Схватить за хвост «Комету»: война нижнекамских депутатов с бизнесом обернулась претензиями налоговиков

Арендные споры владельцев рынка химической столицы Татарстана довели до уголовных дел

Семья Ганеевых, под чьим контролем находится один из крупнейших рынков Нижнекамска «Комета», знакома местным предпринимателям в первую очередь по арендным войнам. Отец и сын Ганеевы, будучи депутатами разных уровней, свой бизнес с потенциальными избирателями ведут сурово, не упуская свою выгоду даже в кризисные годы, повышая арендные ставки в разы. Многие жалобы предпринимателей в правоохранительные органы остались без ответа, а возбужденные уголовные дела все были прекращены. Однако в 2010 году выяснилось, что претензии к Ганеевым есть не только у арендаторов, но и у государства — когда налоговики обнаружили за их компаниями неуплату налогов. Как выяснилось, давняя история не разрешилась до сих пор: Ганеев-младший долги не платит, а самые разные инстанции встают на его сторону, несмотря на то, что обратить внимание на сбор долгов по налогам потребовал президент РТ.

Депутат, «красный директор», владелец рынка

Рынок «Комета» на проспекте Строителей, 2б официально появился в Нижнекамске еще в 1999 году. Официально он в равных долях принадлежал трем собственникам, среди которых был и, тогда совсем юный, Линар Ганеев (1982 года рождения). Однако среди предпринимателей города считалось, что контролирует территорию рынка не молодой предприниматель, а его отец — Рустам Ганеев. Последний известен в Нижнекамске с советских времен как директор спорткомплекса «Шинник». Он возглавил его еще в 1986 году. А с 2000 года регулярно избирался в совет муниципального образования.

В 2005 году Ганеев-старший даже официально стал генеральным директором в ООО «Комета», контролирующем рынок, тогда же Ганеев-младший стал основным учредителем этого ООО, получив долю в 60% в уставном капитале. У их партнера Гаптрахмана Хабрейовича Гиззатуллина осталось 30%. Фактически рынок перешел под контроль семьи Ганеевых.

Арендные войны «Кометы»

Отношения у Ганеевых с предпринимателями складывались не самым лучшим образом. Первые конфликты начались из-за регулярных повышений арендных ставок. Так, по словам предпринимателей, месячная плата за аренду контейнера на рынке с 2005 по 2008 год выросла более чем в 2 раза — с 2,5 до 5,5 тысячи рублей.

В кризисный 2009 год, когда объемы продаж у большинства из представителей малого бизнеса резко упали, а предприниматели банкротились сотнями, по данным нижнекамской «Вашей газеты», Ганеевы заявили о повышении платы почти в 4 раза — до 21 тысячи рублей в месяц за контейнер. Однако арендаторы «Кометы» в этот раз пошли на организованное сопротивление, обратившись в администрацию города с просьбой урезонить местного депутата. Под обращением подписались более 70 человек, и хотя решения местных властей так и не последовало, Ганеевы аппетиты умерили: подняли ставку не в 4, а в 2 раза, до 11 тысяч. К 2016 году ставка выросла до 14 тыс. рублей в месяц.

Арендные войны продолжились и позже. Арендаторы пытались сопротивляться, отказываясь платить по завышенным ставкам. Особо несговорчивым администрация «Кометы», отключала свет, закрывала контейнеры и вывозила их вместе с товаром, рассказал «Реальному времени» Виталий Сарафанников, который с 2010 года начал представлять интересы арендаторов рынка «Комета». По его словам, от этих действий пострадали 16 предпринимателей.

В 2009 году в собственность семьи Ганеевых перешла еще одна компания, которой ранее они владели вместе с партнерами по рынку — ООО «Поли-Комп». Согласно данным системы «Спарк-Интерфакс» отцу досталась там доля в 25%, а сыну, который стал директором, в 75%. Часть земельного участка под рынком, ООО «Комета» передала в аренду ООО «Поли-Комп», которое в свою очередь стало сдавать ее в субаренду предпринимателям. При этом, по данным Виталия Сарафанникова, «Поли-Комп» получал ежегодный доход от сдачи в субаренду в размере 20 млн рублей, а ее арендная плата за землю «Комете» составляла 295 тысяч рублей. При этом все затраты по обслуживанию рынка «Комета» несла на себе. Таким образом, деньги от аренды практически полностью оседали в семье Ганеевых, а их партнер Гаптрахман Гиззатуллин, видимо, остался без доходов.

