«Раннее бронирование Турции превзошло все наши ожидания»
Участники тур-индустрии Татарстана ждут роста за счет курортов с all inclusive и опасаются наплыва китайских туристов в Казани
На рынке туриндустрии наблюдается оживление, связанное с началом продажи туров в Турцию — уже на данный момент количество броней превосходит все ожидания. Это дает надежду на то, что в 2017 году рынок, спустя нескольких лет падения, наконец покажет рост. Ожидают рост туристов и в Казани, в чем должны помочь открытые в 2016 причалы в Болгаре и Свияжске. О том, с какими проблемами сейчас сталкиваются туристы и представители туриндустрии, а также чего ждут эксперты от 2017 года, представители отрасли поговорили на бизнес-бранче «Реального времени».
Турция бьет рекорды
По словам директора компании «Мастер Тур» Гульнары Хусаиновой, 2016 год в целом оказался одним из самых тяжелых для туриндустрии за последние 10 лет. При этом с конца мая ситуация начала налаживаться. Успешным для игроков рынка оказался Новый год — на праздники хорошо продавались как южные курорты, так и горнолыжные. В целом, по ее оценкам, прирост по сравнению с 2015 годом если и был, то незначительный.
— Мы можем предполагать, что достигли некоего дна, потому что по тем тенденциям, которые проглядываются на этот сезон по графикам движения поездок и теплоходов, видно, что уровень продаж прошлого года сохранится, — считает заместитель директора «Спутник-Транс-Сервис» Юрий Перцев. Он также напомнил, что в 2015 году по сравнению с 2014 спад составил 50%.
Однако с таким прогнозом согласились не все, считая, что 2017 год в этом плане обещает больше перспектив — после открытия Турции АТОР зафиксировал небывалый ажиотаж по этому направлению. «На сегодняшний момент раннее бронирование Турции превзошло все наши ожидания», — подтверждает президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан, генеральный директор «Персона Грата» Рамиль Мифтахов. По его словам, каждый день они обслуживают по две-три заявки в Турцию. Интерес туристов к этому столь уже полюбившемуся россиянам курорту также подогревают большие скидки в том числе и на дорогие отели по раннему бронированию — цены падают до 40% или на 100 тысяч рублей.
Турция заберет туристов в первую очередь из Туниса. Мифтахов отметил, что в прошлом году за счет Турции направление приросло на 1200%: всего туда было отправлено около полумиллиона российских туристов, при этом, например, в 2014 году — порядка 47 тысяч человек. Скажется открытие курорта с all inclusive также на Греции, которая будет от безвыходности снижать цены до турецких, а также на Болгарии и Крыме. «В основном «перетекать» туристы, конечно, будут из Крыма. Это 100%, потому что те, кто съездил туда в 2016 году, наверное, уже не поедут при открытой Турции. Во-первых, море — сезон там достаточно короткий. Кроме того, в Турции в каждом отеле собственный пляж, а в Крыму городские пляжи неухоженные и так далее. Конечно, это будет проблема», — считает Леонид Пресс, генеральный директор компании «СТЕН».
По мнению генерального директора Туристско-информационного центра Казани Натальи Абрамович, скажется открытие Турции и на внутреннем рынке — люди вместо того, чтобы путешествовать по России, стали экономить и откладывать деньги, чтобы снова отправиться к турецким берегам. Именно с этим она связала и провальный для туризма декабрь в Казани. «В общем-то Новый год, на мой взгляд, это уже показал, потому что люди сейчас просто начали экономить на поездках внутри России, чтобы летом иметь возможность поехать уже на море в Турцию».
Татарстану стоит опасаться китайцев?
В скором времени столица республики пополнится новым международным рейсом — AirBaltic 26 апреля 2017 года запустит рейсы по маршруту Рига — Казань, который, наравне с маршрутами Finnair, станет связующим звеном между Татарстаном и Европой. Однако участники бизнес-бранча «Реального времени» к новому маршруту относятся со скепсисом. «Я считаю, что этот рейс совершенно не нужен, потому что, как хаб, он полностью дублирует хельсинский, при чем Finnair намного лучше AirBaltic», — говорит Леонид Пресс. И, как следствие, по его мнению, долго этот рейс не продержится.
По словам Рамиля Мифтахова, он встречался с представителями AirBaltic, которые и рассказали ему о своих намерениях открыть новый маршрут из Казани. Он также напомнил, что, например, в Finnair в свое время говорили о том, что они закладывают в новый рейс три убыточных года. И, соответственно, сможет ли конкурировать латвийская авиакомпания, зависит от того, хватит ли у них на это ресурсов.
Напротив, перспективным участники бизнес-бранча считают китайские рейсы. В частности регулярный рейс может открыть «ВИМ-Авиа». В этом году планируется, что рейсы из Урумчи будут осуществляться два раза в неделю. И если прошлогодний маршрут включал в себя посещение не только Казани, но также Санкт-Петербурга и Москвы, то в этом году разрабатывается еще один, альтернативный маршрут, который позволит оставить китайских туристов в Татарстане.
