Николай Никифоров: «На Иннополис в этом году никакого федерального финансирования не выделялось»

Сегодня в Москве продолжается Гайдаровский форум — 2017, посвященный обсуждению приоритетов России во внутренней и внешней экономической политике. Одним из спикеров конференции выступает министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. После одной из дискуссий чиновника не отпустили журналисты. Никифорову пришлось отвечать на порой очень острые вопросы представителей прессы. Не упустил возможность пообщаться с уроженцем Татарстана и корреспондент «Реального времени».

Цифровое импортозамещение

— Сформирован ли Фонд развития IT?

— Было две корректировки проекта постановления после 7 декабря. По моей информации, документ снова занесен в правительство. Это чистая формальность. И выхода документов об учреждении мы ожидаем в ближайшее время.

— Вопрос «Реального времени»: Николай Анатольевич, как идет импортозамещение в госорганах в сфере ПО? Чиновники откажутся от продукции Microsoft?

— У нас нет какой-то конкретной задачи отказаться от одного вида программного обеспечения и перейти на какой-то другой. Хорошо, что в целом сформирован реестр российских программных продуктов, туда включено 2,5 тысячи продуктов. Все чаще мы видим прецеденты, когда российские разработчики начинают оспаривать конкретные тендеры, закупки госорганов и требовать либо обоснования необходимости закупки зарубежного ПО по каким-то причинам, либо прямой отмены и указания необходимости закупки российского продукта. Это такая действенная мера поддержки. Планируем, что в 2017 году будет увеличиваться контроль и давление на госзаказчиков.

Николай Никифоров: «Основа положена, сейчас дело за бизнесом. Государство не планирует какие-то федеральные капитальные инвестиции в этот проект». Фото Максима Платонова

На Иннополис — ни копейки из федерального бюджета

— Вопрос «Реального времени»: поскольку вы являетесь выходцем из Татарстана, расскажите, какое федеральное финансирование запланировано на Иннополис в этом году?

— Ни в прошлом, ни в этом году никакого федерального финансирования не выделялось. Государство выполнило свою ключевую задачу, обеспечив соответствующей базовой инфраструктурой. Иннополис — это необходимая инженерная инфраструктура для города по линии Минэкономразвития в рамках особой экономической зоны. По линии Минкомсвязи там была создана необходимая инфраструктура — здания, сооружения для университета. Все это эффективно работает. В 2017 году, 9 июля, пройдет пять лет с момента закладки первого камня. Я напомню, что это было сделано с участием председателя правительства 9 июня 2012 года. Как минимум год город полноценно живет. Там 2,5 тысячи жителей, более 50 резидентов в особой экономической зоне, туда приезжают ребята со всех уголков России, ближнего зарубежья, там образуются семьи, рождаются детишки, новые компании. Основа положена, сейчас дело за бизнесом. Государство не планирует какие-то федеральные капитальные инвестиции в этот проект.

— Вопрос «Реального времени»: А какие компании готовы туда войти?

— Там сейчас около 50 резидентов, открыто текущих около 350 вакансий, каждый месяц туда устраиваются около сотни людей. Город растет естественными темпами. А инвестировать уже должны компании. Хочешь открыть офис — пожалуйста. Хочешь построить недвижимость, чтобы жильем обеспечить, — пожалуйста.

Имидж русских хакеров

— Как вы относитесь к заявлениям о том, что российские хакеры виновны в кибератаках на США и повлияли на выборы?

— Единственный позитивный момент в этом вижу в том, что это повышает имидж качества подготовки айти-специалистов в России. Но если говорить серьезно, любые хакерские атаки, взломы, киберпреступления — это, прежде всего, преступления. И мы относимся именно в таком ключе. Мы с этим боремся. Вы знаете, в прошлом году предпринимался целый ряд усилий на государственном уровне, председатель правительства проводил отдельные совещания по киберугрозам. Мы как государство против этого и ни в коем случае не поддерживаем и осуждаем.

Николай Никифоров: «Мы готовы активно сотрудничать с американскими и европейскими компаниями. Но мы точно не поддерживаем те или иные политически мотивированные санкции и считаем, что это деструктивно сказывается». Фото euronews.com

— Дональд Трамп вскоре станет президентом. Ваше министерство ждет каких-то принципиальных изменений в сотрудничестве со Штатами по вашей линии?

— С точки зрения информационных технологий мы всегда были открыты к сотрудничеству. К сожалению, видели за последние годы политически мотивированные санкции, в частности, ущемляющие интересы граждан и бизнеса, особенно Республики Крым и города Севастополя. Кстати, в качестве одного из условий включения программных продуктов в реестр отечественных ПО является то, что они могут работать на всей территории Российской Федерации без каких-либо исключений. Поэтому здесь мы готовы активно сотрудничать с американскими и европейскими компаниями. Но мы точно не поддерживаем те или иные политически мотивированные санкции и считаем, что это деструктивно сказывается.

