«Я оптимист и верю в светлое будущее, где в туалетах не стоят скрытые камеры»

Колонка Павла Шмакова об участившихся школьных скандалах

На прошлой неделе Татарстан сотряс скандал вокруг средней школы в Тукаевском районе, в которой директор установил видеокамеры в женском туалете. Известный российский и финский педагог, колумнист «Реального времени» Павел Шмаков в авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, делится мыслями, почему в учреждениях, где должны обучать и воспитывать, все чаще возникают подобные скандалы с пикантными подробностями.

Скандал за скандалом

В сентябре мы узнали, что в одной из самых-самых лучших школ России, в 57-й школе Москвы, учитель истории в течение многих лет занимался сексуальным просвещением учениц. Не простой учитель, а руководитель Фонда друзей школы. Близко знакомый с директором.

Менее известна история, как научно нечистоплотный человек был директором не менее известной школы — Специализированного учебно-научного центра при МГУ.

Сейчас телевидение через день показывает кадры из жизни «Лиги школ», директора и завуча которой десятки учениц обвиняют в сексуальном домогательстве. С доказательствами пока непонятно, но уже десятки статей и телепередач, тысячи постов в «Фейсбуке»…

Мы живем в больной стране. Что далеко ходить — в 2011 году мэр Казани и президент Республики Татарстан пригласили меня вернуться на родину. С августа я стал директором Лицея имени Лобачевского. Из 600 человек, обучавшихся на тот момент в самой престижной школе Казани, свыше 240 было зачислено «по звонку», за деньги или со страха. «Как бы чего не вышло», если они не будут зачислены, полагала, наверное, администрация школы. Среди этих 240 — как дети богатых родителей, так и тех, кто принимает решения. На два года прекратилась эта позорная процедура зачисления «слева». В 2013-м мы смогли вывести лицей в топ-25 лучших школ России. В том же году лицей ликвидировали. Важно заметить, что родители этих 240 детей продолжают трудиться на своих местах.

«Директор одной из школ Тукаевского района установил скрытые камеры в женских туалетах. В одной из лучших школ Казани во время экзамена учителя отправляют быстро написавших сверить свои решения с правильными, оставленными на стенах туалета». Фото im-joseph.com

Припугнуть детишек

Последние новости. Директор одной из школ Тукаевского района установил скрытые камеры в женских туалетах. В одной из лучших школ Казани во время экзамена учителя отправляют быстро написавших сверить свои решения с правильными, оставленными на стенах туалета.

А вот еще одно недавнее обсуждение в «Фейсбуке»: «Эпопея с попытками педагогического воздействия продолжалась 2 недели… Тогда я попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек. Он парень не по годам рослый, толстым голосом говорить умеет. Сын отказывался. Он тоже говорил с учительницей и так же безрезультатно. Тогда он подошел на перемене к классу младшего брата и в тот момент, когда детишки с воплем «жирныыыыый» шли на таран, схватил парочку за руки, а потом сказал страшным голосом, что «…если …еще раз …кто-нибудь… младшего брата… обидит…». Все. Занавес. Никто никогда в школе моего ребенка больше не обижал». «Мой старший сын сказал детям, что, если они не оставят его брата в покое, то он поступит с ними так же, как они поступают с его братом. Это было эффективно и безболезненно. Для всех. Более того, это было согласовано с педагогом, юная учительница была бессильна. Нет, мне не стыдно».

Перечитываю. «Тогда я попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек. Это было согласовано с педагогом… Нет, мне не стыдно».

Было ли что-либо подобное раньше? Было. И ложь. И драки. И изнасилования. Но масштаб был иным. Сейчас — иное время. Наши дети перестают читать книги. Мужчины сидят в присутствии женщин. Учитель, точнее, учительница — не относится к числу тех, на кого хочется быть похожим. Мужчины в школе встречаются редко, а встречающиеся — мало зарабатывают. Женщина в школе выглядит существенно хуже, чем актриса на экране. Школьницы «парят» (это про вэйпы, новомодные электронные сигареты).

«Мы ночуем с детьми в школе, поем с ними песни, приглашая поучаствовать в этом и родителей. Опасно ли это? Опасно. Но не для детей. А для руководителей нашей школы, которую любят проверять сотрудники прокуратуры». Фото shkolasolnce.ru

«Я оптимист и верю в лучшее»

Есть ли свет в конце туннеля? Есть. Мне видится, что выход — в открытости. В школе СОлНЦе, имеющей титул «Лучшая школа Татарстана», которую мы строим с 2013 года на руинах Лицея при КФУ, дети воровали. А мы не прятали голову в песок, мы говорим и пишем на стенке в социальной сети «ВКонтакте» об этой грязи… Сейчас воруют меньше.

Мы участвуем в обсуждении про эту маму, которая «попросила своего старшего сына, пятиклассника, припугнуть детишек». Спорим с ее друзьями, поддерживающими это припугивание детей.

Мы ночуем с детьми в школе, поем с ними песни, приглашая поучаствовать в этом и родителей. Опасно ли это? Опасно. Но не для детей. А для руководителей нашей школы, которую любят проверять сотрудники прокуратуры, и почему-то именно те сотрудники, чьих детей мы когда-то не взяли в школу «по звонку» из этого грозного ведомства.

Я оптимист и верю в лучшее. В светлое будущее. В то, где меньше дураков и подлецов. Где смеются дети. Где Волга чистая. Где в туалетах не стоят скрытые камеры.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ. По итогам 2012-2013 учебного года этот лицей, единственный из Татарстана, вошел в топ-25 лучших школ России.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров