодах. Прогнозы на 2017 год скорее благоприятные. Мы ожидаем небольшого роста рынка по многим товарным направлениям, особенно заметен он будет в категориях DIY, телеком и бытовой технике. Вряд ли остановится падение продаж в товарных категориях «планшеты» и «фототехника». Помощь розничным продажам окажут более выгодные условия по потребительскому кредитованию и небольшое снижение цен из-за укрепления рубля.
Хочется отметить, ожидаем, что в 2017 году крупные и федеральные игроки розничного рынка будут расти быстрее рынка за счет лучших условий от поставщиков, лучших условий от арендодателей, лучших условий от банков, за счет использования передовых технологий в онлайн-продажах, как следствие локальные и небольшие компании будут уходить с рынка, но потребителям будет выгоднее и удобнее совершать покупки.
Михаил Славинский, генеральный менеджер электронного дискаунтера «Ситилинк»:
— В 2016 году, вопреки многим прогнозам, рынок в целом и «Ситилинк» в частности, показали рост выше ожидаемого. Особенно успешным, по мнению экспертов и ретейлеров, прошедший год оказался для рынка мобильных телефонов и смартфонов, малой бытовой техники. У нас в сети в течение года хорошо продавались те же мобильные телефоны, смартфоны, а также ноутбуки, компьютеры, комплектующие, офисная техника, DIY. Так, продажи в категории «компьютеры и комплектующие» в «Ситилинк» за год выросли на 41% в деньгах в сравнении с 2015 годом, в категории «мобильная связь» — на 31%, в категории «ноутбуки, планшеты и аксессуары к ним» — на 30%, в категориях «офисная техника» и «садовая техника» — на 26%, в категории «электроинструменты» — на 24%.
В 2016 году «Ситилинк» серьезно укрепил свои позиции в Татарстане. В ноябре мы открыли второй полноформатный магазин-склад в республике — в городе Набережные Челны. Первые месяцы работы этого магазина показали очень хороший результат. Общий оборот «Ситилинка» в Республике Татарстан за 2016 год вырос на 25%.
Конечно, все мы ждали предновогоднего чуда. Ожиданий от декабря было чуть больше, но мы рады тому результату, что имеем. К декабрю 2015 года приросли крепко — на 25%, а если сравнивать со среднегодовыми показателями оборот в декабре был выше на 70%. Мы подводим итоги, но уже сейчас можем сказать, что 2016 год мы закрыли, выполнив план по росту оборота сети «Ситилинк» в целом.
2017 год — предвыборный год, поэтому, возможно, экономика немного стабилизируется. Многие экономические тренды сейчас находятся в положительной зоне. Мы видим у покупателей тенденции к накоплению. После кризиса уже прошло два года, поэтому логично, что скоро наступит время обновления техники, покупку которой откладывали в посткризисное время. Мы ожидаем, что в 2017 году российский рынок интернет-торговли будет расти, но рост этот вновь не будет высоким — в пределах 10%. Сами планируем расти быстрее рынка, в том числе и благодаря развитию нашей розничной сети (магазины-склады и пункты выдачи заказа «Ситилинк-мини»).
Юрий Мурат — региональный директор (Поволжье) интернет-компании «Юлмарт»:
— Важно отметить, что в конце 2015-го большинство экспертов высказывались за дальнейшее падение в обороте продаж как в целом, так и онлайн и предрекали существенное падение в сфере электроники. Согласно исследованию Nielsen, например, доля россиян, покупающих онлайн, изменилась незначительно и составила 88% к 89% (за 2015). Отдельные товарные категории по данным исследования ощутили заметный спад интереса клиентов. Так, доля, приходящаяся на косметику и средства для ухода, снизилась с 46% до 33%. Одежда и аксессуары просели с 64% в 2015 до 53% в 2016 году. Книги и электронику в 2016 году покупали 38% опрошенных, но в 2015 году эти доли были 45% и 50% соответственно. Проводившая исследование компания Nielsen объясняет падение спроса сразу в нескольких категориях общим снижением покупательской активности.
В 2015 году из-за скачка курса доллара население действительно активно покупало товары длительного пользования впрок. По этой причине в первом квартале 2016-го произошло резкое падение спроса, так как потребность в покупках еще не успела сформироваться. Начиная со второй половины 2016 года спрос восстановился и даже показал рост, но не успел компенсировать потери первого квартала.
Если рассматривать продажи в нашей компании, то нам удалось сохранить стабильную ситуацию, а такие направления, как одежда и косметика, например, показали существенный рост. Продажи в этих категориях увеличились, причем значительно, что связано с глобальным расширением ассортимента и эффективной маркетинговой политикой компании.
Нам удалось сохранить стабильную ситуацию не только в казанском, но и в других регионах присутствия, несмотря на все сложности прошедшего года.
Говоря о прогнозах на текущий год, давайте тут обратимся к двум основным вещам — исследованию РБК и нашим собственным прогнозам. Оценка всего рынка интернет-торговли в России составляет порядка 944,3 млрд руб. Для покупок интернет используют около 70% населения страны, а оборот достиг 2,2% от всех розничных продаж и в 2016-м вырос на 5,8% по сравнению с 2015 годом. Указанные данные и оценки бизнес-аналитиков позволяют говорить, что 2017 год станет годом еще более активного развития сферы электронной торговли.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.