Хоаким Колом: «В России хорошенькие женщины, но мне не нужны сложности»

Разыгрывающий УНИКСа Кино Колом кажется совершенно простым, хотя он один из сильнейших игроков в российском баскетболе. С первого матча испанский баскетболист полюбился казанским болельщикам, а в нынешнем сезоне на пару с Лэнгфордом помогает команде быть на плаву в Евролиге и быть в лидерах в Единой лиге ВТБ. Журналист нашей спортивной редакции обстоятельно пообщался с одним из лучших легионеров в российском баскетболе и удивительно приятным человеком. О том, что удивляет испанца в России, как он разбирался в хоккее, с кем дружит из «Рубина» и почему он не готов к личным отношениям с прекрасным полом в России — в эксклюзивном интервью «Реального времени».

«Людям в Казани нужно показать, что и на баскетболе может быть здорово»

— Начну с самого простого. Ты уже два сезона играешь в УНИКСе. Что тебя больше всего поразило и что запомнилось на российском этапе карьеры?

— Я очень доволен, что нахожусь здесь, и расцениваю этот опыт только положительно. Вообще, Казань здорово превзошла мои ожидания, превзошла то, что я ожидал до приезда сюда. Я очень доволен городом, это очень красивое место. Также мне подходит роль и время, которое мне отводится на площадке, отношения с тренерами и ребятами в команде. Но что для меня стало действительно удивительно, так это наши перелеты. Если в Испании с одного конца на другой можно добраться за 6—7 часов по земле, то здесь у нас очень долгие перелеты, и 6—7 часов в самолете — это норма, не считая перелета в Москву. Еще бы хотел отметить разницу в поддержке команд. Здесь совсем по-другому. Ведь у нас в Испании они по-хорошему дикие, болеют с экспрессией. А здесь болельщики ходят похуже и поддерживают в спокойной манере. Ну и не могу не отметить прошлый сезон, когда мы пробились в финал Лиги ВТБ и завоевали путевку в Евролигу. Я запомнил эти игры потому, что сыграл тогда на хорошем уровне.

— И в противовес: самое главное разочарование за этот период?

— Не назвал бы это разочарованием, но Евролигу мы начали не очень удачно, но постепенно мы вышли на хороший уровень и выправили ситуацию. Так что я стараюсь не зацикливаться на отрицательных моментах и видеть только позитив.

— Когда ты играл в испанском чемпионате, ты уже что-то слышал о местной лиге, о Казани, как тебе вообще представлялся этот город из далекой России?

— Вообще, когда в Испании мы говорим о России, всегда с ужасом думаем о холоде, о том, как его тяжело пережить. А когда поступило предложение, я, конечно же, посмотрел на карте, где находится этот город. Потом спрашивал своего друга Кловера, который играл в России, но он ничего рассказать не смог. Что-то в интернете нарыла моя мама. Зато Марко Банич рассказал, что город очень вырос и развился за эти годы. Но когда я приехал сюда впервые, я даже не представлял себе, что город будет таким красивым. Здесь очень много мест, куда можно сходить, много ресторанов. Мне все очень нравится.

Я вижу, что люди здесь любят ходить на хоккейные матчи. Возможно, нужно и нам что-то придумывать, какие-то акции, чтобы люди приходили, и понимали, что на баскетболе тоже очень захватывающе и надо бы почаще ходить сюда

— Испания больше, чем Россия, влюблена в баскетбол. Тебя не расстраивает такое отношение к баскетболу в Казани?

— Я думаю, что нужно как-то приучать людей к баскетболу, создавать культуру боления. Да, у нас в Испании болеют очень страстно, но там на высоком уровне только баскетбол и футбол. А здесь у вас еще очень популярны и зимние виды спорта. Особенно хоккей. Я вижу, что люди здесь любят ходить на хоккейные матчи. Возможно, нужно и нам что-то придумывать, какие-то акции, чтобы люди приходили, и понимали, что на баскетболе тоже очень захватывающе и надо бы почаще ходить сюда.

