Правительство РФ дало надежду на санацию Татфондбанка

Однако эксперты «Реального времени» считают, что клиентам ТФБ можно уповать на новый закон, но готовиться к худшему

Правительство РФ дало надежду на санацию Татфондбанка
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Правительство России поддержало законопроект о новом механизме санации банков путем создания специального фонда для оздоровления кредитных организаций. Скажется ли это решение на дальнейшей судьбе Татфондбанка, каков наиболее вероятный прогноз развития событий и что эксперты советуют предпринять пострадавшим клиентам — в материале «Реального времени».

Центробанк хочет скинуть бремя санации

17 февраля на сайте кабмина РФ появилась информация о поддержке правительством России нового варианта санации банков. В частности, предлагается создать совместный фонд банковского сектора и управляющей компании от лица Центробанка. Таким образом, модель финансового оздоровления изменится с кредитной на акционерную. Деньги будут направлены напрямую в капитал санируемого банка.

По мнению регулятора, новая модель санации позволит сэкономить время и деньги государства в то время, как прежняя была весьма неэффективной. Так, по данным Агентства страхования вкладов, на 1 января 2017 года общий размер финансирования мероприятий по санации банков в России с учетом погашения основного долга составил почти 1,2 трлн рублей. При этом всего под санацию попало 26 банков, из которых, как отмечают эксперты, ни один не был успешно восстановлен: либо оздоровление продолжается до сих пор, либо проблемную кредитную организацию поглотил санатор.

Павел Самиев: «Сейчас вопрос в том, что старая модель уходит, а новая еще не появилась. Она анонсирована, но фактически работать еще не может. Поэтому сейчас в такой ситуации все банки, которые находятся в подвешенном состоянии»

«Вся эта история с ТФБ долго развивается, но при этом лицензия до сих пор не была отозвана»

Что в этой связи ждет Татфондбанк — эксперты расходятся во мнениях. Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства, полагает, что шансы на санацию у ТФБ все еще достаточно высоки.

— Старая модель санации имела минусы. Сейчас к ней стало слишком много критики, хотя она была не настолько плоха, чтобы ее так критиковали. Сейчас вопрос в том, что старая модель уходит, а новая еще не появилась. Она анонсирована, но фактически работать еще не может. Поэтому сейчас в такой ситуации все банки, которые находятся в подвешенном состоянии: то ли это санация будет, то ли отзыв лицензии, — поясняет Павел Самиев.

По мнению эксперта, решение по «Татфонду» затянулось не столько из-за сложности самой ситуации в банке, сколько как раз по причине обсуждения нового механизма финансового оздоровления в целом для всех проблемных российских банков.

— Да, вся эта история с ТФБ долго развивается, но при этом лицензия до сих пор не была отозвана. Мне кажется, санация здесь достаточно вероятна. По крайней мере, шансы на санацию высокие. Вопрос, скорее, даже в общем подходе к модели санации. Новая пока не проработана, — добавляет Самиев.

Максим Осадчий: «Это может быть очень длительной процедурой, если действительно пойдут по пути отзыва лицензии. И, судя по поступающей информации, я все же склоняюсь к варианту с банкротством. Потому что, скорее всего, там санировать-то нечего». Фото raexpert.ru

«Вероятнее всего, лицензию банка отзовут»

Между тем начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий, говоря о ситуации с ТФБ, настроен менее оптимистично. По его мнению, отзыв лицензии у банка наиболее вероятен, и в этом случае процесс дальнейшего банкротства может занять годы.

— Можно посмотреть, как долго тянутся эти процессы по другим банкам. Это может быть очень длительной процедурой, если действительно пойдут по пути отзыва лицензии. И, судя по поступающей информации, я все же склоняюсь к варианту с банкротством. Потому что, скорее всего, там санировать-то нечего, — скептически заметил Максим Осадчий.

Что касается примерных сумм денег, которые смогут вернуть кредиторы ТФБ первой, второй и третьей очереди, прогноз еще более пессимистичный. Напомним, в первую очередь Агентство страхования вкладов (АСВ) удовлетворяет требования вкладчиков-физлиц. Кроме того, АСВ и Центробанк имеют право возместить средства, потраченные ими на погашение обязательств перед частными вкладчиками. Во вторую очередь агентство удовлетворяет требования кредиторов по выплате выходных пособий и оплате труда, и только в третью — иные требования, в том числе по юрлицам.

— Я не совсем уверен, что на первую очередь выплат хватит. До второй и третьей очереди вовсе может не дойти. Банк был очень гнилой, по сути, доведен до ручки, — поясняет начальник аналитического управления БКФ. Впрочем, полностью вариант с санацией ТФБ Осадчий не исключает.

Таким же мнением о дальнейшем развитии событий в ТФБ с «Реальным временем» поделилась и арбитражный управляющий Любовь Пономарева, состоящая в реестре Центробанка и аккредитованная им в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, а также единственный представитель Татарстана в списке ЦБ. «Вероятнее всего, да, лицензию банка отзовут», — говорит эксперт.

Клиенты ТФБ в ожидании решения по своему банку разработали ряд предложений. В частности, и юрлица, и физлица готовы участвовать в санации Татфондбанка. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«В комитет кредиторов нужно ввести своего человека»

Клиенты ТФБ в ожидании решения по своему банку разработали ряд предложений. В частности, и юрлица, и физлица готовы участвовать в санации Татфондбанка, согласны на bail-in и добровольный временный мораторий на операции. Если ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию, обговаривают возможности войти в комитет кредиторов, чтобы защитить свои интересы.

— Физлицам сейчас, мне кажется, ничего делать не надо. Ну что они могут сейчас сделать? Только ждать окончательного решения. То, что крупные кредиторы предлагают свое участие в bail-in, — это все правильно, один из вариантов модели это предусматривал. Правда, Центробанк уже не так оптимистично к этому относится, как раньше. Сначала был энтузиазм, что если внедрить bail-in, то многие санации будут идти более гладко. Сейчас посчитали, как это будет действовать, насколько риски высоки для этой системы, как эффективно это сделать, чтобы не разбалансировать модель. Выяснилось, что не все здесь очевидно, — отмечает Павел Самиев. Предпринимать другие действия, кроме как находиться в постоянном диалоге с регулятором, клиентам ТФБ эксперт не советует.

В случае развития варианта с санацией ТФБ Максим Осадчий поддерживает намерение пострадавших клиентов банка поучаствовать в ней: «Им желательно входить в структуры, которые позволят участвовать в процессе, чтобы банк не раздербанили при санации или в условиях отзыва лицензии. Потому что надо наблюдать за этим процессом».

— Войти в комитет кредиторов, наверное, это возможно, — говорит Любовь Пономарева. — На месте юрлиц я бы создала коалицию и попыталась бы в комитет кредиторов провести своего человека, чтобы он грамотно и целенаправленно отстаивал их интересы.

Физлицам можно действовать и по отдельности, а вот «юрикам» лучше объединиться, — подытожила эксперт.

Василя Ширшова

Новости партнеров