Операция «Эвакуация»: подвиг татарстанских гвардейцев тыла

В связи с удаленностью театра военных действий ТАССР стала одной из важных тыловых баз страны. В годы Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано из западных областей страны, Москвы и Ленинграда более 70 заводов и фабрик, научно-исследовательских институтов, почти 270 тысяч тружеников и их семей. Все эти предприятия были быстро размещены, смонтированы и вступили в строй действующих. О том, как жители Татарстана и экономика республики пережили страшные годы, читайте в посвященном 70-летию Великой Победы цикле материалов обозревателя «Реального времени» Альберта Бикбова.

Гвардейцы тыла

Тяжелым бременем легли 1 418 дней и ночей битвы с фашизмом на плечи жителей Татарстана. Много жителей республики ушло на фронт. Более 560 тыс. ушли на поля сражений, свыше 300 тыс. не вернулись домой. На территории республики были сформированы семь дивизий, сотни отдельных маршевых рот. Более 200 наших соотечественников удостоены звания Героя Советского Союза, 50 стали полными кавалерами ордена Славы, сотни тысяч награждены орденами и медалями уже в ходе войны. Все они — татары, русские, чуваши, марийцы, украинцы и евреи, мордва и белорусы, представители десятков других народов — с честью выполнили свой гражданский долг.

В результате эвакуации предприятий в Казань население города возросло почти в два раза, а после войны значительная часть эвакуированных осела в Казани, увеличив в итоге ее численность почти в полтора раза. В 1939 году население Казани составляет 406 тыс. человек, уже к весне 1942 года число жителей выросло до 515 тыс. человек, в 1956 году — уже 565 тыс. человек.

В городе с жильем и так было негусто, так что ситуация с жилищным обеспечением прибывших складывалась тяжелая. Под жилье приспосабливались клубы, кинотеатры, складские помещения, производственные здания, школы, дачные постройки. Казанцам пришлось потесниться в своих квартирах, давая приют соотечественникам из Москвы и Ленинграда, Белоруссии и Украины. На одного человека, например, в 1943 году приходилось в среднем по 3,3 квадратного метра жилой площади, но нередки были случаи, когда на человека приходилось по 2-3 и менее «квадратов». Многие рабочие и служащие из-за отсутствия помещений были вынуждены проживать на расстоянии 10-20 километров от места работы и добираться до нее по 2-4 часа. Так что ночевки на работе были не редкостью. Бывало, люди вообще на производстве жили и работали, видясь с семьей в очень редкие выходные.

О самоотверженной героической работе тружеников тыла в годы войны ярко рассказала стригальщица Казанского мехкомбината Герой Социалистического труда Евдокия Никитина. Она вспоминала: «Когда требовалось, люди совсем не покидали цехов, работали с короткими передышками по 18-20 часов кряду, по несколько смен. Бывало, усталость валила с ног, засыпали тут же, у машин, а через два-три часа, поборов сон, поднимались, сменяли своих уставших подруг».

Семидневная рабочая неделя, без выходных, без отпусков

В 1942 году в Казани функционировали 31 предприятие пищевой, 40 — легкой и местной промышленности, а также десятки предприятий машиностроительной, медицинской, оборонной промышленности и 50 артелей промкооперации. На всех предприятиях города работало тогда свыше 121 000 человек.

Вполне логично, что постановлением правительства СССР Казань с самого начала войны была отнесена к режимным городам первой категории. В вечернее и ночное время усилилось милицейское патрулирование, неусыпно велось наблюдение за охраной промышленных предприятий и жилых домов. Сразу же был запущен ряд мер кадрового характера: введена семидневная рабочая неделя, отменены очередные и дополнительные отпуска с заменой их денежной компенсацией, введены сначала всеобщая трудовая повинность, затем трудовая мобилизация с последствиями уголовного наказания за опоздание на работу или самовольное ее оставление. Население республики в принудительном порядке привлекалось к разного рода общественно-полезным работам: на лесозаготовки, торфоразработки, расчистку площадей под строительство. Тяжелым испытанием для жителей Татарстана стало строительство Волжского оборонительного рубежа, возведенного в короткие сроки с целью подготовки территории на случай возникновения реальной опасности проникновения врага в тыл страны.