«Подростком серьезно играл в теннис, но выбрал баскетбол»

— А сам другие казанские клубы в качестве болельщика «распробовал»?

— Да, я уже несколько раз ходил на футбол, потому что в «Рубине» очень много испаноговорящих игроков и моих соотечественников. А с моим другом Марко Баничем мы ходили на хоккей. С Милакнисом мы были на волейболе. И я должен признать, что в Казани много высококлассных клубов, которые играют в высших лигах. Но нам нужно открывать людям и баскетбол. Возможно, они просто даже не знают, на каком уровне мы играем.

— Удалось разобраться в хоккее? Успевал следить за маленькой шайбой?

— Да уж, о хоккее я действительно знаю маловато. Но я постарался разобраться и, думаю, что где-то на уровне интуиции я понимал некоторые правила и угадал. Ну и мне было интересно последить за судьями, на жесткой борьбой и даже драками. Но все-таки думаю, я больше разбираюсь в волейболе и теннисе. А хоккей особенно захватывает Марко (Банича — прим. ред.)

— О, ты любишь теннис? За кого ты переживаешь в ATP? Смею предположить, что за испанца Рафу Надаля?

— Да, обожаю теннис. И даже играл в него до 15—16 лет на неплохом уровне. Но когда встал выбор, мне пришлось оставить ракетку и сконцентрироваться на баскетболе. А среди профессионалов, тут ты прав, я болею, конечно же, за Рафаэля Надаля, ну и за Роджера Федерера. Думаю, Рафа величайший теннисист в истории.

— Почему в итоге ты выбрал баскетбол?

— Дело в том, что у меня баскетбольная семья. Мой отец тоже играл в баскетбол. Да и мне больше все-таки по душе командная игра. В теннисе все-таки ты играешь в одиночку, это довольно непростая штука. А в баскетболе ты играешь с партнерами, мне это больше по душе.

В теннисе все-таки ты играешь в одиночку, это довольно непростая штука. А в баскетболе ты играешь с партнерами, мне это больше по душе

«Пробовал учить русский, но понял не могу»

— Ты упомянул испаноговорящих игроков «Рубина». Некоторые из них, я знаю, даже частенько ходят на матчи УНИКСа. Ты близко общаешься с Самуэлем Гарсией, Серхио Санчесом и Рочиной?

— Да, это, кстати, я им передаю билеты на матчи, так что это они на меня приходят посмотреть. Мы иногда видимся, ужинаем вместе. Ведь очень хочется иметь друзей из твоей страны, когда ты находишься так далеко от родины, иногда хочется просто поговорить на родном испанском языке.

— А русский язык еще не пробовал учить?

— Я-то пробовал, но быстро понял — это мне не по силам (смеется).

— А как еще проводишь свободное время, помимо ужина с друзьями-соотечественниками? Ведь у нас в городе большой выбор заведений.

— Если честно, чаще всего я сплю. Потому, что мы много путешествуем и готовимся к каждой игре, а это требует много отдыха. Но ты молодец-молодец, хороший вопрос (смеется).

— Спасибо. А как ты провел Рождество?

— О, вообще, мы обычно собираемся в кругу семьи. Причем в один день мы собираемся с родственниками со стороны мамы, а в другой день — родственники отца собираются все, и бабушки с дедушками, и сестры и братья. Дарим друг другу подарки, есть у нас и Санта-Клаус. У нас в Испании также есть католический праздник уже после Рождества, это, наверное, единственный день, когда мы собираемся абсолютно все! Ну а в нынешнем году мое Рождество вышло довольно странным. Я встречал его в холодной Перми, без семьи, но зато со своими товарищами по команде. Но было, конечно, немного грустно, что я в этот момент не со своей семьей.

«Русские женщины хорошенькие, но мне не нужны сложности в жизни»

— Насколько я знаю, ты еще не завел семью. Бытует такое мнение, что в России самые красивые женщины. Ты не думал найти себе жену здесь?

