После Казанской губернии: три сценария для создания Татарской республики

Административно-территориальное устройство Среднего Поволжья во второй половине XVI в. — начале XX в.: от Казанского царства до Татарской республики

Искандер Гилязов, профессор кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ и директор Института татарской энциклопедии, откликнулся своей статьей на работы коллеги Льва Жаржевского об истории изменения административного деления Татарстана после 1552 года до создания татарской автономии в 1920 году. Сегодня он завершает свой цикл рассказом о появлении татарской автономии.

После 1917 г. административная карта не только региона Среднего Поволжья, но и всей России изменилась кардинальным образом. И впервые в истории был декларирован учет национального фактора при составлении новой административной карты страны. Большевики предоставили независимость Финляндии и Польше и заявили о справедливом решении национального вопроса и для других народов России. Среди участников татарского национального движения после 1917 г. были сторонники разных вариантов реализации идеи государственности. Вначале основные споры велись вокруг проектов культурно-национальной автономии (без выделения конкретной территории для татарского государства) и территориальной автономии (с выделением исторически обоснованной территории). Когда же сторонников второго проекта оказалось больше, в разное время были предложены разные варианты его реализации.

1. Проект штата «Идель-Урал».

22 ноября 1917 г. в Уфе начались заседания Национального парламента (Миллят меджлиси), депутаты которого избирались в течение ноября. Депутаты представляли разные политические силы. Основной вопрос обсуждения касался национального самоопределения. После бурных и длительных обсуждений парламент предложил идею национально-территориальной автономии в форме Урало-Волжского штата в составе Российской республики. Это предполагало преобразование России из унитарного государства в федеративное.

Планировалось включить в состав территории штата полностью Казанскую, Уфимскую и Оренбургскую губернии, а также некоторые уезды и волости Пермской, Самарской, Симбирской и Вятской губерний с преобладающим татарским населением. На этой огромной территории проживали тогда около 7 миллионов человек, из них 3,7 миллиона татар и башкир, 2,7 миллиона русских, 0,5 миллиона чувашей, мари и удмуртов. Для реализации проекта Миллят меджлиси создал специальную Коллегию по созданию автономного Волго-Уральского штата. Но, во-первых, коллегии не удалось найти общего языка с большевиками, ориентируясь на Учредительное собрание; во-вторых, в проекте все-таки не полностью были учтены интересы нетатарского населения Среднего Поволжья и Приуралья. Поэтому и поддержка его среди населения региона была не полной, и объявленное на 28 февраля 1918 г. торжественное провозглашение штата «Идель-Урал» было воспринято советскими властями как политическая провокация. Проект остался нереализованным.

2. Проект Татаро-Башкирской Республики.

После провала попыток провозглашения штата «Идель-Урал» инициативу в этом вопросе взяла на себя советская власть, уделявшая в начале 1918 г. довольно большое внимание мусульманскому вопросу. 17 января 1918 г. при Наркомнаце был создан Комиссариат по делам мусульман Внутренней России во главе с депутатом Учредительного собрания, председателем Мусульманского социалистического комитета Муллануром Вахитовым. Именно этот орган способствовал консолидации широких слоев татар и башкир вокруг советской власти. 22 марта 1918 г. в газете «Известия» было опубликовано «Положение о Татаро-Башкирской Советской Республике», разработанное в Наркомнаце. Предполагалось объявить территорию Южного Урала и Среднего Поволжья Татаро-Башкирской Советской Республикой в составе РСФСР. В ее состав предполагалось включить Казанскую и Уфимскую губернии, башкирскую часть Оренбургской губернии, прилегающие районы Пермской, Вятской, Симбирской и Самарской губерний. Т. е. во многом границы будущей республики напоминали проект штата «Идель-Урал». Но в данном случае советская власть взяла бы под свой контроль процесс создания национальной государственности в Среднем Поволжье.

В мае-июне 1918 г. проект Татаро-Башкирской Республики обсуждался активно общественными и политическими кругами. И вроде бы проект встретил поддержку среди населения. Но и ему не было суждено осуществиться. Во-первых, летом 1918 г. именно Среднее Поволжье стало ареной многих важных событий гражданской войны, прежде всего, чехословацкого мятежа. Во-вторых, часть авторитетных башкирских политиков активно выступила против объединения башкир в одной республике с татарами, избрала свой башкирский совет — шуру и провозгласила свою национальную автономию. Таким образом и проект Татаро-Башкирской Республики остался только проектом.

3. Создание татарской автономии.

В период всей гражданской войны в Среднем Поволжье происходили военные столкновения, и заниматься вплотную вопросами национально-государственного строительства в этих условиях было невозможно. Когда из региона были вытеснены войска А.В. Колчака, местные политики и центральные власти вновь вернулись к этому вопросу. Башкиры быстрее воспользовались ситуацией — в марте 1919 они провозгласили Автономную Башкирскую Советскую Республику. Идея Татаро-Башкирской Республики оказалась уже неактуальной. 26 января 1920 года в Москве, в Политбюро ЦК РКП (б) было принято принципиальное решение о создании Татарской Советской Социалистической Республики. Тогда же была создана административная комиссия для определения границ будущей республики во главе с С. Саид-Галиевым. В конце февраля 1920 г. было опубликовано положение о Татарской ССР, где речь шла и о ее будущей территории. Предполагалось объединить районы с преобладающим татарским населением пяти губерний: Казанской, Уфимской, Самарской, Симбирской и Вятской. В положении перечислялись не только уезды и волости, которые должны были войти в ТССР, но и малые города и села.

Так на политической карте возникла Татарская Автономная Республика, которая и сегодня существует практически в границах 1920 г., но уже носит название Республика Татарстан.

Как мы видим, административное устройство Среднего Поволжья прошло на протяжении нескольких веков довольно сложный путь развития. Официальная власть всегда стремилась осуществлять неослабный контроль над этой территорией. При осуществлении реформ управления было заметно стремление ее к унификации управления регионами, и все-таки этническое своеобразие региона не могло не накладывать своего отпечатка на устремления власти, что уже особенно явственно сыграло свою роль в советское время. Так что в реализации реформ управления мы всегда отмечаем в Среднем Поволжье общее и особенное

Искандер Гилязов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Благодарим за содействие кафедру истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ


Новости партнеров