Отказ от франшизы: потеря бизнеса или профессиональное развитие?
Владелица успешного бизнеса поделилась своим опытом создания нового бренда
Начинать бизнес с покупки франшизы стало достаточно популярным явлением, так как здесь есть, несомненно, целый ряд плюсов. Но как отказаться от франшизы, начать свой индивидуальный бизнес, не потеряв при этом клиентов и прибыль, знают немногие. О том, с чего начать при создании нового бренда, как перебороть свои страхи, как не потерять деньги при расторжении партнерского договора, читателям интернет-газеты «Реальное время» рассказала Залина Мурадимова, владелица салона «Deva monoi wellness club».
Франшиза как подушка безопасности
Почему я решила начать с франшизы? Я поняла, что это, пожалуй, самый психологически комфортный и удобный вариант для человека, у которого еще нет опыта ведения бизнеса. К моменту начала своего дела я только окончила медицинский университет, родила ребенка — тогда для создания и развития своей персональной бизнес-идеи у меня не хватало возможностей, сил и знаний.
Проще было начинать с франшизы, поскольку франчайзер предлагает не только свой раскрученный бренд, но и репутацию, бизнес-технологии, обучение и консалтинг. При этом начинающий предприниматель не остается один на один со всеми проблемами и рисками, у него всегда есть подушка безопасности в лице франчайзера, и можно надеяться на профессиональную поддержку в вопросах ведения бизнеса и маркетинга, учась на чужих ошибках.
Стабильность — это скучно
Я начала свой бизнес три года назад, открыв салон тайского массажа под франшизой «Crown Thai Spa»*, и без ложной скромности могу сказать, что за это время салон стал достаточно популярным и успешным. В декабре прошлого года было принято решение отказаться от франшизы и развиваться под собственным брендом «Deva monoi wellness club»**. Почему?
Работа по франшизе не всегда так хороша, как может показаться на первый взгляд. Набравшись опыта, я поняла, что франшиза ограничивает меня и не дает возможностей для роста — бизнес идет по накатанной. Более того, я поняла, что постоянная привязка к бренду сковывает мои амбиции. Стабильность — это скучно. Это хорошо, но скучно. Я поняла, что нужно переходить на новый уровень, нужно развиваться. Бизнес не может существовать без развития. Более того, клиентам важно показать признаки роста компании, это стимулирует спрос и вызывает интерес с их стороны.
Ребрендинг — не всегда плохо
Многие не решаются отказаться от франшизы, так как боятся потерять клиентскую базу, боятся потерять прибыль, боятся остаться у разбитого корыта. Я тоже боялась. Так уж сложилось, что клиенты привыкли к тому, что за ребрендингом порой скрываются не самые позитивные вещи, и когда они узнают, что любимое заведение изменилось, первое, что приходит им в голову: сменился руководитель, сменился персонал, сменилась целевая аудитория, какие-то привычные услуги перестали оказываться. К счастью, с нами такого не произошло. Наши клиенты отнеслись очень лояльно и благосклонно к тому, что мы решили перейти на следующую ступень развития. Многие клиенты обрадовались тому, что мы, не отказываясь от всеми любимых процедур, ввели новые направления, такие как талассотерапия, ароматерапия, диетология, аппаратная косметология и др. Я очень благодарна нашим гостям за лояльное и спокойное отношение к тому, что иногда им приходилось терпеть какие-то неудобства из-за ремонтных работ.
Перебороть страхи мне помогли азарт, решительность и наличие опыта, который я получила за эти три года. Я много училась, в том числе на различных тренингах, я была уверена, что клиентам понравится обновленный салон с более широким функционалом. Размеры помещения позволяли мне расширяться и открыть новые кабинеты. Я переступила через свои страхи и рискнула. Пока я не могу еще с полной уверенностью сказать, что все риски оправдались, так как еще очень много работы впереди.
Продумайте худший вариант
Когда ищешь подходящую франшизу и подписываешь партнерский договор, ни в коем случае нельзя торопиться. Нужно изучить рынок, посмотреть все варианты, и желательно встретиться с будущим франчайзером лично. Готовый договор нужно показать 5—6 юристам, чтобы понять, какие есть подводные камни и какие формулировки стоит изменить. И уже на стадии подписания договора нужно подумать о том, как этот договор потом расторгать, чтобы не потерять деньги. Нужно представить себе самый худший, самый плохой вариант и найти пути выхода. В этом плане нам повезло, мы расстались с нашим франчайзером на доброй ноте, он пожелал нам успехов, и все было решено полюбовно.
Развивайтесь
Какой совет я могу дать бизнесменам, которые хотят отказаться от франшизы и уйти в свободное плавание? Развивайтесь. Часто встречается ситуация, когда человек, решив, что он уже достаточно опытен, считает, что ему незачем платить роялти, и он спокойно может справиться со всем самостоятельно. При этом после отказа от франшизы все изменения сводятся к тому, что в прошлом названии заменяется одна—две буквы. Так делать нельзя, клиенты обязательно увидят подвох, и вы потеряете их доверие, к тому же это просто смешно. Нельзя просто поменять название и думать, что твой бизнес будет так же успешен.
Когда человек отказывается от франшизы и начинает работать в личном бизнесе, первое, что он должен делать, это работать над повышением качества и сервиса. Клиентоориентированный сервис — это такая вишенка на торте, без которой вроде и можно обойтись, но в сегменты премиум или люкс без нее салону не попасть. Свой бизнес я строю на трех китах: постоянное обучение, поиск уникальных услуг и тщательный отбор персонала — думаю, что я на верном пути.
Адрес: ул. Гоголя, 10
Телефоны: +7(843) 29-07-967, 22-57-987
Сайт: devamonoi.ru
Inst: @devamonoi
*Королевский тайский спа
**Оздоровительный клуб Дэва моной
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.