Нижнекамские шинники Наиля Маганова «укатили» с «АвтоВАЗа» на «Соллерс»

Бессменный поставщик легковых шин на «АвтоВАЗ» ОАО «Нижнекамскшина», похоже, окончательно расстается с «патриархом» самых массовых народных автомобилей: на выставленные им условия по первичной комплектации Lada и Vesta автозавод ответил молчанием, что расценивается как вежливый отказ. Но свято место пусто не бывает. Как стало известно «Реальному времени», торговый дом «Кама», отвечающий за сбыт нижнекамских шин, перебросил их на комплектацию продукции Ульяновского автомобильного завода, заключив контракт на весь 2017 год.

В последний предновогодний рабочий день, 30 декабря, истек дедлайн по подписанию годичного контракта на поставку легковых шин «Кама-Евро» для комплектации модификаций LADA Kalina и Vesta общей оценочной стоимостью до трех млрд рублей. «Мы направили свой пакет предложений руководству «АвтоВАЗа» по условиям первичной комплектации собираемых на конвейере автомобилей, но сам «АвтоВАЗ» пока молчит, — рассказали «Реальному времени» в руководстве ТД «Кама». Безусловно, мы настроены на продолжение многолетнего сотрудничества с крупнейшим российским автопроизводителем, но только на взаимовыгодных условиях».

0,001% шанса на подписание контракта с «АвтоВАЗом»

По словам топ-менеджера, с самого начала переговоры проходили достаточно сложно, т. к. российский автопроизводитель поставил шинников в заведомо невыгодную позицию, заложив в «формулу цены» поквартальный пересмотр стоимостных параметров, который фактически грозит обернуться понижением цены. «Если у иностранных локализованных автозаводов прозрачная формула ценообразования, привязанная к биржевым маркерам, то российские производители настойчиво хотят «влезть» в нашу себестоимость. Начинается, образно говоря, спор цифр, и переговорный процесс затягивается», — объясняет он. Впрочем, в управляющей компании понимают, что рассчитывать на щедрость в закупках автопроизводителей не приходится. «АвтоВАЗ», как и большинство российских автозаводов, на протяжении 2014—2016 годов постоянно сокращал объем выпуска. О какой доходности для шинников можно говорить», — не удивляется он.

Таким образом, долгое молчание расценивается в компании как вежливый отказ, но все-таки оставляет 0,001% шанса на подписание. Надежда, как говорится, умирает последней. Пресс-служба «АвтоВАЗа» отреагировала на запрос «Реального времени» молниеносно. «АвтоВАЗ» не комментирует различные переговорные процессы до принятия окончательных решений», — ответил Артем Манохин из пресс-центра компании.

«Ростех» потеснил татарстанских шинников

Впрочем, исход переговоров был ожидаем. Еще в ноябре этого года гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, объясняя падение производства легковых шин (–11% к уровню прошлого года) на фоне роста выпуска грузовых (+23%), легкогрузовых (+36%) и автобусных шин (+53), предупредил президента РТ Рустама Минниханова, что нижнекамские шинники близки к разрыву договорных отношений с «АвтоВАЗом». «По легковым шинам прекратили поставлять на комплектацию, — сказал он, имея в виду «АвтоВАЗ». — Но с точки зрения денег это дало только прирост», — заверил он президента, уточнив, что гораздо прибыльнее продавать шины на открытом (вторичном) рынке через сеть дистрибюторов.

«Снижение поставок на комплектацию обусловлено задачей по повышению эффективности НХК ПАО «Татнефть», — говорится в отчете компании. И. о. директора УК «Татнефть-Нефтехим» Андрей Сорокожердьев сообщил, что по итогам 10 месяцев 2016 года объемы поставок на комплектацию автозаводов сократились на 43%. Таким образом, только 20% от общего выпуска шин пойдет на автозаводы.

Однако уход нижнекамских шинников с «АвтоВАЗа» связан не только с общим падением продаж автомобилей на российском рынке. 2012 год стал пиковым по объему поставок шин автозаводам: продажи составили 3,6 млн штук шин. С 2013 года объемы поставок шин на комплектацию сократились в три раза, что привело к сокращению доли ООО «ТД «Кама» в обеспечении автошинами основных автопроизводителей (КАМАЗ, «АвтоВАЗ», УАЗ, ПАЗ) за счет более низких цен конкурентов, рассказали в сбытовой компании ТД «Кама». Тогда как в лучшие времена «Нижнекамскшина» закрывала почти 60% потребностей автозавода, отгружая в Самару до 2 млн штук автопокрышек в год. По иронии судьбы, именно в 2013 году ГК «Ростех» запустил два собственных шинных завода по технологии Pirelli. Как сообщил представитель компании Pirelli Андрей Ершов, сегодня шинный дивизион «Ростеха» обеспечивает 25% потребностей всего автопрома, что составляет почти 5 млн штук.

В дружбе с Когогиным и Швецовым

Уйдя с «АвтоВАЗа», нижнекамские шинники вернулись на Ульяновский автомобильный завод, входящий в группу «Соллерс». Как сообщил «Реальному времени» коммерческий директор ТД «Кама» Андрей Бутон, недавно с этим заводом подписан контракт на комплектацию отдельных модификаций «УАЗа». «Для нас это важное и радостное событие, т. к. в прошлом году из-за ценового позиционирования нам пришлось уйти оттуда», — рассказал он. По его словам, удачно сложились договорные отношения на поставку шин для локализованных автосборочных производств Ford в Набережных Челнах и Елабуге. По его оценке, их доля в комплектации автозаводов составит примерно 10—15%. Он не назвал общую стоимость контрактов с «Соллерс», а по оценкам экспертов, она может составить до 2 млрд рублей. По словам Андрея Бутона, под эти контракты сейчас запускается производство шин на первый квартал 2017 года.

Насколько разнозначную замену «АвтоВАЗу» нашли шинники — трудно сказать. В 2015 году «АвтоВАЗ» произвел чуть более 500 тысяч машин, а УАЗ реализовал почти 50 тысяч внедорожников, но вкупе с Ford показатель все равно отстает от вазовских оборотов.

Оптимистично выглядит ситуация с грузовыми шинами. Восемьдесят процентов потребностей КАМАЗа будут закрываться поставками с Нижнекамского завода «ЦМК-шины», сообщил Андрей Бутон. Это свидетельствует об урегулировании взаимоотношений «Татнефти» и КАМАЗа, ведь много лет назад руководство «Татнефти» не раз упрекало гендиректора автозавода в том, что он буквально заставил построить их новый шинный комплекс, но потом покупал шины у других производителей.

«Мы все равно закладываем в бизнес-план определенные объемы на первичную комплектацию, т. к. это определенное подтверждение качества нашей продукции для потребителя. Это раз. Второе это возможность развивать ассортимент и новые модели шин по новым стандартам — прежде всего европейским», — сказал он.


Луиза Игнатьева

Новости партнеров