Охотники за «гробовыми»: как лжесудья и партнеры заработали миллионы на живых и мертвых

Липовые документы и карты с черного рынка были задействованы в схеме с участием приставов, налоговика, «сберовцев» и экс-полицейских

Охотники за «гробовыми»: как лжесудья и партнеры заработали миллионы на живых и мертвых
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Первый из десяти казанских охотников за «гробовыми» предстанет перед судом. В Московский райсуд Казани поступило дело обвиняемого в 43 удачных и не слишком попытках хищения 15 млн рублей с банковских счетов живых и мертвых казанцев. 31-летний Артур Назаров, ранее судимый за присвоение и разбой, заключил досудебное соглашение со следствием. Как выяснила газета «Реальное время», он полностью признал вину и помог раскрыть роль девяти других участников аферы. В числе обвиняемых — начальник подразделения из управления внутрибанковской безопасности Сбербанка с прошлым в УБЭПе и два замначальника казанских райотделов службы судебных приставов.

Следствие попало в десятку

21 февраля Московский райсуд Казани по ходатайству прокуратуры продлил на два месяца домашний арест досудебщику Артуру Назарову. Материалы его дела уже поступили в суд, однако к производству суд их пока не принял. Без продления меры пресечения Назаров уже 25 февраля мог бы снять электронный браслет и гулять ежедневно не по два часа, а сколько захочется, не уведомляя об этом приставов. Однако за плечами у Назарова — непогашенная судимость, а впереди — суд по целому букету обвинений в аферах. Так что против продления домашнего ареста он вчера совсем не возражал.

Суду Назаров представился отцом пятилетнего сына и временно безработным. Образование — неполное высшее. Когда-то учился на юриста, но диплом не получил. «Работать нужно было», — объясняет расставание с вузом обвиняемый в подделках судебных приказов и решений. Кем работал, не поясняет. Говорит, что слегка обижен на прессу, — в первых материалах о «деле приставов» его ошибочно называли марийским сожителем бывшей сотрудницы УФССП по РТ Эльверы Майоровой. Поскольку именно так характеризовал Назарова главный судебный пристав РТ Радик Ильясов.

По данным Следкома по РТ, основное «дело приставов» в 35 томах до суда пока не дошло. С материалами дела знакомятся девять обвиняемых. Это инспектор отдела оперативного контроля налоговой инспекции Павел Гурьянов, ранее судимая за хищения у должников экс-пристав Майорова и еще четверо ее коллег (в СМИ уже называли Ильсура Авзалова и Рамиля Хазиева), личности еще двоих — замначальников Советского и Приволжского райотделов УФССП по РТ следователи пока не разглашают. К ответственности привлекают экс-менеджера по продажам челнинского отделения Сбербанка, бывшего бэповца из УВД и его сослуживца — нерядового сотрудника управления внутрибанковской безопасности Сбербанка.

По данным Следкома по РТ, основное «дело приставов» в 35 томах до суда пока не дошло. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Как «пилили» деньги живых и мертвых

В Следкоме считают эту группу причастной к 16 хищениям с банковских счетов граждан и организаций и 27 попыткам таковых с сентября 2015 года по июнь 2016 года. Так, год назад со счета казанского пенсионера, скончавшегося в ноябре 2015-го, списали 1 млн 728 тысяч рублей в пользу некоего гражданина, якобы дававшего покойному в долг. Взыскание было проведено по фальсифицированному приказу мировой судьи Кировского района Казани. Причем, чтобы эта липа попала на исполнение к нужному приставу Авзалову в Приволжский отдел, адрес прижизненной регистрации «должника» изменили. Деньги из банка ушли на счет номинального владельца карты в Марий Эл. Такие карты либо покупались вместе с паролями на черном рынке, либо открывались на подставных кредиторов.

На предварительном следствии Майорова вспоминала, как «пилили» тот вклад: приставу — 800 тысяч рублей (сам Авзалов признавал лишь 600 тыс., — прим. ред.), остальным распорядилась она с Назаровым. Таким образом, были списаны деньги девяти покойников и нескольких вполне живых фирм. Общий ущерб похищенного в третьем отделе Следкома по РТ оценили в 7 с лишним млн рублей. Еще столько же аферисты увести не смогли из-за ошибок в банковских реквизитах, блокировки счетов налоговой и бдительности коллег коррумпированных приставов, которые от пострадавших и спецслужб узнали о серии афер.

6 июля 2016 года Майорову, Назарова с одним из подельников задержали сотрудники УФСБ по РТ. Чтобы размотать всю цепочку, понадобилось еще семь месяцев. В Следкоме полагают, информация о владельцах счетов попадала к организаторам аферы несколькими способами. Сведениями из базы налоговой делился инспектор этой службы, данные о средствах на счете поставляли через экс-полицейского безопасник и менеджер банка (позже такой список нашли в кабинете безопасника при обыске). Иногда с подачи самих приставов под взыскание лже-Фемиды попадали даже арестованные средства должников, временно помещенные на счета УФССП по РТ. Украденными таким образом оказались 347,7 тысячи рублей, ранее взысканные в пользу Росимущества с казанского предпринимателя!

Следком: продажные приставы и банкиры вину признали

Всего по делу проходят 43 липовых судебных приказа и исполнительных листа о взыскании долгов с банковских счетов казанцев и казанских фирм. Несколько гербовых печатей судов нашли при обыске у Назарова. По версии следствия, приобретал он их на сайтах-однодневках, где продают дипломы, права, страховые полисы, а еще предлагают услуги по «отрисовке любых документов» и изготовлению печатей «по образцу» на лазерном гравере.

Кто поставлял казанцу подделки штампов Советского райсуда Казани и судебных участков мировых судей разных районов Казани и Саратова, следствие не установило. Что характерно — штамповкой исполнительных листов от Советского райсуда аферисты занялись, когда информация о подделках судебных приказов уже выплыла и начала активно проверяться спецслужбами. За служителей Фемиды, признался недоучившийся юрист, расписывался сам, но был лишь средним звеном в преступном конвейере.

В числе собранных оперативниками ФСБ и следователями вещдоков — смс-сообщения фигурантов, записи телефонных переговоров и видеозаписи снятия наличных средств, ну и копии липовых приказов, которых настоящие судьи никогда не выносили. Под тяжестью улик вину признали даже те фигуранты, которые поначалу твердили об оговоре, — говорят в Следкоме по РТ. Часть обвиняемых находится под домашним арестом, часть под подпиской о невыезде. Ожидается, что о завершении расследования и направлении дела в прокуратуру РТ будет объявлено уже в марте.

Ирина Плотникова

Новости партнеров