С целью обеспечения населения основными продовольственными и промышленными товарами была введена карточная система, но и она не могла удовлетворить необходимых требований граждан. К тому же нормированному снабжению подлежали только жители городов и представители сельской интеллигенции. Колхозники были лишены даже этой поддержки со стороны государства. Выдача продовольствия крестьянам зависела исключительно от выработанных ими трудодней. А она по сравнению с довоенным периодом сократилась почти в три раза.

600 видов продукции

Промышленность ТАССР в годы войны выпускала для нужд фронта более 600 видов продукции, в том числе боевые самолеты, авиационные приборы и парашюты, десантные суда, бронекатера и бронепоезда, средства связи, оружие, артиллерийские и стрелковые боеприпасы, реактивные снаряды для знаменитых «Катюш», различное военное снаряжение, обмундирование и обувь.

Уже в начале 1942 года в республике не было ни одного завода, ни одной фабрики или мастерской, которые бы не выполняли заказы для фронта. Основные фонды предприятий ТАССР за годы войны возросли более чем вдвое, тогда как в целом по стране они значительно уменьшились. Объем валовой продукции промышленности ТАССР по сравнению с довоенным 1940 годом вырос в 1941 году в 1,4 раза, в 1942 году — в 2,4 раза, а в 1944 году — в три с лишним раза.

Что резко контрастирует с нынешними «нулевыми» темпами роста промышленности.

Миллионы пудов продовольствия — фронту

Крайне сложным было положение в сельском хозяйстве республики. Все мужское население призывного возраста было мобилизовано в армию. Заменив ушедших на войну мужчин, женщины, дети и старики по-ударному работали на колхозных, совхозных полях и фермах.

На нужды войны, особенно в ее первый год, были отправлены те немногочисленные трактора и автомашины, что имелись в хозяйствах. В колхозах, совхозах, МТС Татарстана к концу 1941 года оставалась всего одна автомашина из десяти, резко уменьшилось количество лошадей — основной тягловой силы села, в связи с чем приходилось использовать в качестве тягловой силы коров.

Планы сдачи сельхозпродуктов и внеплановые их изъятия свели до минимума оплату труда. При этом размеры обязательных поставок государству сельхозпродукции устанавливались не из числа работающих в колхозах, а исходя из расчета пашни, закрепленной за ними. Проблема дефицита рабочей силы в сельском хозяйстве решалась исключительно за счет интенсификации труда и ужесточения дисциплины. В 1942 г. для колхозников был определен обязательный минимум трудодней (100-150 для взрослых, не менее 50 для подростков), за невыполнение которого они могли быть привлечены к судебной ответственности. Для личного потребления оставалась только ничтожно малая продукция, полученная за трудодни, а также с приусадебного участка.

Ценой тяжелейшего труда сельское хозяйство республики дало фронту 131 миллион пудов хлеба, 59 миллионов пудов мяса, 39 миллионов пудов картофеля и овощей, 200 миллионов литров молока, полмиллиона пудов шерсти.

Однако сельскохозяйственной периферией Татарстану остаться не довелось. Расположенный в глубоком тылу регион был выбран площадкой для эвакуации оказавшихся в зоне боевых действий предприятий. О том, как была реализована беспрецедентная спецоперация по переносу промышленности страны, читайте далее в цикле материалов «Реального времени».

Продолжение следует

На постере — выпуск боеприпасов на одном из военных производств Татарской республики. 1942 г. Фото из Национального архива РТ

Часть 1. Операция «Эвакуация»: как спасали промышленность СССР в первые месяцы войны

Альберт Бикбов, по материалам Главного архивного управления РТ

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров