Яков Геллер пообещал госзаказчикам экспертизу «заточки» торгов под конкретных исполнителей

«Заточенность» сделок в госзакупках убивает честную конкуренцию — сошлись во мнении накануне участники очередной встречи предпринимательского сообщества с первыми лицами органов власти в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». У предпринимателей была возможность задать волнующие вопросы руководителю УФАС РТ Александру Груничеву и генеральному директору Агентства по государственному заказу Якову Геллеру. Как выяснила следившая за ходом встречи корреспондент «Реального времени», гости были приглашены неслучайно — государственные закупки вызывают больше всего вопросов предпринимателей.

Cвыше тысячи способов легализации договоренностей

Недобросовестная конкуренция, нечестные тендеры, завышенные или заниженные цены на госзакупках, проблема доступа малого бизнеса к госзаказам, нехватка ресурсов, чтобы участвовать в закупках, из-за высокого обеспечительного платежа и неподъемный для простого предпринимателя документооборот. А еще «заточенность» закупок под конкретного исполнителя — как ее искоренить? Эти и другие вопросы задавали участники «откровенного разговора» представителям власти.

Яков Геллер рассказал о скором возобновлении проекта, который реализовывался в 2012 году. «Экспертиза «заточек» — так назвал его глава агентства по госзаказу. «Тогда мы проводили экспертизу состоявшихся торгов. Согласно обновленной версии, эксперт будет предупреждать заказчика на этапе объявления торгов. Данная система будет применена в отношении контрактов на закупку продуктов питания. Так, эксперт будет выявлять «заточки» и от имени Роспотребнадзора, и министерства экономики. Затем их будут передавать в УФАС, у которого достаточно полномочий, чтобы воспитывать заказчика», — заявил Геллер.

Тем временем одним из волнующих собравшихся вопросов стала проблема некорректного оформления критериев к участникам торгов. По словам Геллера, в теории закупок существует термин «устойчивая пара», когда заказчик и поставщик знают детали сделки. «В законе «О госзакупках» существует 7 способов закупок. В разделе общероссийского сайта, посвященного закупкам, зарегистрировано свыше тысячи способов легализации договоренностей. Это значит, что каждый директор предприятия изобретает свой способ. Это неправильно. Должны быть прописаны правила. В ближайшее время 223 закон будет изменен», — пояснил Геллер.

Мы не можем работать «забесплатно»

Основателя одной из крупнейших частных охранный компаний Татарстана Ильдуса Янышева интересовал вопрос о тарифе на размещение заказа на портале закупок. По его словам, с 2014 года агентство по госзаказу, как коммерческая организация, установила тариф в размере 1% от стоимости контракта. «По условиям закупок, когда рентабельность варьируется в пределах 5-7%, стоимость тарифа съедает четверть прибыли и является обременительной, притом что подобные услуги раньше оказывались в пределах двух тысяч рублей. При стоимости контракта 50-60 млн рублей тариф отбирает до 600 тысяч рублей. Неужели обработка и размещение заказа обходится в такую стоимость?» — обратился Янышев в Геллеру.

Геллер пояснил, что тариф касается только мелких заказов, тогда как государственные закупки не затрагивает. «По соглашению, подписанному в 2010 году, был установлен тариф в 3 500 рублей. Потом стоимость опустилась до 2 000 рублей, а с января 2014 мы не берем комиссию», — заявил он, но добавил, что «мы не можем работать «забесплатно».

Тем временем Александр Груничев заявил, что в республике мало обращаются в УФАС. «По статистике поступающих жалоб, Казань находится на 32 месте по количеству поданных жалоб в целом по России. В течение года приходит порядка 300 жалоб. Обоснованность жалоб ведомством составляет 70%», — сообщил глава УФАС.



Гузель Шамилова, фото Романа Хасаева
Мероприятия Геллер Яков Вениаминович

Новости партнеров