— Насколько министерство готовится к индустриальному интернету вещей? И что нужно сделать в плане межведомственного взаимодействия?

— Я не вижу никаких проблем в сфере межведомственных взаимодействий. Эта сфера точно будет рассматриваться в рамках общей программы по цифровой экономике. И цифровая экономика должна быть не про то, как мы прокладываем связь в деревню и готовим программистов, а про то, что все будет цифровизировано. Индустриальный интернет, интернет вещей, то, что в жизни, в промышленности принято называть системой полного промышленного цикла, когда создание, проектирование изделий, все цепочки проходят в цифровом виде. Что должно сделать государство, какие правительство должно внести законы, поправки для того, чтобы все это стало реальностью? Сегодня это зачастую происходит в лоскутном примере. Но примеры эти удивительные. Каждая продажа бутылки водки происходит в режиме транзакций в облачной инфраструктуре. Идет замена кассовых аппаратов в формат, когда они все транзакции отправляют в облако. Это приведет к значительному обелению экономики, выравниванию перекосов, которые были связаны с тем, что мы технологически не могли сопровождать этот процесс. То же самое должно произойти везде — в сельском хозяйстве, в промышленности. Так мы сможем повысить свою конкурентоспособность, а значит, и благосостояние. В этом сегодня такое макроэкономическое упущение.

Почтово-прокурорские дела: «вопрос не к нам»

— Вчера прошла информация об увольнении руководителей «Почты России»…

— Руководитель на месте, работает.

— Вопрос «Реального времени»: а заместители?

— Вы знаете, там замов больше десятка. Кто-то приходит, кто-то уходит. Родион Шишков, который занимался айти-проектами, он достаточно давно планировал компанию покидать. Целый ряд проектов он реализовал — новый сайт «Почты России», мобильное приложение, которым сейчас пользуются миллионы граждан. Это базовая ротация. Я не вижу какой-то отдельной подоплеки или объяснения.

Николай Никифоров: «Кто-то приходит, кто-то уходит. Родион Шишков, который занимался айти-проектами, он достаточно давно планировал компанию покидать». Фото amiga-amada.livejournal.com

— У Следственного комитета и Генпрокуратуры есть претензии?

— Это к ним вопросы. У нас к ним нет вопросов.

— Вашему ведомству поступают вопросы?

— Нет, не поступают. Это вопрос не по адресу.

— Генпрокуратура там выявила ряд нарушений, в том числе и превышение в зарплате и другие. Эти нарушения устранены? Вы какие-то действия должны были предпринять.

— Есть предписание Генпрокуратуры. Оно будет исполняться.

— То есть еще не исполнено?

— Оно больше касается процедурных вещей: как усовершенствовать те или иные процедуры. Регулярная проверка проводится каждый год. Мы каждый год стараемся эти процедуры усовершенствовать. За последние полтора года у нас было 47 проверок. Нас проверяют Контрольное управление президента, Счетная палата, Федеральная служба безопасности, Генпрокуратура, Федеральная служба технического экспертного контроля и т. д.

— Как вы оцениваете требования «Роснефти» взыскать с РБК 3 млрд рублей, учитывая, что капитализация РБК 2 млрд рублей?

— Не готов комментировать, поскольку у меня нет на руках материала. Это судебный иск. Попытки все время что-то предварительно прокомментировать не совсем конструктивны. Нужно к судье обращаться с таким вопросом. Материалов не читал. Не думаю, что это сфера регулирования министерства. Как-то общесистемную политику регулируем, но никак не вовлечены в споры двух хозяйствующих субъектов, которые в рамках правового поля решают свой вопрос на площадке суда.

— Вопрос блогера Александра Горного: Вы в Крыму бываете?

— Часто.

— Скажите, что там со связью? Там до сих пор не могут решить, чтобы связь работала устойчиво.

— Не согласен с вами.

— Я там живу. И связь не работает. Почему при Украине там все работало, а сейчас не можем наладить? Сергей Аксенов сам говорил о проблемах со связью.

— Пришлите мне конкретные точки. Там совершилась революция. Никогда ранее на территории Крыма не было LTE. Поставьте предложение на нашем сайте по каждому участку, указав на карте. Крым на особом контроле, туда активно идут инвестиции, и сделан огромный рывок.

Николай Никифоров: «Не думаю, что это сфера регулирования министерства. Как-то общесистемную политику регулируем, но никак не вовлечены в споры двух хозяйствующих субъектов, которые в рамках правового поля решают свой вопрос на площадке суда». Фото bashinform.ru

За «цифрой» будущее

— Был проект по обособлению фонда универсальной услуги. На какой он стадии?