В Следкоме по РТ не стали отрицать, что заявления о привлечении нижнекамского депутата Рустама Ганеева к уголовной ответственности поступали. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Следком не увидел состава преступления

По фактам закрытия и вывоза контейнеров с 2010 по 2014 год предприниматели неоднократно обращались в правоохранительные органы с заявлениями на Ганеева-старшего как на директора рынка. О мошенничестве заявлял и партнер Ганеевых — Гиззатуллин.

В Следкоме по РТ не стали отрицать, что заявления о привлечении нижнекамского депутата Рустама Ганеева к уголовной ответственности поступали. А по событиям 2014 года даже возбуждались три уголовных дела по статье 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) и двум эпизодам статьи 159 УК РФ (мошенничество). Но в ходе расследования эти дела были прекращены с формулировкой «за отсутствием состава преступления».

В течение 2015 года республиканская прокуратура несколько раз требовала провести дополнительные следственные действия, однако и они ни к чему не приводили.

… но преступление увидели налоговики

В 2010 году к деятельности Ганеевых возникли вопросы у налоговиков. В ходе налоговой проверки, с результатами которой удалось ознакомиться «Реальному времени», выяснилось, что еще в 2005 году Ганеевы получили не только фактический контроль над рынком «Комета», но и смогли увеличить его территорию на 2,4 тыс. кв. м за счет муниципальной земли. Именно этот участок и был передан в аренду «Поли-Компу». Там разместили мебельный торговый ряд, с 60 контейнерами. Линар Ганеев, руководивший «Поли-Компом» регулярно брал арендную плату за эти места, однако с документальным оформлением этих отношений было не все гладко. Сумма недонесенных в казну налогов за счет этого участка, согласно данным проверки, составила 10,7 млн рублей.

По словам Виталия Сарафанникова, проверка ООО «Комета» также показала недоимки, но на сумму 15 млн рублей. Долги по налогам за ООО «Комета», которому принадлежала территория рынка, Ганеевы выплатили, а ООО «Поли-Комп» в 2012—2013 годах обанкротили, чему также предшествовала тяжба в арбитраже. Однако так как за компанией не было никаких реальных активов, при банкротстве в конкурсную массу практически ничего не попало. Параллельно Ганеев-младший передал свою долю в 60% в ООО «Комета» своей матери Фанизе Ризатдиновне Ганеевой. И взыскивать недоимки оказалось не с чего.

Постановлением следователя четвертого отдела Следственного комитета РТ от 27 августа 2014 года уже в отношении сына — Линара Ганеева — было возбуждено уголовное дело по статье 199 части 2 пункт «Б» УК РФ, по факту уклонения от уплаты налогов и сборов с организации, совершенного в особо крупном размере. В ходе следствия и экспертиз сумма уменьшилась до 8,7 млн рублей. Но уже 27 октября 2014 года дело было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.

Стать депутатом и не заплатить долги по налогам

Неуплата налогов и судебное дело не помешали Линару Ганееву пойти по стопам отца и начать депутатскую карьеру. В 2015 году Ганеев-младший был избран депутатом Совета Шингальчинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ.

Однако в марте 2016 года прокуратура вернулась к делу Ганеева, так как прекращение дела по истечении срока давности не освобождает ответчика от возмещения ущерба, а налоги Ганеев так и не заплатил. Нижнекамский городской прокурор РТ обратился в Нижнекамский городской суд с заявлением к Линару Ганееву о «взыскании в пользу бюджета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан ущерба, причиненного преступлением в размере 8,7 млн руб. в счет возмещения недоимки по налогам. Нижнекамский суд встал на сторону молодого депутата, посчитав, что причиной неуплаты ЕНВД послужило неправильное определение для ООО «Поли Комп» режима налогообложения. Связи между банкротством компании и уклонением от налогов суд также не увидел и иск нижнекамского прокурора оставил без удовлетворения.

В августе это решение уже было оспорено в ходе апелляции в Верховном суде РТ, который требование прокуратуры к Ганееву уплатить налоги признал справедливым, хотя и снизил сумму до 8 млн. Однако Линар Ганеев подал в Верховный суд кассационную жалобу, рассмотрение которой должно состояться 8 февраля. Свою позицию «Реальному времени» Ганеев обозначил коротко: «Наша позиция изложена на бумаге в жалобе, которую мы передали в Верховный суд. Добавить мне нечего».

Какую позицию займет Верховный суд, пока неизвестно. Но позиция и российских, и республиканских властей относительно долгов по налогам однозначна. Ее на минувшей коллегии Следкома РФ четко сформулировал президент РТ Рустам Минниханов: «Налоги должны платить все, несмотря на кризис или другие причины».

Дмитрий Семягин, Ирина Плотникова

Новости партнеров