— Так как частота рейса в этом году планируется два раза в неделю, есть те, кто поедет на четыре дня. Они останутся в Татарстане — в понедельник вылетел и в четверг улетел. Или в четверг прилетел и в понедельник улетел, — рассказал Мифтахов. По его словам, в Татарстане они чувствуют себя очень комфортно и любят татарскую кухню. Но для них важно, чтобы как минимум раз в день их кормили китайской едой.
В свою очередь в Казани к приему китайских туристов подготовились — один отель получил сертификат China friendly, который подразумевает под собой программу по созданию комфортной среды для китайцев. В этом году также ведутся переговоры еще с тремя гостинцами, в которых будут преимущественно жить гости из Поднебесной. Специально для них в этих местах размещения будут отдельно готовить китайский стол.
— И даже деньги они не ввозят в Россию. Они остаются там. То есть внешнеэкономической деятельности нет, — продолжил Мифтахов. Как оказалось, например, в том же Санкт-Петербурге сейчас многие просто отказываются работать с китайскими туристами.
По словам директора Туристско-информационного центра Казани, если такая же ситуация сложится в Татарстане — то можно будет хоронить местный туристический бизнес.
С причалами, но без автобусов
Большим подспорьем в развитии внутреннего туризма стало обустройство водных подходов к причалу, что позволило принимать многопалубные суда в Свияжске. Новый причал летом прошлого года появился и в Болгаре.
Рамиль Мифтахов отмечает, что турпоток в связи с этим вырос и статистика говорит о том, что к концу года там было много судозаходов. Развитием этого направления занимается госкомитет по туризму — так, его председатель Сергей Иванов даже специально ездил договариваться с крупнейшими судоходными компаниями, которые формируют программы в Нижний Новгород и Самару. Такие меры связаны с тем, что своего флота у республики нет.
В разговоре о транспорте также была поднята проблема, которая уже озвучивалась на предыдущем бизнес-бранче по туризму. В республике не хватает туристических автобусов. Та же транспортная компания «Буревестник», закупив в 2013 году перед Универсиадой 120 автобусов, на сегодняшний момент большую их часть в связи с нерентабельностью распродала и оставила всего 53.
— Непонятно как разрешить проблему. Помимо «Буревестника» есть другие транспортные компании, которые очень неустойчивы на рынке, но стоимость автобуса от 3,5 млн до 6 млн, срок окупаемости громадный, и все боятся. Но тем не менее новые единицы транспорта появляются — даже за последние три месяца, я сама знаю, что два автобуса закупили две разные компании, — рассказала Наталья Абрамович.
Кроме того, как прозвучало на итоговой коллегии комитета по туризму, цена аренды автобуса в Татарстане выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Директор Туристско-информационного центра Казани объяснила завышенные цены тем, что наши автобусы новые и, соответственно, более комфортабельные и безопасные. А в более низкой ценовой категории в Москве и Санкт-Петербурге находится старый автотранспорт.
Еще одна, более общая проблема — рост цен на турпродукт в республике. Абрамович опасается, что, несмотря на высокое качество предоставленных услуг в Казани, туристы могут предпочесть другие, более дешевые города. При снижении реальных доходов россиян повышение цен может привести к тому, что столица Татарстана станет неконкурентоспособной.
Новый закон инициирует еще волну банкротств?
В этом году ожидания представителей туриндустрии более позитивные, нежели в прошлом. Но пока непонятными остаются последствия нового закона о туризме, который вступил в силу 1 января. По словам Леонида Пресса, сейчас компоновать турпакет могут только туроператоры и, соответственно, если раньше этим занималось турагентство, то на данный момент эта деятельность считается незаконной. Сам закон он называет непродуманным и в качестве примера приводит увеличение ответственности операторов и формирование еще одного компенсационного фонда, в который отчисления делаются от объемов прошлого года. В итоге вместо того, чтобы защитить тем самым туристов, все крупные туроператоры переоформились и создали новые компании. Иначе они были вынуждены замораживать в этом фонде минимум 100 млн рублей.
— Сейчас они открывают новые компании и проводят отчисления, которые положены новым компаниям — 100 тысяч рублей. То есть туристы, опять же ничем не защищены, и это значит, что опять будут банкротства — деваться некуда, у них не очень хорошее положение. Такие вот ляпы. В Татарстане не зря же перед Новым годом зарегистрировалось несколько новых местных туроператоров, — рассказал генеральный директор компании «СТЕН».
По динамике внутреннего рынка республики прогнозы также положительные. Наталья Абрамович считает, что в этом году он прирастет, но отмечает, что ему необходима встряска — изменение программ и мировоззрения туроператоров, а также и всех тех, кто работает на этом рынке.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.