— О нет, я об этом даже не задумываюсь.

— Почему?

— Да, русские девушки очень хорошенькие. Но, в принципе, в каждой стране есть свои красавицы. И я просто не хочу в своей жизни осложнений.

Самое главное, что я ни разу не видел здесь никаких конфликтов. Наоборот, люди помогают друг другу в разных ситуациях. И это действительно очень классно, что вы так дружно живете

— Ты упомянул о католических традициях в своей семье. Испанцы вообще очень трепетно относятся к религии. А ты как относишься к вере? Ходишь в храм, он буквально через дорогу от «Баскет-холла»?

— Да, я христианин, католик. В Испании ходил в храм, но вот в Казани бывать в храме не доводилось. Зато я бывал в Кремле! (смеется)

— Казань очень гордится тем, что здесь две нации и две религии очень мирно сосуществуют. Тебя не удивило, что здесь мечети и церкви в том же Кремле стоят буквально в нескольких метрах друг от друга?

— Да, это очень необычно и удивительно. И самое главное, что я ни разу не видел здесь никаких конфликтов. Наоборот, люди помогают друг другу в разных ситуациях. И это действительно очень классно, что вы так дружно живете.

«Можем стать лучшей командой после ЦСКА»

— Окей. Перейдем к баскетболу. Перед переходом ты провел отличный, возможно, лучший свой сезон в Бильбао. Но в итоге оказался в Казани. Расскажи, почему? Дело только в сумме в контракте?

— УНИКС для меня был, прежде всего, одним из лучших клубов в Европе. Я знал об этом и знал, что Казань — еще и претендент на выход в Евролигу. Ну и, конечно, сумма в контракте сыграла свою роль. Да, в Бильбао я чувствовал себя, как дома. Но в один момент у них было тяжелое экономическое положение. А УНИКС предложил хорошие условия, и я решил рискнуть.

— В первом твоем сезоне здесь УНИКС выдал отличную серию из 22 побед подряд. Но в 1/8 финала Еврокубка необъяснимо вылетели от «Зелены Гуры». Не было в тот момент мысли все бросить и уехать в другую команду?

— Нет, я не тот парень, который убегает от неудач. Наоборот, если случаются какие-то проблемы, я стараюсь искать их решение. У каждой команды случаются три-четыре таких горьких поражения в сезоне. Но мы смогли оправиться от этого потрясения и хорошо провести остаток сезона. Мы пробились в финал Лиги ВТБ, выиграли «серебро» и сумели завоевать путевку в Евролигу.

— В УНИКСе ты оформил первый в истории клуба трипл-дабл. Как это было? Были уже в твоей карьере такие выдающиеся матчи?

— Да, в моей карьере это был уже второй трипл-дабл. Я очень рад, что сделал первый для УНИКСа трипл-дабл, и надеюсь, что еще сотворю что-нибудь подобное. Если это получается, значит, я действительно полезен команде, так что я надеюсь, что и в Евролиге что-то такое исполню.

Практически во всех хороших командах имеется по два разыгрывающих. Для меня важнее всего, чтобы команда выигрывала. А для этого нужны такие сильные игроки, как Пол

— Да, к Евролиге. Команда не очень удачно начала сезон в ней, но со временем начала выправлять ситуацию. Чего не хватало в октябре-ноябре?

— Нам не хватало какого-то баланса в игре. Мы либо хорошо бросаем, но уступаем в обороне в концовке, либо нам не хватало попаданий впереди. Сейчас же мы более сбалансированы. Наши скауты нашли и маленьких, и больших игроков, играющих сзади. Сейчас мы пришли к какому-то равновесию. Сейчас в команде каждый знает свою роль. И плюс должен вернуться Антон Понкрашов. Думаю, когда он вернется, он нам тоже очень поможет. Но и сейчас, пока его нет, у нас есть Пол Столл, который знает, что делать. Пока он не пришел, у нас была какая-то даже путаница в защите, но сейчас в нашей игре появилась система и порядок.

