Гала-концерт Шаляпинского фестиваля: три часа оваций
Вчера и сегодня на сцене казанской оперы «все звезды»
Завершается международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. Два традиционных гала-концерта — это как вишенка на торте. Квартет четырех теноров, проявление лояльности к Украине, великолепные Михаил Казаков и Евгений Михайлов и много других сюрпризов — это все гала-концерт Шаляпинского.
Тайна ларца
Приспущенные люстры, канделябры со свечами, цветы по периметру сцены и огромный, почти во весь задник, портрет Шаляпина — это все антураж гала-концерта тридцать пятого оперного феста. Традиционно он проходит при аншлаге, несмотря на недешевые, по казанским меркам, билеты. В зале политики, известные бизнесмены, все те, кто любит оперу и ждет этого события целый год.
Элегантный Эдуард Трескин делает короткий экскурс в биографию Шаляпина, он касается казанской темы. Трескин напоминает публике, что Шаляпин считал Казань лучшим городом мира и всегда со слезами умиления вспоминал все хорошее и не очень хорошее, что происходило с ним на родине.
Любопытная деталь: всю жизнь в одном из чемоданов Федор Иванович возил с собой небольшой ларчик, никогда не открывая его при ком-либо. Разгадали тайну ларца уже после ухода Шаляпина из жизни. В ларчике была горсть казанской земли!
Поскольку фестиваль наш носит имя великого баса, без шаляпинского репертуара в концерте обойтись было нельзя. Его с блеском исполнил солист Большого театра и казанской оперы Михаил Казаков, он создал два полярных образа — Мефистофеля и дона Базилио, сделав это ярко и убедительно. Казаков очень вырос за последние годы, что заметно и в его вокале, и в актерской игре. Последнее очень отрадно, потому что если мы говорим о шаляпинских традициях, то Федор Иванович очень тщательно подходил именно к созданию образов.
Блеснул в финале первого отделения и еще один выпускник Казанской консерватории пианист Евгений Михайлов, он исполнил с оркестром финал Первого концерта Чайковского. И хотя дирижер, стоящий за пультом, не особенно обременял себя фразировкой, Михайлов показал великолепную технику, огорчив публику тем, что этот его номер был в концерте единственным.
Сергей Ковнир, бас с Украины, помимо арии из оперы «Джоконда», исполнил еще и украинскую народную песню «Дивлюсь я на небо», сорвав долгие аплодисменты. Казанцы в очередной раз продемонстрировали свою политкорректность и понимание того, что политические игры — это одно, а музыкальное пространство неделимо.
Четыре принца
Надо отметить, что концерт в этом году (его режиссировала Светлана Смирнова) был очень грамотно выстроен, у него даже прослеживалась некая драматургия. И, естественно, как при всякой драматургии, были свои герои. Один из них — Василий Ладюк. Баритон из «Новой оперы» блистал — будь то пролог из «Паяцев» или стопроцентно удачный во всех концертах номер — ария Роберта из «Иоланты».
Прогнозируемо хорош был еще один любимец казанской публики — Рональд Самм. Разумеется, без куплетов Спортинга Лайфа из «Порги и Бесс» не обошлось. Но это было далеко не все. Нынешний концерт собрал четырех теноров — уже названного Рональда Самма, Сергея Скороходова из Мариинского театра, Нурлана Бекмухамбетова из «Новой оперы» и бессменного фаворита казанских меломанов Ахмеда Агади из Мариинки.
Неожиданно возник квартет, когда теноры пели неаполитанские песни, затем исполнили все четверо, поочередно, арию Калафа из «Турандот». И если отдавать кому-то из четырех пальму первенства, то по справедливости она должна достаться обладателю красивейшего голоса харизматичному Ахмеду Агади.
Очень приятным и трогательным было выступление в концерте двух певиц, представлявших казанскую оперу, — Гульноры Гатиной и Венеры Протасовой. Казанские солистки не потерялись на фоне своих, быть может, более титулованных коллег, отрадно, что обе они очень молоды и у них еще все впереди.
Получили свою долю заслуженных аплодисментов и еще две певицы, участвующих в концерте — Елена Максимова из Венской оперы, украсившая гала-концерт Сегидильей, и Анна Аглатова из Большого театра. Дуэт цветов в исполнении Аглатовой и Максимовой из оперы Делиба «Лакме» был одним из красивейших номеров концерта.
На этот раз вполне заслужило внимание и выступление хора нашей оперы в гала-концерте. Он выполнял отнюдь не служебную функцию и был полноправным участником действа. Сцена бури из «Отелло» и хор ведьм из «Макбета» были сделаны мастерски, с необходимой долей драматизма и темперамента.
Финал концерта был красив: на сцене оркестр, дирижер Марко Боэми и все участники гала. В зале — овации и сожаление. Сожаление от того, что ждать Шаляпинского фестиваля придется целый год.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.