— Он подготовлен, но пока не внесен. Мы сейчас смотрим, как нам правильно увязать задачу фонду универсальной услуги связи в рамках лимита бюджета, который мы смогли отстоять на 2017-2018 годы, и задачу по подключению всех учреждений здравоохранения. Если потребуется, будем вносить. Если нужна будет сбалансированная ситуация, не будем вносить. У нас нет цели его обособить. Проблема обособления появилась тогда, когда в 2015—2016 годах односторонне средства изымались из этого источника, несмотря на то, что операторы связи туда перечисляли. Чуть ли не половина средств изымалась и направлялась на какие-то бюджетные задачи. Вот тогда и возникла задача по обособлению. Первое: нам удалось отстоять деньги. Вместо 8,5 млрд рублей это будет 14,5 млрд рублей ежегодно — это значительный результат. Второе: мы подумаем над тем, как просто увязать эти задачи. Если потребуется обособление, мы внесем. Законопроект готов. Мы понимаем, что финансовый блок правительства будет против, поскольку это снижает возможность маневров ситуативных перераспределений денег. Но мы также против этих перераспределений, так как считаем, что это целевые средства.

— В конце года вернули 1/6 часть этих задолженностей…

— 1,2 млрд рублей дополнительно.

— А будете продолжать отстаивать эти средства?

— Не хотел бы давать предварительные оценки. Но в 2015—2016 годах были серьезные изъятия, исчисляемые миллиардами рублей из этого фонда. Пока есть предварительное ощущение, что без возврата этих средств мы не сможем полноценно соблюсти этот график проекта по устранению цифрового неравенства, соответственно, это создает угрозу по срыву сроков подключения учреждений системы здравоохранения. Теряем с каждым субъектом. У нас уже есть перечень этих учреждений в разрезе тех населенных пунктов, сроков. Сейчас уже подключено 65% учреждений. Но оставшиеся неподключенные — самые проблемные территории. Мы как раз синхронизируем эти планы. В январе — феврале это завершим и будем выходить в правительство в рамках бюджетных процессов, инвестиционных решений, как же нам эти два проекта увязать и реализовать. Не исключаю, что будем просить восстановление финансирования, которое было изъято в 2015—2016 годах, потому что это нарушило наши общие хронологические планы и сейчас будет препятствием по реализации этого проекта. В 2016 году было изъято под 7 млрд рублей, в 2015-м — чуть поменьше.

Задача фонда универсальной услуги состоит в том, чтобы в населенный пункт, где есть больница или поликлиника, приходила оптика. Но от столба до больницы провести кабель — уже задача субъекта. За сам интернет и факт подключения платил субъект, потому что больница находится в собственности на бюджетном обеспечении Российской Федерации. Исходя из этого, мы детально прорабатываем это с каждым регионом. Такой проект можно реализовать по принципу ручного управления. Мы не считаем, что из фонда универсальной услуги связи должны выделяться средства на прокладку кабеля внутри учреждения здравоохранения, на покупку компьютерной техники учреждения, это не предусмотрено. Но мы с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой оперативно взаимодействуем по этому проекту, создана проектная команда. Те или иные отклонения, где требуются какие-либо решения, мы будем активно обсуждать. Кстати, губернаторы активно подключились, с ними обсуждаем совместные планы.

Николай Никифоров: «Задача фонда универсальной услуги состоит в том, чтобы в населенный пункт, где есть больница или поликлиника, приходила оптика. Но от столба до больницы провести кабель — уже задача субъекта». Фото sia.ru

— Когда может начаться реализация проекта?

— Фактически она идет.

— Вы говорили, что будете в начале года структурировать все положения цифровой экономики. Что конкретно будете структурировать? Ничего конкретно же нет. И что будете вносить туда?

— Если бюрократически смотреть, мы внесем паспорт нового направления цифровой экономики. Сейчас 11 направлений — образование, здравоохранение, дороги и т. д. Там будут определены ключевые показатели в цифрах. Дальше в рамках этого направления будем предлагать конкретные проекты. Самое главное, от чего мы уходим — от действующих сложных формальных процедур. Если бы мы сегодня согласовывали федеральную государственную программу, мы бы ее целый год пересылали между министерствами. Формат цифрового взаимодействия позволяет нам, быстро согласовав цели, задачи и показатели на уровне совещаний вице-премьеров правительства, сразу же двигаться вперед. На такой формат работы, наверное, нельзя перевести всю деятельность правительства и все направления работы, но на то они и приоритеты, чтобы их было ограниченное количество. Для нас важно, чтобы таким приоритетным направлением стала цифровая экономика. Произошло это 1 декабря в рамках послания президента. Формализацию этого приоритета мы осуществим в ближайшие месяцы, когда согласуем паспорт, новое направление. Информационные технологии — один из горизонтальных проектов — то, что касается всех отраслей народного хозяйства. Не соглашусь с тезисом, что там ничего нет и нечего структурировать. Мы должны не бояться цифровизации, а возглавить этот процесс.

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Мероприятия

Новости партнеров