— А тебя не настораживает конкуренция с новичком Полом Столлом на одной позиции?

— Да нет. Практически во всех хороших командах имеется по два разыгрывающих. Для меня важнее всего, чтобы команда выигрывала. А для этого нужны такие сильные игроки, как Пол.

— Неделю назад вы с командой провели суперматч в Каунасе. Каково это — играть при давлении 16 тысяч болельщиков?

— Да, это был классный опыт сыграть на арене, где столько удивительно громких болельщиков, которые всегда поддерживают своих игроков, даже когда команда проигрывает в 12 очков. Это удивительно. Я думаю, что в Каунасе одна из лучших арен в Европе. Да и сам матч получился запоминающимся. «Жальгирис» контролировал большую часть игры, но мы смогли собраться и вырвать победу в гостях.

- В Лиге ВТБ УНИКС вновь не знает поражений, но обычно это до очного поединка с ЦСКА. Это нормально вообще для лиги, когда есть один такой ярко выраженный лидер?

— Ну, я бы не сказал, что это какая-то уникальная история. В других ведущих лигах тоже, скорее всего, лишь по одной сильной команде. В Испании — «Реал», в Литве — «Жальгирис», в Израиле — «Маккаби», в Италии — «Милан», там тоже большой разрыв. Да, ЦСКА и «Реал» мадридский сейчас, возможно, сильнейшие клубы в Европе. Но и во внутреннем чемпионате страны есть целый ряд мощных соперников. Тут и «Зенит», и «Химки», и «Локомотив». С последними у нас скоро игра, и если мы их одолеем, то закрепим свою вторую позицию в таблице, скажем так, будем лучшими из «вторых» сильнейших команд лиги.

— Если говорить совсем честно, то какие сейчас у УНИКСа шансы в Евролиге?

— Тут надо сразу сказать, что Евролига в нынешнем году была реорганизована, и теперь турнир, возможно, сильнейший в своей истории, и уже то, что мы играем в нем — это большой успех. Да, мы начали не очень удачно, потеряли много очков. Теперь нам надо стараться зацепиться за оставшиеся матчи и биться за плей-оф. Но даже если не попадем, то это сам по себе отличный опыт — играть в сильнейшей лиге.

Каждый тренер это отдельный новый мир. С обоими специалистами я провел очень хорошие сезоны. Но они оба дают мне достаточно свободы на площадке, никогда не наказывали за мои ошибки и очень ценят меня как игрока, и я отвечаю взаимностью

«Евгений Пашутин и Сито Алонсо играют в агрессивный баскетбол»

— С кем в команде ты больше всего общаешься?

— Мне очень близок Марко Банич. Мы с ним можем говорить на родном мне языке. Мы с ним уже который сезон вместе. Очень близок мне Лэтэвиус Уильямс, потому что мы с ним играли вместе в Бильбао, на выездах мы всегда делим комнату в отеле. Антон Понкрашов — это просто великий шутник, поэтому я люблю с ним поболтать. Ну и неплохо я подружился с Орландо Джонсоном. Я вообще стараюсь дружить со всеми.

— По ходу сезона в команду пришло немало новых игроков. Как ты принял новичков в команде?

— Знаешь, у меня ведь такая позиция, на мне держатся все связки в игре. И поэтому я, как разыгрывающий, стараюсь помогать новичкам освоиться в команде. Потому что и меня приняли здесь тепло. Вот, например, с тем же Джонсоном мы часто ходим ужинать, потому что он действительно очень веселый парень.

— Ты и Лэнгфорд — безоговорочные лидеры в команде, набираете большую часть очков. Это нормально, когда команда держится на двух игроках?

— Ну да, в команде не может быть шесть-семь лидеров. В ЦСКА — это Теодосич и Коло, так же и у нас. Но в команде у нас каждый знает свою работу. Уильямс и Воронов хорошо защищаются, Параховский хорош на подборах. Все стараются внести свой вклад в итоговый результат.

— Как тебе работа с Евгением Пашутиным? У тебя есть с кем сравнивать. Например с наставником «Басконии» Сито Алонсо, с которым ты так тепло общался перед матчем. Расскажи, в чем различия этих специалистов?

— Каждый тренер — это отдельный новый мир. С обоими специалистами я провел очень хорошие сезоны. Но они оба дают мне достаточно свободы на площадке, никогда не наказывали за мои ошибки и очень ценят меня как игрока, и я отвечаю взаимностью. При этом они оба играют в агрессивный и быстрый баскетбол.

«Мне вообще кажется очень странным, что в такой огромной стране, где живет столько миллионов жителей, всего лишь один игрок в НБА играет на таком уровне. Наверное, здесь нужно задуматься тренерам, почему так происходит». Фото eurosport.com

«Странно, что от такой большой страны, как Россия, лишь один игрок в НБА»

— Ты следишь за НБА? Хотел бы себя попробовать за океаном?

— Да, конечно, я слежу за НБА, тем более сейчас там играет много европейских баскетболистов. А что касается меня, то почему бы и нет? Сейчас я впервые играю в Евролиге, а там посмотрим, как получится.

— А кто из игроков тебе импонирует? Леброн, Коби? Или кто-то еще?

— Сейчас там играет много испанцев. Пол и Марк Газоли. Также мне нравятся разыгрывающий Кайри Ирвинг и Крис Пол. Ну и, конечно же, в НБА сейчас просто без вариантов лучший Леброн Джеймс. Потому что он и забрасывает сумасшедшие мячи, и подбирает отлично, контролирует всю игру.

— Но в целом импонируют именно испанские игроки? Из патриотических чувств?

— Ага, конечно, я слежу за теми командами, где играют мои соотечественники. Я же испанец!

— А что можешь сказать о российском игроке НБА Тимофее Мозгове из «Лэйкерс»?

— Мне вообще кажется очень странным, что в такой огромной стране, где живет столько миллионов жителей, всего лишь один игрок в НБА играет на таком уровне. Наверное, здесь нужно задуматься тренерам, почему так происходит. У вас тут хорошие тела, сильные, большие ребята. Почему только один может попасть в НБА? Это странно. Посмотрите на Испанию. Такая маленькая страна, но за океаном играет с десяток наших игроков.

«УНИКС дает мне возможность пробиться на Евробаскет»

— Скоро Евробаскет. У тебя есть возможность попасть в свою сборную. Но конкуренция довольно мощная на твою позицию. Есть шансы?

— Да, это однозначно одна из главных моих целей — попасть в сборную на чемпионат Европы. Думаю, мне не очень повезло с поколением, я родился в одно время с Наварро, Юлом, Родригесом, которые играют на ведущих ролях в НБА, в «Барсе» и «Реале».

Два года назад я уже был на сборе со сборной Испании и был в заявке, но в последний момент меня убрали из заявки. Так что мне остается еще более упорно тренироваться и доказывать свою силу. Ведь испанская сборная — это вторая сильнейшая сборная в мире и, я считаю, сильнейшая сборная в Европе.

Они дают мне шанс играть в главном турнире Европы, так что я всегда на виду у тренерского штаба. Только на фоне лучших команд Европы они могут понять мою реальную силу

— Согласись, попасть туда из команды участвующей в Евролиге проще, чем из середняка испанского чемпионата? Стало быть, УНИКС помогает тебе и с этой задачей?

— Конечно. Они дают мне шанс играть в главном турнире Европы, так что я всегда на виду у тренерского штаба. Только на фоне лучших команд Европы они могут понять мою реальную силу.

— И напоследок, что пожелаешь нашим читателям на Новый год и Рождество?

— Дорогие болельщики, поздравляю вас с наступающим Новым годом и Рождеством. Я думаю, мы поздравили вас победой. Приходите на наши матчи и, я думаю, мы еще не раз порадуем вас своими победами!

Эрик Добролюбов, фото facebook.com/unicsbasket

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Спорт

Новости партнеров